Фандрайзинг в Сети: основные термины и каналы взаимодействия с аудиторией

В России объем онлайн-пожертвований с каждым годом растет. Изображение с сайта pexels.com (CC0).
В России объем онлайн-пожертвований с каждым годом растет. Изображение с сайта pexels.com (CC0).

Для неком­мер­че­ских орга­ни­за­ций сбор средств в Интер­не­те один из спо­со­бов най­ти финан­со­вую под­держ­ку про­ек­там. В этой ста­тье рас­смот­рим, что вклю­ча­ет в себя поня­тие фанд­рай­зин­га и какие опре­де­ле­ния нуж­но знать, что­бы раз­би­рать­ся в теме.

Фанд­рай­зинг (от англ. fundraising», бук­валь­но «уве­ли­че­ние фон­дов, ресур­сов») – дея­тель­ность по при­вле­че­нию ресур­сов (чело­ве­че­ских, мате­ри­аль­ных, инфор­ма­ци­он­ных) на неком­мер­че­ские про­ек­ты.

Онлайн-фанд­рай­зинг – сбор средств в Интер­не­те. Про­цесс онлайн-фанд­рай­зин­га заклю­ча­ет­ся в выстра­и­ва­нии дове­ри­тель­ных отно­ше­ний со сво­ей ауди­то­ри­ей.

Фанд­рай­зе­ром назы­ва­ют чело­ве­ка, кото­рый зани­ма­ет­ся при­вле­че­ни­ем ресур­сов. 

Доно­ры – те, от кого орга­ни­за­ция полу­ча­ет под­держ­ку.

Цикл фанд­рай­зин­га – это фанд­рай­зин­го­вые про­цес­сы. По мне­нию Дмит­рия Дау­ше­ва, дирек­то­ра по фанд­рай­зин­гу и ком­му­ни­ка­ци­ям бла­го­тво­ри­тель­ной орга­ни­за­ции «Дет­ские дерев­ни – SOS», пол­ный цикл фанд­рай­зин­га состо­ит из сле­ду­ю­щих эта­пов:

– ана­лиз про­бле­мы;

– идея;

– опи­са­ние целе­вой груп­пы;

– опре­де­ле­ние целей и задач;

– опре­де­ле­ние меха­низ­мов и инстру­мен­тов;

– состав­ле­ние сме­ты;

– ана­лиз име­ю­щих­ся и необ­хо­ди­мых ресур­сов;

– поиск и отбор потен­ци­аль­ных доно­ров;

– про­ве­де­ние фанд­рай­зин­го­во­го меро­при­я­тия, акции;

– ана­лиз полу­чен­ных резуль­та­тов, извле­че­ние уро­ков;

– бла­го­дар­ность доно­рам.

«При пра­виль­ной орга­ни­за­ции рабо­ты фанд­рай­зин­го­вый цикл ста­но­вит­ся непре­рыв­ным: оцен­ка и обра­бот­ка резуль­та­тов одно­го меро­при­я­тия плав­но пере­те­ка­ют в пла­ни­ро­ва­ние и усо­вер­шен­ство­ва­ние ново­го»,– гово­рит Дмит­рий Дау­шев.

Интер­нет-эквай­ринг (англ. internet acquiring) — это тех­но­ло­гия, явля­ю­ща­я­ся раз­но­вид­но­стью эквай­рин­га (при­ем к опла­те пла­теж­ных карт), кото­рая поз­во­ля­ет при­ни­мать к опла­те бан­ков­ские кар­ты через Интер­нет. Отли­чие от тор­го­во­го и мобиль­но­го эквай­рин­га в том, что нет тер­ми­на­ла (POS, mPOS) для физи­че­ско­го счи­ты­ва­ния дан­ных кар­ты. Поэто­му исполь­зо­вать интер­нет-эквай­ринг могут поль­зо­ва­те­ли вир­ту­аль­ных бан­ков­ских карт и элек­трон­ных кошель­ков, у кото­рых отсут­ству­ют физи­че­ские носи­те­ли в виде пла­сти­ко­вых карт.

Рост онлайн-пожертвований

В Рос­сии объ­ем онлайн-пожерт­во­ва­ний с каж­дым годом рас­тет. По дан­ным Яндек­са, объ­ем онлайн-пожерт­во­ва­ний в 2017 году вырос в два раза: через раз­лич­ные пла­теж­ные сред­ства сер­ви­са было отправ­ле­но 1,2 млрд руб­лей. На 13% уве­ли­чил­ся сред­ний раз­мер онлайн-пожерт­во­ва­ния, кото­рый соста­вил 722 руб­ля, по срав­не­нию с 2016 годом.

Фонд под­держ­ки и раз­ви­тия филан­тро­пии «КАФ» в сво­ем еже­год­ном иссле­до­ва­нии за 2017 год зафик­си­ро­вал рост онлайн-пожерт­во­ва­ний.

Самые попу­ляр­ные спо­со­бы совер­ше­ния пожерт­во­ва­ний: смс (40%), онлайн (34%) и Яндекс для пожерт­во­ва­ния (31%). По инфор­ма­ции фон­да, онлайн-пожерт­во­ва­ния в меж­ду­на­род­ный день акции #Щед­рый­В­тор­ник (про­шел 22 нояб­ря 2017 года) вырос­ли в два раза. Онлайн-плат­фор­мы «Нуж­на помощь», QIWI, Planeta.ru, Благо.ру, Сбер­банк Вме­сте, Добро.Mail.ru за один день собра­ли 3,2 мил­ли­о­на руб­лей.

Каналы фандрайзинга в Сети

1. Сайт. На сай­те неком­мер­че­ской орга­ни­за­ции долж­на быть спе­ци­аль­ная кноп­ка «помочь» или «сде­лать пожерт­во­ва­ние». Так­же у жерт­во­ва­те­ля дол­жен быть выбор инстру­мен­тов и спо­со­бов пере­чис­ле­ния денег: бан­ков­ский пере­вод без откры­тия сче­та, элек­трон­ные пла­теж­ные систе­мы (пла­теж бан­ков­ской кар­той, спи­са­ние с бан­ков­ско­го сче­та, пла­теж­ные систе­мы и элек­трон­ные кошель­ки, пла­те­жи с мобиль­но­го теле­фо­на).

У Теп­ли­цы раз­ра­бо­тан спе­ци­аль­ный про­дукт для сбо­ра онлайн-пожерт­во­ва­ний «Онлайн-лей­ка». Это пла­гин для WordPress, кото­рый упро­ща­ет сбор, управ­ле­ние и отчет­ность по онлайн-пожерт­во­ва­ни­ям на сай­тах НКО и обще­ствен­ных про­ек­тов.

2. Соци­аль­ные сети. Созда­ние сооб­ще­ства в соци­аль­ных сетях помо­жет НКО при­влечь вни­ма­ние сто­рон­ни­ков и удер­жать его, а так­же попро­сить помо­щи о под­держ­ке.

В соци­аль­ных сетях «ВКон­так­те» и Facebook есть спе­ци­аль­ные кноп­ки «помочь», с помо­щью кото­рых поль­зо­ва­тель может отпра­вить пожерт­во­ва­ние. Во «ВКон­так­те» суще­ству­ет отдель­ная про­грам­ма «Бла­го­тво­ри­тель­ность ВКон­так­те», а Facebook и вовсе отка­зал­ся от комис­си­он­ных сбо­ров с пожерт­во­ва­ний и пред­ста­вил сра­зу несколь­ко новых сер­ви­сов для НКО.

Онлайн-фор­ма пожерт­во­ва­ний в груп­пе «ВКон­так­те» бла­го­тво­ри­тель­ной орга­ни­за­ции «Ноч­леж­ка». Изоб­ра­же­ние: скрин­шот с сай­та: vk.com/nochlezhka_spb

3. Email-рас­сыл­ка. Сайт НКО и соци­аль­ные сети долж­ны помо­гать спе­ци­а­ли­стам фон­дов соби­рать базу потен­ци­аль­ных доно­ров. Для это­го нуж­ны раз­ные спо­со­бы полу­че­ния элек­трон­ных адре­сов: под­пис­ка на ново­сти, анке­ти­ро­ва­ние, голо­со­ва­ние, сбор под­пи­сей. Элек­трон­ную рас­сыл­ку мож­но осу­ще­ствить с помо­щью спе­ци­аль­но­го онлайн-сер­ви­са Mailchimp.

4. Реа­ли­за­ция суве­нир­ной бла­го­тво­ри­тель­ной про­дук­ции в Сети. Ее мож­но выстав­лять в спе­ци­аль­ном раз­де­ле «Това­ры» в сооб­ще­ствах, соци­аль­ных сетях или на сай­те про­ек­та.

5. Онлайн-сер­ви­сы. Пред­на­зна­че­ны для сбо­ра част­ных пожерт­во­ва­ний в поль­зу неком­мер­че­ских орга­ни­за­ций. В Рос­сии суще­ству­ют такие сер­ви­сы, как Благо.руДобро.Mail.ru, плат­фор­ма фон­да «Нуж­на помощь», сер­вис Charry.