Юридические особенности фандрайзинга в Сети: что нужно знать прежде чем начать кампанию

Заместитель генерального директора Planeta.ru по правовым вопросам Алексей Чесноков. Фотографию предоставил эксперт.
Заместитель генерального директора Planeta.ru по правовым вопросам Алексей Чесноков. Фотографию предоставил эксперт.

При запуске онлайн-фандрайзинговой кампании некоммерческой организации нужно соблюдать закон о персональных данных, подтверждать все действия документами и заключать соглашение с партнерами. Об этом Теплице рассказал заместитель генерального директора Planeta.ru по правовым вопросам Алексей Чесноков. Эксперт объяснил, какие юридические нормы необходимо учитывать, чтобы избежать проблем при проведении кампании.

По словам Алексея Чеснокова, у российского фандрайзинга нет каких-либо серьезных юридических ограничений или препятствий. Однако чувствительным вопросом является привлечение средств из-за рубежа. Это обусловлено законодательством об иностранных агентах.

"Вопросы, связанные с использованием персональной информации, также требуют повышенного внимания. Также нужно предоставлять четкую информацию по двум основным вопросам: кто собирает и на что собирает", – уточнил Алексей Чесноков.

Что нужно знать

1. Нужно учитывать специфику НКО. В уставе организации должно быть закреплено право привлекать денежные средства, в том числе теми способами, которые используются в актуальном методе фандрайзинга.

Часто НКО ограничиваются общей формулировкой о получении (привлечении) денежных средств на уставную деятельность. Как ни странно, иногда встречаются НКО, у которых в уставе не отражено право привлекать денежные средства.

2. Цель сбора должна соответствовать предмету деятельности организации. У нас на Planeta.ru были ситуации, когда предметом деятельности НКО была указана природоохранная (экологическая) деятельность, а денежные средства организация планировала привлекать на реабилитацию ребенка-инвалида. Мгновенно возникли вопросы о соответствии деятельности организации уставу. Тот проект мы, конечно, не запустили.

Еще по теме: Что делать с персональными данными на сайте НКО: советы и инструкции

3. Все действия, связанные с фандрайзинговой кампанией, должны быть подтверждены документами организации. Другими словами, у НКО должен быть пакет документов, из которого следует, в рамках какой программы ведется сбор средств (положение о программе), каково их целевое назначение (положение о программе и приказ организации по конкретной акции), кому предоставлены полномочия проводить эту акцию (приказ организации).

4. После завершения проекта, акции или иного мероприятия привлеченные денежные средства должны быть актированы (составлены акты. – Прим. ред.), а их расходование должно подтверждаться соответствующими документами, отчетом.

5. Перед сбором средств в онлайн-пространстве важно точно знать, сможете ли вы в полной мере использовать те платежные инструменты, которые встроены в функционал вашей фандрайзинговой кампании.

В частности, некоторые банки с трудом пропускают платежи из-за рубежа, а один очень известный и крупный банк сейчас не пропускает многие платежи, поскольку они кажутся ему подозрительными, и так далее. Разумеется, нужно учесть комиссию платежных систем.

"Делайте больше отчетов о том, что привлеченные средства помогли решить конкретную проблему. Они будут полезны и для проверяющих структур, и для жертвователей, которые поучаствовали в конкретном сборе". Алексей Чесноков

6. Онлайн-фандрайзинговые акции почти всегда сопровождаются рассылками, рекламами и другими активностями. При проведении таких активностей нужно обращать внимание на соблюдение законодательства о рекламе, а также законодательства о персональных данных.

В обоих случаях важно наличие соответствующего согласия на использование информации от тех субъектов, которым такая информация направляется адресно. В первую очередь, речь идет о сообщениях на электронную почту.

7. Если для участия в акции привлекается партнер, желательно (а в некоторых случаях очень важно) составить соответствующее соглашение, в котором будут предусмотрены права и обязанности сторон.

В том числе имеет смысл оговорить право на использование изображения гражданина, право использовать логотип компании-партнера и другие важные для партнеров условия.

8. У фандрайзинговой акции часто имеется определенный предмет, которым выступает та или иная проблема. Для привлечения внимания к такой проблематике иногда используются весьма суровые методы.

Важно, чтобы они не выходили за рамки действующего законодательства и норм этики. Иными словами, чтобы после акции не выявились группы недовольных с оскорбленными чувствами и иными "эмоционально ущемленными местами".