Юридические особенности фандрайзинга в Сети: что нужно знать прежде чем начать кампанию

Заместитель генерального директора Planeta.ru по правовым вопросам Алексей Чесноков. Фотографию предоставил эксперт.
Заместитель генерального директора Planeta.ru по правовым вопросам Алексей Чесноков. Фотографию предоставил эксперт.

При запус­ке онлайн-фанд­рай­зин­го­вой кам­па­нии неком­мер­че­ской орга­ни­за­ции нуж­но соблю­дать закон о пер­со­наль­ных дан­ных, под­твер­ждать все дей­ствия доку­мен­та­ми и заклю­чать согла­ше­ние с парт­не­ра­ми. Об этом Теп­ли­це рас­ска­зал заме­сти­тель гене­раль­но­го дирек­то­ра Planeta.ru по пра­во­вым вопро­сам Алек­сей Чес­но­ков. Экс­перт объ­яс­нил, какие юри­ди­че­ские нор­мы необ­хо­ди­мо учи­ты­вать, что­бы избе­жать про­блем при про­ве­де­нии кам­па­нии.

По сло­вам Алек­сея Чес­но­ко­ва, у рос­сий­ско­го фанд­рай­зин­га нет каких-либо серьез­ных юри­ди­че­ских огра­ни­че­ний или пре­пят­ствий. Одна­ко чув­стви­тель­ным вопро­сом явля­ет­ся при­вле­че­ние средств из-за рубе­жа. Это обу­слов­ле­но зако­но­да­тель­ством об ино­стран­ных аген­тах.

«Вопро­сы, свя­зан­ные с исполь­зо­ва­ни­ем пер­со­наль­ной инфор­ма­ции, так­же тре­бу­ют повы­шен­но­го вни­ма­ния. Так­же нуж­но предо­став­лять чет­кую инфор­ма­цию по двум основ­ным вопро­сам: кто соби­ра­ет и на что соби­ра­ет», – уточ­нил Алек­сей Чес­но­ков.

Что нужно знать

1. Нуж­но учи­ты­вать спе­ци­фи­ку НКО. В уста­ве орга­ни­за­ции долж­но быть закреп­ле­но пра­во при­вле­кать денеж­ные сред­ства, в том чис­ле теми спо­со­ба­ми, кото­рые исполь­зу­ют­ся в акту­аль­ном мето­де фанд­рай­зин­га.

Часто НКО огра­ни­чи­ва­ют­ся общей фор­му­ли­ров­кой о полу­че­нии (при­вле­че­нии) денеж­ных средств на устав­ную дея­тель­ность. Как ни стран­но, ино­гда встре­ча­ют­ся НКО, у кото­рых в уста­ве не отра­же­но пра­во при­вле­кать денеж­ные сред­ства.

2. Цель сбо­ра долж­на соот­вет­ство­вать пред­ме­ту дея­тель­но­сти орга­ни­за­ции. У нас на Planeta.ru были ситу­а­ции, когда пред­ме­том дея­тель­но­сти НКО была ука­за­на при­ро­до­охран­ная (эко­ло­ги­че­ская) дея­тель­ность, а денеж­ные сред­ства орга­ни­за­ция пла­ни­ро­ва­ла при­вле­кать на реа­би­ли­та­цию ребен­ка-инва­ли­да. Мгно­вен­но воз­ник­ли вопро­сы о соот­вет­ствии дея­тель­но­сти орга­ни­за­ции уста­ву. Тот про­ект мы, конеч­но, не запу­сти­ли.

Еще по теме: Что делать с пер­со­наль­ны­ми дан­ны­ми на сай­те НКО: сове­ты и инструк­ции

3. Все дей­ствия, свя­зан­ные с фанд­рай­зин­го­вой кам­па­ни­ей, долж­ны быть под­твер­жде­ны доку­мен­та­ми орга­ни­за­ции. Дру­ги­ми сло­ва­ми, у НКО дол­жен быть пакет доку­мен­тов, из кото­ро­го сле­ду­ет, в рам­ках какой про­грам­мы ведет­ся сбор средств (поло­же­ние о про­грам­ме), како­во их целе­вое назна­че­ние (поло­же­ние о про­грам­ме и при­каз орга­ни­за­ции по кон­крет­ной акции), кому предо­став­ле­ны пол­но­мо­чия про­во­дить эту акцию (при­каз орга­ни­за­ции).

4. После завер­ше­ния про­ек­та, акции или ино­го меро­при­я­тия при­вле­чен­ные денеж­ные сред­ства долж­ны быть акти­ро­ва­ны (состав­ле­ны акты. – Прим. ред.), а их рас­хо­до­ва­ние долж­но под­твер­ждать­ся соот­вет­ству­ю­щи­ми доку­мен­та­ми, отче­том.

5. Перед сбо­ром средств в онлайн-про­стран­стве важ­но точ­но знать, смо­же­те ли вы в пол­ной мере исполь­зо­вать те пла­теж­ные инстру­мен­ты, кото­рые встро­е­ны в функ­ци­о­нал вашей фанд­рай­зин­го­вой кам­па­нии.

В част­но­сти, неко­то­рые бан­ки с тру­дом про­пус­ка­ют пла­те­жи из-за рубе­жа, а один очень извест­ный и круп­ный банк сей­час не про­пус­ка­ет мно­гие пла­те­жи, посколь­ку они кажут­ся ему подо­зри­тель­ны­ми, и так далее. Разу­ме­ет­ся, нуж­но учесть комис­сию пла­теж­ных систем.

«Делай­те боль­ше отче­тов о том, что при­вле­чен­ные сред­ства помог­ли решить кон­крет­ную про­бле­му. Они будут полез­ны и для про­ве­ря­ю­щих струк­тур, и для жерт­во­ва­те­лей, кото­рые поучаст­во­ва­ли в кон­крет­ном сбо­ре». Алек­сей Чес­но­ков

6. Онлайн-фанд­рай­зин­го­вые акции почти все­гда сопро­вож­да­ют­ся рас­сыл­ка­ми, рекла­ма­ми и дру­ги­ми актив­но­стя­ми. При про­ве­де­нии таких актив­но­стей нуж­но обра­щать вни­ма­ние на соблю­де­ние зако­но­да­тель­ства о рекла­ме, а так­же зако­но­да­тель­ства о пер­со­наль­ных дан­ных.

В обо­их слу­ча­ях важ­но нали­чие соот­вет­ству­ю­ще­го согла­сия на исполь­зо­ва­ние инфор­ма­ции от тех субъ­ек­тов, кото­рым такая инфор­ма­ция направ­ля­ет­ся адрес­но. В первую оче­редь, речь идет о сооб­ще­ни­ях на элек­трон­ную почту.

7. Если для уча­стия в акции при­вле­ка­ет­ся парт­нер, жела­тель­но (а в неко­то­рых слу­ча­ях очень важ­но) соста­вить соот­вет­ству­ю­щее согла­ше­ние, в кото­ром будут преду­смот­ре­ны пра­ва и обя­зан­но­сти сто­рон.

В том чис­ле име­ет смысл ого­во­рить пра­во на исполь­зо­ва­ние изоб­ра­же­ния граж­да­ни­на, пра­во исполь­зо­вать лого­тип ком­па­нии-парт­не­ра и дру­гие важ­ные для парт­не­ров усло­вия.

8. У фанд­рай­зин­го­вой акции часто име­ет­ся опре­де­лен­ный пред­мет, кото­рым высту­па­ет та или иная про­бле­ма. Для при­вле­че­ния вни­ма­ния к такой про­бле­ма­ти­ке ино­гда исполь­зу­ют­ся весь­ма суро­вые мето­ды.

Важ­но, что­бы они не выхо­ди­ли за рам­ки дей­ству­ю­ще­го зако­но­да­тель­ства и норм эти­ки. Ины­ми сло­ва­ми, что­бы после акции не выяви­лись груп­пы недо­воль­ных с оскорб­лен­ны­ми чув­ства­ми и ины­ми «эмо­ци­о­наль­но ущем­лен­ны­ми места­ми».