Хватит писать отчеты: три идеи для НКО, о чем сказать, когда в штате нет журналиста

Андрей Мисюрев рассказал "Теплице", как заинтересовать читателя с помощью историй, памяток и работать с поисковыми запросами и местным сообществом. Изображение с сайта pexels.com (CC0).
Андрей Мисюрев рассказал "Теплице", как заинтересовать читателя с помощью историй, памяток и работать с поисковыми запросами и местным сообществом. Изображение с сайта pexels.com (CC0).

Неком­мер­че­ским орга­ни­за­ци­ям сто­ит как мож­но мень­ше писать ста­тьи в фор­ма­те отче­тов. Такой вывод сде­лал руко­во­ди­тель про­ек­та «Бре­мен­ские кон­суль­тан­ты» Андрей Мисю­рев. Спе­ци­а­лист рас­ска­зал Теп­ли­це, как заин­те­ре­со­вать чита­те­ля с помо­щью исто­рий, памя­ток и рабо­тать с поис­ко­вы­ми запро­са­ми и мест­ным сооб­ще­ством.

Спе­ци­а­ли­сты «Бре­мен­ских кон­суль­тан­тов» помо­га­ют рос­сий­ским НКО нала­дить ком­му­ни­ка­цию с ауди­то­ри­ей и раз­ра­бо­тать стра­те­гию эффек­тив­но­го сбо­ра пожерт­во­ва­ний.

За вре­мя кон­суль­та­ций Андрей Мисю­рев заме­тил такую рас­про­стра­нен­ную ошиб­ку: спе­ци­а­ли­сты орга­ни­за­ции чаще все­го в груп­пах соци­аль­ных сетей и на сай­те пуб­ли­ку­ют отчет­ный тип кон­тен­та.

«Когда начал рабо­тать с НКО, стал заме­чать такой тип кон­тен­та – «отчет­ный». Он созда­ет­ся не для поль­зо­ва­те­лей, а с целью отчи­тать­ся. Мож­но часто уви­деть сооб­ще­ния с таким посы­лом: «У нас ско­ро будет меро­при­я­тие. Вот у нас про­хо­дит меро­при­я­тие. У нас про­шло меро­при­я­тие. Мы помо­га­ем людям. В этом году помог­ли столь­ким людям. Про­дол­жа­ем помо­гать людям. Помо­ги­те нам помо­гать людям». Из раз­го­во­ров и бесед я понял, что, в первую оче­редь, НКО ори­ен­ти­ру­ет­ся на инве­сто­ров и жур­на­ли­стов (они помо­га­ют уве­ли­чить охват) и толь­ко в послед­нюю оче­редь – на поль­зо­ва­те­лей и бла­го­по­лу­ча­те­лей», – объ­яс­ня­ет Андрей Мисю­рев.

Дру­ги­ми сло­ва­ми, такой тип кон­тен­та пред­став­ля­ет невы­со­кую цен­ность для под­пис­чи­ков, обыч­ных людей, пото­му что он не свя­зан с их жиз­нью и не вызы­ва­ет эмо­ции.

Чем заменить отчеты

Спер­ва Андрей Мисю­рев сове­ту­ет про­ана­ли­зи­ро­вать кон­тент на сай­те и в соц­се­тях и задать такие вопро­сы:

  • какой про­цент кон­тен­та «отчет­ный»?
  • как мно­го исто­рий, рас­ска­зан­ных от лица людей?
  • как мно­го исто­рий рас­ска­за­ны с точ­ки зре­ния сотруд­ни­ков орга­ни­за­ции?
  • встре­чал ли ваш чита­тель кон­тент, подоб­ный ваше­му, у дру­гих НКО?

Какой имен­но кон­тент сто­ит начать созда­вать НКО, Андрей Мисю­рев разо­брал на при­ме­ре реги­о­наль­ной пра­во­за­щит­ной орга­ни­за­ции «Союз «Жен­щи­ны Дона».

1. Рассказывайте истории

Отчет о деятельности организации в виде истории выглядит куда интереснее для читателей. Изображение: скриншот с сайта donwomen.ru
Отчет о дея­тель­но­сти орга­ни­за­ции в виде исто­рии выгля­дит куда инте­рес­нее для чита­те­лей. Изоб­ра­же­ние: скрин­шот с сай­та donwomen.ru

Исто­рия пока­зы­ва­ет рабо­ту орга­ни­за­ции гла­за­ми обыч­ных людей и рас­ска­за­на их сло­ва­ми . «С помо­щью слов дру­гих людей мож­но рас­ска­зать о рабо­те орга­ни­за­ции и повы­сить дове­рие к ее сотруд­ни­кам. У тако­го фор­ма­та неболь­шой охват, но хоро­шая кон­вер­сия. Исто­рии с нуля писать доро­го, поэто­му ищи­те исто­рии в ваших соци­аль­ных сетях, свя­зы­вай­тесь с людь­ми и допи­сы­вай­те вме­сте», – сове­ту­ет Андрей Мисю­рев.

Фор­мат исто­рий под­хо­дит для сфор­ми­ро­вав­шей­ся ауди­то­рии сооб­ще­ства. Он помо­га­ет удер­жать посто­ян­ных под­пис­чи­ков и пока­зать им, что НКО ока­зы­ва­ет реаль­ное воз­дей­ствие на этот мир. Они могут помочь НКО из посто­ян­но­го чита­те­ля сде­лать жерт­во­ва­те­ля.

Читать исто­рию «Внуч­ки-бабуш­ки» по ссыл­ке.

2. Создавайте памятки

Популярно-административный уголовный кодекс (ПАУК) в виде памятки. Так стала выглядеть памятка после редизайна и новой подачи.
Попу­ляр­ный адми­ни­стра­тив­но-уго­лов­ный кодекс (ПАУК) в виде памят­ки. Так ста­ла выгля­деть памят­ка после реди­зай­на и новой пода­чи.

Под­го­товь­те ста­тьи, кото­рые отве­ча­ют на про­блем­ную тему. Пре­иму­ще­ство тако­го фор­ма­та – его уме­ние создать цен­ность для широ­кой ауди­то­рии. «Акту­аль­ные широ­кие темы при­но­сят охват, а узкие темы пока­зы­ва­ют экс­пер­ти­зу и уни­каль­ность. В под­го­тов­ке памя­ток НКО сове­тую уйти от нази­да­тель­но­го тона и уде­лить вни­ма­ние визу­аль­но­му дизай­ну, нави­га­ции и струк­ту­ре ста­тьи», – гово­рит спе­ци­а­лист.

«Если пове­зет, вам не при­дет­ся ниче­го зано­во созда­вать. Най­ди­те ста­рую печат­ную памят­ку, офор­ми­те ее по-ново­му и опуб­ли­куй­те в Интер­не­те». Андрей Мисю­рев

Пуб­ли­ка­ция памя­ток, по сло­вам спе­ци­а­ли­ста, при­вле­чет к ваше­му про­ек­ту новую ауди­то­рию с помо­щью поис­ко­во­го тра­фи­ка и парт­нер­ских СМИ. «Из опы­та видел, что пра­во­за­щит­ни­кам с помо­щью полез­ной и понят­ной памят­ки про­ще собрать день­ги, чем с помо­щью тро­га­тель­ной исто­рии», – делит­ся наблю­де­ни­я­ми спе­ци­а­лист.

Посмот­реть памят­ку ПАУК «Сою­за «Жен­щи­ны Дона» мож­но по ссыл­ке, она была созда­на в 2008 году в виде бук­ле­та.

3. Пишите ответы на вопросы

Если у вас совсем нет идей для контента, но есть юристы и психологи, используйте эту возможность. Например, юрист "Союза "Женщины дома" Ильдар Шафиев в материале рассказал, что делать, если после расторжения брака бывший муж не платит алименты. Изображение: скриншот с сайта donwomen.ru/faq/alimony
Если у вас совсем нет идей для кон­тен­та, но есть юри­сты и пси­хо­ло­ги, исполь­зуй­те эту воз­мож­ность. Напри­мер, юрист «Сою­за «Жен­щи­ны Дона» Иль­дар Шафи­ев в мате­ри­а­ле рас­ска­зал, что делать, если после рас­тор­же­ния бра­ка быв­ший муж не пла­тит али­мен­ты. Изоб­ра­же­ние: скрин­шот с сай­та donwomen.ru/faq/alimony

Андрей Мисю­рев сове­ту­ет изу­чить, какие запро­сы есть у вашей ауди­то­рии, по каким клю­че­вым фра­зам поль­зо­ва­те­ли при­хо­дят на ваш сайт. Это мож­но узнать из Яндекс.Метрики, Wordstat, лиде­ров сооб­ществ в вашем реги­оне, ста­ти­сти­че­ских отче­тов или жур­на­ла обра­ще­ний с заяв­ка­ми к спе­ци­а­ли­сту.

Для каж­до­го запро­са жела­тель­но сде­лать отдель­ную стра­ни­цу. «На стра­ни­цах с отве­та­ми мож­но полу­чить из чита­те­ля буду­ще­го бла­го­по­лу­ча­те­ля или под­пис­чи­ка с помо­щью кноп­ки «обра­тить­ся за помо­щью». Сто­ит дать ответ на его вопрос, а затем ска­зать, что НКО помо­жет и в дру­гих темах, – под­ска­зал спе­ци­а­лист. – Вопро­сы при­вле­ка­ют новых бла­го­по­лу­ча­те­лей и про­дви­га­ют вас экс­пер­том в опре­де­лен­ной обла­сти. Самое слож­ное в под­го­тов­ке отве­та на вопрос – най­ти баланс меж­ду кан­це­ля­риз­мом и чело­веч­ным язы­ком, меж­ду пря­мой рекла­мой и забо­той».

На при­ме­ре «Сою­за «Жен­щи­ны Дона» мож­но изу­чить сове­ты юри­ста о про­цес­се оформ­ле­ния наслед­ства и инструк­цию, что делать и к кому обра­тить­ся, когда про­пал чело­век, дома бьют или укра­ли вещи.

В целом, для созда­ния тако­го типа кон­тен­та НКО нуж­но поста­рать­ся: необ­хо­ди­мо собрать инфор­ма­цию, запи­сать интер­вью, сде­лать фото­гра­фии, раз­ме­стить мате­ри­ал на сай­те и в соци­аль­ных сетях. Но имен­но такие экс­пе­ри­мен­ты помо­гут уйти от фор­ма­та ново­стей, отче­тов с собы­тий и увлечь ауди­то­рию.