WWF: Как мы победили социальные сети

Этот мем придумал редактор соцсетей Всемирного фонда дикой природы Чингис Бальбаров. Изображение предоставил эксперт.
Этот мем придумал редактор соцсетей Всемирного фонда дикой природы Чингис Бальбаров. Изображение предоставил эксперт.

Как в рабо­те smm-спе­ци­а­ли­ста фон­да помо­га­ет кон­тент-план, ана­ли­ти­ка и онлайн-сер­ви­сы? Каким пра­ви­лам сто­ит сле­до­вать при обще­нии с под­пис­чи­ка­ми? Сво­им опы­том созда­ния кон­тен­та и ком­му­ни­ка­ции с ауди­то­ри­ей с Теп­ли­цей поде­лил­ся редак­тор соц­се­тей Все­мир­но­го фон­да дикой при­ро­ды (WWF) в Рос­сии Чин­гис Баль­ба­ров.

Сооб­ще­ства Все­мир­но­го фон­да дикой при­ро­ды есть во всех попу­ляр­ных соци­аль­ных сетях: ауди­то­рия «ВКон­так­те» состав­ля­ет более 377 тысяч под­пис­чи­ков, на стра­ни­цу Facebook под­пи­са­но более 63 тысяч чело­век, в Instagram – почти 40 тысяч, в Twitter – более 34 тысяч под­пис­чи­ков, в «Одно­класс­ни­ках» – более 40 тысяч, а на канал в Youtube под­пи­са­но более четы­рех тысяч поль­зо­ва­те­лей.

WWF изве­стен сво­и­ми акци­я­ми в соци­аль­ных сетях, напри­мер, фонд еже­год­но про­во­дит одну из круп­ных бла­го­тво­ри­тель­ных акций в мире «Час зем­ли». В 2015 году сов­мест­но с «ВКон­так­те» спе­ци­а­ли­сты фон­да запу­сти­ли набор вир­ту­аль­ных сти­ке­ров с ред­ки­ми вида­ми живот­ных. Все­го за год их исполь­зо­ва­ли более 300 мил­ли­о­нов раз.

Чин­гис Баль­бе­ров ведет соци­аль­ные сети фон­да с лета 2017 года, в фонд при­шел за год до это­го в роли волон­те­ра. Имен­но он при­ду­мал мемы с пан­дой (сим­во­лом фон­да). На одном меме пан­да отправ­ля­ет­ся на орби­ту на каб­ри­о­ле­те Tesla изоб­ре­та­те­ля Ило­на Мас­ка, на дру­гом – рас­ска­зы­ва­ет о вакан­сии в фон­де.

На фото: Чингис Бальбаров. Фото предоставил эксперт.
На фото: Чин­гис Баль­ба­ров. Фото предо­ста­вил экс­перт.

– С чего вы начали работу над социальными сетями?

– Рабо­та фон­да с соц­се­тя­ми была запу­ще­на еще до мое­го при­хо­да, поэто­му мне было лег­че – не нуж­но было созда­вать все с нуля. Конеч­но, пер­вое вре­мя я потра­тил на то, что­бы сори­ен­ти­ро­вать­ся во мно­гих внут­рен­них, внеш­них и парт­нер­ских про­ек­тах, на пони­ма­ние тон­ко­стей вза­и­мо­дей­ствия с кол­ле­га­ми из дру­гих отде­лов и реги­о­нов, на зна­ком­ство с пра­ви­ла­ми по исполь­зо­ва­нию брен­да. В этом мне силь­но помог кол­ле­га Миха­ил Буто­рин, кото­рый зани­мал­ся соц­се­тя­ми до меня.

Мы собра­ли все полез­ные инстру­мен­ты и алго­рит­мы для пуб­ли­ка­ций в одном гугл-доку­мен­те, кото­рый стал нашим кон­тент-пла­ном. С этим фай­лом мы до сих пор ведем рабо­ту. Поз­же, разо­брав­шись с дета­ля­ми, у меня появи­лась воз­мож­ность фор­ми­ро­вать свою кон­тент-лен­ту, при­вно­сить что-то свое.

«Я ста­рал­ся рабо­тать с тек­стом: писать более емко и при этом инфор­ма­тив­но. Помень­ше худо­же­ствен­ных обо­ро­тов и кан­це­ля­риз­мов. Ста­рал­ся рас­ска­зы­вать новость тем язы­ком, каким я рас­ска­зы­вал бы ее дру­зьям. Здесь при­го­дил­ся опыт рабо­ты в ново­стях, а так­же книж­ка Илья­хо­ва «Пиши, сокра­щай». Еще мое автор­ское ново­вве­де­ние – мемы с пан­дой. Их не все­гда умест­но исполь­зо­вать, но когда уда­ет­ся, такие посты полу­ча­ют­ся не толь­ко инфор­ма­тив­ные, но и весе­лые». Чин­гис Баль­ба­ров

При­го­дил­ся преды­ду­щий опыт рабо­ты с соц­се­тя­ми, так­же я мно­го мони­то­рил сооб­ще­ства с при­ро­до­охран­ной тема­ти­кой.

– Расскажите о вашем контент-плане.

– Кон­тент-план сей­час у нас раз­де­лен и ведет­ся на двух пло­щад­ках: гугл-доку­мент и Trello. В гугл-доку­мен­те мы рабо­та­ем сов­мест­но с наши­ми волон­те­ра­ми (в основ­ном они упа­ко­вы­ва­ют уже гото­вый кон­тент), а так­же кол­ле­га­ми из фон­да.

Контент-план WWF, созданный в гугл-документе. Изображение предоставил эксперт.
Кон­тент-план WWF, создан­ный в гугл-доку­мен­те. Изоб­ра­же­ние предо­ста­вил экс­перт.

В Trello мы ведем план вме­сте с агент­ством Panda Digital – они гото­вят для нас экс­клю­зив­ный кон­тент, а так­же помо­га­ют при­ду­мы­вать и запус­кать в соц­се­тях акти­ва­ции и флеш­мо­бы. Кста­ти, волон­те­ры и агент­ство рабо­та­ют с нами бес­плат­но, за что им огром­ное спа­си­бо.

Контент-план WWF в программе Trello. Изображение предоставил эксперт.
Кон­тент-план WWF в про­грам­ме Trello. Изоб­ра­же­ние предо­ста­вил экс­перт.

Кон­тент для соц­се­тей отли­ча­ет­ся. Основ­ные пло­щад­ки для инфор­ми­ро­ва­ния ауди­то­рии – это «ВКон­так­те» и Facebook. По сути, самая актив­ная наша ауди­то­рия имен­но там. Ста­ра­ем­ся раз­ви­вать «Одно­класс­ни­ки», так как там мно­го людей из реги­о­нов. В Instagram мы, с одной сто­ро­ны, огра­ни­че­ны фор­ма­том фото­гра­фий, с дру­гой – это поз­во­ля­ет давать более-менее одно­род­ный кон­тент. Так­же в этой соц­се­ти удоб­но сотруд­ни­чать с бло­ге­ра­ми и фото­гра­фа­ми. Twitter мы исполь­зу­ем в основ­ном для пуб­ли­ка­ции ново­стей.

– Каких правил вы придерживаетесь в общении с подписчиками?

– Моде­ра­ци­ей ком­мен­та­ри­ев у нас зани­ма­ет­ся несколь­ко чело­век. Это я, волон­те­ры и ребя­та из агент­ства. В слу­чае слож­ных вопро­сов, тре­бу­ю­щих спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных зна­ний (мы все­гда рады, когда появ­ля­ют­ся такие ком­мен­та­рии, это зна­чит, что кон­тент инте­ре­сен и про­фес­си­о­наль­ной ауди­то­рии), мы под­клю­ча­ем наших экс­пер­тов. Ино­гда можем запро­сить ком­мен­та­рий и у сто­рон­них спе­ци­а­ли­стов.

Свод пра­вил есть, он осно­ван на обыч­ном здра­вом смыс­ле: мы уда­ля­ем рекла­му, шок-кон­тент, ком­мен­та­рии с обсцен­ной лек­си­кой и оскорб­ле­ни­я­ми дру­гих участ­ни­ков.

Поль­зо­ва­те­ли часто остав­ля­ют ком­пли­мен­ты, мы все­гда ста­ра­ем­ся их бла­го­да­рить. Ино­гда воз­ни­ка­ют и пре­тен­зии к рабо­те фон­да, в этом слу­чае глав­ная зада­ча – разо­брать­ся в про­бле­ме, а затем дать веж­ли­вый и кон­струк­тив­ный ответ.

– Как вам помогает аналитика?

– У нас есть свой внут­рен­ний KPI по рабо­те в соци­аль­ных сетях, и ста­ти­сти­ка – оче­вид­ный и логич­ный инстру­мент для отсле­жи­ва­ния его выпол­не­ния. Кро­ме того, мы можем видеть, какой кон­тент поль­зу­ет­ся у наших чита­те­лей боль­шей попу­ляр­но­стью, а какие мате­ри­а­лы им не инте­рес­ны.

Напри­мер, боль­ше все­го поль­зо­ва­те­ли любят фото с живот­ных, на вто­ром месте – кад­ры с фото­ло­ву­шек. Так­же хоро­шо «захо­дят» празд­ни­ки, напри­мер, день амур­ско­го тиг­ра. Тут слож­но открыть Аме­ри­ку – ана­ли­ти­ка это наше все.

Еще по теме: Как теперь про­дви­гать акка­унт в Instagram: опыт фон­да «Ста­рость в радость»

– Используете ли вы для создания и продвижения контента специальные инструменты, которые упрощают работу?

– Да, это гра­фи­че­ские редак­то­ры, про­грам­мы для рабо­ты с видео, сер­ви­сы для пла­ни­ро­ва­ния отло­жен­ных постов, инстру­мен­ты для созда­ния ста­ти­сти­ки и мно­гие дру­гие. Я рабо­таю в Photoshop, видео­об­ра­бот­кой зани­ма­ют­ся волон­те­ры. Отло­жен­ные посты в «Твит­тер» делаю через Tweetdeck, в Instagram через сер­вис наших дру­зей из сер­ви­са Onlypult. В дру­гих соц­се­тях поль­зу­ем­ся их соб­ствен­ны­ми инстру­мен­та­ми. По ана­ли­ти­ке – счет­чи­ки поис­ко­ви­ков.

– Как вы совершенствуете свои навыки?

– Мне нра­вит­ся в соц­се­тях то, что они посто­ян­но раз­ви­ва­ют­ся. Все вре­мя появ­ля­ют­ся новые инстру­мен­ты, новые спо­со­бы вза­и­мо­дей­ство­вать с ауди­то­ри­ей, новые фор­ма­ты пода­чи инфор­ма­ции. Мы ста­ра­ем­ся отсле­жи­вать такие вещи, сле­дить за трен­да­ми и, по воз­мож­но­сти, что-то внед­рять в наши сооб­ще­ства. Вот это посто­ян­ное нахож­де­ние в дина­ми­ке и есть отлич­ный спо­соб обнов­лять свои навы­ки.

Еще по теме: 5 оши­бок: что smm-спе­ци­а­ли­сты бла­го­тво­ри­тель­ных фон­дов дела­ют не так

– Нравится ли вам работа редактора соцсетей?

– Мне нра­вил­ся WWF задол­го до того, как я сюда при­шел, нра­ви­лась их дея­тель­ность. Соб­ствен­но, изна­чаль­но я при­шел в фонд как волон­тер. Для меня была важ­на при­част­ность к этой полез­ной, важ­ной рабо­те. Мож­но даже ска­зать, что это была некая соци­аль­ная нагруз­ка.

Поэто­му наи­боль­шее удо­воль­ствие у меня вызы­ва­ют те момен­ты, когда кол­ле­ги доби­ва­ют­ся каких-либо зна­чи­мых успе­хов в защи­те при­ро­ды, в спа­се­нии ред­ких видов живот­ных. Таки­ми ново­стя­ми мы ста­ра­ем­ся сра­зу делить­ся в соц­се­тях. А когда видишь, что наши чита­те­ли под­дер­жи­ва­ют нашу рабо­ту, счи­та­ют ее дей­стви­тель­но кру­той, тогда испы­ты­ва­ешь дру­гое, не менее силь­ное удо­воль­ствие.

7 февраля 2018 года, в день запуска ракеты, выведшей на орбиту кабриолет Tesla изобретателя Илона Маска, фонд опубликовал специальный пост с призывом обращать внимание на проблемы на Земле
7 фев­ра­ля 2018 года, в день запус­ка раке­ты, вывед­шей на орби­ту каб­ри­о­лет Tesla изоб­ре­та­те­ля Ило­на Мас­ка, фонд опуб­ли­ко­вал спе­ци­аль­ный пост с при­зы­вом обра­щать вни­ма­ние на про­бле­мы на Зем­ле.

– Вы придумываете мемы, обыгрываете мировые инфоповоды, участвуете в флешмобах. Что вам помогает избежать рутины, не быть банальными, держать руку на пульсе?

– Я бы пока не назвал рабо­ту фон­да в соц­се­тях эта­лон­ной. Рабо­тать есть над чем. В том чис­ле и над тем, что­бы быть более акту­аль­ны­ми и ори­ги­наль­ны­ми, уметь пода­вать науч­ную инфор­ма­цию про­стым язы­ком, сле­дить за трен­да­ми. На мой взгляд, глав­ное в этой рабо­те – само­му быть актив­ным поль­зо­ва­те­лем соц­се­тей, раз­би­рать­ся в тон­ко­стях рабо­ты фон­да и поль­зо­вать­ся ана­ли­ти­че­ски­ми инстру­мен­та­ми. И, конеч­но, любить при­ро­ду!

Сайт Все­мир­но­го фон­да дикой при­ро­ды.