Как петербургские активисты проводят фандрайзинговые кампании в поддержку «Открытого пространства»

Шарф-транспарант, который сделала активистка Юлия Середа. Вся выручка с аукциона была переведена в поддержку "Открытого пространства". За две недели удалось собрать около 25 тысяч рублей.
Шарф-транспарант, который сделала активистка Юлия Середа. Вся выручка с аукциона была переведена в поддержку "Открытого пространства". За две недели удалось собрать около 25 тысяч рублей.

В тече­ние трех лет коман­да петер­бург­ско­го ковор­кин­га для акти­ви­стов «Откры­тое про­стран­ство» успеш­но соби­ра­ет сред­ства в под­держ­ку про­ек­та. Сво­им опы­том про­ве­де­ния онлайн-фанд­рай­зин­го­вых кам­па­ний поде­лил­ся коор­ди­на­тор ковор­кин­га Илья Ершов. Он рас­ска­зал Теп­ли­це, как про­во­дить онлайн-аук­ци­о­ны и общать­ся с ауди­то­ри­ей, что­бы вызвать дове­рие.

Акти­ви­сты про­во­дят фанд­рай­зин­го­вые кам­па­нии каж­дые пол­го­да, их цель – собрать 300 тысяч руб­лей на арен­ду для «Откры­то­го про­стран­ства» и ком­му­наль­ные пла­те­жи. По сло­вам Ильи Ершо­ва, каж­дые шесть меся­цев уда­ет­ся соби­рать боль­ше заяв­лен­ной сум­мы.

«Крите­ри­ем успеш­но­сти, с одной сто­ро­ны, явля­ет­ся то, что вот уже пятый раз мы наби­ра­ем чуть боль­ше заяв­лен­ной сум­мы. С дру­гой сто­ро­ны, во вре­мя и после кам­па­ний у нас рас­тет чис­ло под­пис­чи­ков в груп­пах «ВКон­так­те» (на 50–70 чело­век за два меся­ца) и Facebook (на 20–30 чело­век). А еще кос­вен­ный успех – посто­ян­ное уве­ли­че­ние коли­че­ства меро­при­я­тий в Откры­том про­стран­стве: на 100 в 2017 году по срав­не­нию с преды­ду­щим годом».

Первая кампания

Скрин­шот с сай­та planeta.ru

Первую кам­па­нию акти­ви­сты про­ве­ли на кра­уд­фандин­го­вой плат­фор­ме Planeta.ru. «Мы приду­ма­ли вдох­нов­ля­ю­щий текст, под­го­то­ви­ли подар­ки-воз­на­граж­де­ния жерт­во­ва­те­лям, регу­ляр­но писа­ли посты и выдох­лись к кон­цу кам­па­нии. Зато собра­ли 106% (235 000 руб.), полу­чив колос­саль­ный опыт», – делит­ся впе­чат­ле­ни­я­ми Илья Ершов.

Спу­стя три года коман­да про­ек­та поня­ла, что запуск кам­па­нии на клас­си­че­ской кра­уд­фандин­го­вой плат­фор­ме – это был пра­виль­ный вари­ант для пер­во­го раза. О про­ек­те узна­ли не толь­ко в Санкт-Петер­бур­ге. «Сама плат­фор­ма дает реко­мен­да­ции, как вести кам­па­нию на каж­дом эта­пе, когда собра­но 25%, поло­ви­на и почти все», – доба­вил Ершов.

Запуск интернет-магазина

Изображение с сайта ospace.ecwid.com
Изоб­ра­же­ние с сай­та ospace.ecwid.com

В сле­ду­ю­щих четы­рех кам­па­ни­ях акти­ви­сты про­во­ди­ли соб­ствен­ные кам­па­нии за счет сво­их ресур­сов без при­вле­че­ния кра­уд­фандин­го­вых плат­форм. «Разме­ще­ние на Planeta.ru доро­го, если кам­па­нию про­во­дит физи­че­ское лицо (комис­сия плат­фор­мы и налог выше). Так­же нам хоте­лось попро­бо­вать что-то дру­гое», – вспо­ми­на­ет, как при­ни­ма­ли реше­ние, Илья Ершов. 

Реши­ли открыть соб­ствен­ный интер­нет-мага­зин с това­ра­ми граж­дан­ской тема­ти­ки. В нем каж­дый жела­ю­щий может при­об­ре­сти суве­нир­ную про­дук­цию, кни­ги или «подар­ки впе­чат­ле­ния»: автор­скую экс­кур­сию, фото­сес­сию, кино­про­смотр в «Откры­том про­стран­стве».

Еще по теме: Исто­рии успе­ха: Как «Грин­пис Рос­сии» про­дви­га­ет фанд­рай­зин­го­вые кам­па­нии в Сети

«В послед­нюю кам­па­нию, к удив­ле­нию для нас самих, боль­шой попу­ляр­но­стью поль­зо­ва­лись фут­бол­ки и свит­шо­ты «Sex, Drugs, Human Rights». Ско­рее, при­чи­на попу­ляр­но­сти в том, что кам­па­ния сов­па­ла с Новым годом, их поку­па­ли в каче­стве ново­год­них подар­ков», – поде­лил­ся наблю­де­ни­я­ми Илья Ершов.

Онлайн-аукцион в Facebook

Шарф-транспарант Юлии Середы
Шарф-транс­па­рант Юлии Сере­ды.

Еще одной из успеш­ных форм сбо­ра, по сло­вам акти­ви­ста, стал онлайн-аук­ци­он в Фейс­бу­ке. «Наши подру­ги Юлия и Мария Сере­да при­ду­ма­ли идею граж­дан­ско-руко­дель­но­го фанд­рай­зин­га для одно­го из наших про­ек­тов и выста­ви­ли в каче­стве лотов шар­фы-транс­па­ран­ты руч­ной рабо­ты с цита­та­ми из про­из­ве­де­ний бра­тьев Стру­гац­ких», – рас­ска­зы­ва­ет Илья Ершов.

Шар­фы с цита­та­ми «Сча­стье для всех даром», «Мас­са­ракш-и-мас­са­ракш», «За пере­до­вую магию!» одним дви­же­ни­ем руки пре­вра­ща­ют­ся в транс­па­ран­ты, с кото­ры­ми мож­но сто­ять в оди­ноч­ном пике­те. Вся выруч­ка с аук­ци­о­на была пере­ве­де­на в под­держ­ку «Откры­то­го про­стран­ства». За две неде­ли уда­лось собрать око­ло 25 тысяч руб­лей.

Каждая кампания заканчивается аукционом и барахолкой

Аукцион в поддержку "Открытого пространства". Фотографию предоставил Илья Ершов.
Аук­ци­он в под­держ­ку «Откры­то­го про­стран­ства». Фото­гра­фию предо­ста­вил Илья Ершов.

Про­ве­сти аук­ци­он в под­держ­ку «Откры­то­го про­стран­ства» коман­де про­ек­та пред­ло­жи­ла акти­вист­ка Варя Михай­ло­ва. На аук­ци­он авто­ры граж­дан­ских про­ек­тов заяв­ля­ют свои цен­ные арте­фак­ты. Напри­мер, на пер­вом аук­ци­оне были вос­тре­бо­ва­ны розо­вые шап­ки, похо­жие на те, что наде­ва­ли аме­ри­кан­ские феми­нист­ки на жен­ский марш. Лот, по сло­вам Ильи Ершо­ва, ушел за 5 тысяч руб­лей.

«Идея аук­ци­о­на нашла потря­са­ю­щий отклик, то ли пото­му что это были по-насто­я­ще­му цен­ные шту­ки, став­шие частью исто­рии про­ек­тов, то ли пото­му что все пони­ма­ли, что если не сей­час, то зав­тра «Откры­тое про­стран­ство» может исчез­нуть с кар­ты Петер­бур­га, но в ито­ге за 60 лотов раз­вер­ну­лась нешу­точ­ная борь­ба, – гово­рит Илья Ершов.

Еще по теме: Юри­ди­че­ские осо­бен­но­сти фанд­рай­зин­га в Сети: что нуж­но знать преж­де чем начать кам­па­нию

Так­же «Откры­тое про­стран­ство» под­дер­жал бла­го­тво­ри­тель­ный мага­зин «Спа­си­бо», и до аук­ци­о­на была орга­ни­зо­ва­на бара­хол­ка одеж­ды и книг, а кули­нар­но-акти­вист­ский про­ект «Кро­лик, беги!» про­да­вал веган­ские кап­кей­ки. За один вечер уда­лось собрать треть нуж­ной сум­мы (око­ло 100 тысяч руб­лей).

Теперь каж­дая наша фанд­рай­зин­го­вая кам­па­ния закан­чи­ва­ет­ся аук­ци­о­ном и бара­хол­кой. Исто­рия с ними пока­за­ла, как важ­но ока­за­лось соче­тать онлайн-сбор с офлайн-меро­при­я­ти­ем.

По инфор­ма­ции Ильи Ершо­ва, в послед­нюю кам­па­нию чет­верть сбо­ра при­шлась на офлайн-меро­при­я­тия (аук­ци­он, бара­хол­ка, ново­год­няя неЯр­мар­ка, интел­лек­ту­аль­ные игры), 75% соста­ви­ли онлайн-пла­те­жи, в том чис­ле 20–30% покуп­ки в интер­нет-мага­зине. «То есть 76 тысяч руб­лей мы полу­чи­ли бла­го­да­ря тому, что люди поку­па­ли суве­ни­ры», – уточ­нил акти­вист.

Как общаться с аудиторией: советы Ильи Ершова

Так выглядит страница для сбора пожертвований в пользу Открытого пространства на Яндексе.
Так выгля­дит стра­ни­ца для сбо­ра пожерт­во­ва­ний в поль­зу Откры­то­го про­стран­ства на Яндек­се.

1. Когда про­си­те под­держ­ки, будь­те чест­ны­ми в финан­со­вых целях. Счи­та­ет­ся, что для сбо­ра, осо­бен­но если кам­па­ния пер­вая, луч­ше соби­рать помень­ше. Выбор, соби­рать мень­ше или пря­мо нуж­ную сум­му, перед нами не сто­ял: мы долж­ны были собрать 220 тысяч руб­лей на арен­ду и ком­му­наль­ные пла­те­жи и чест­но об этом писа­ли.

2. Опре­де­ли­тесь с посы­лом. Еще важен вопрос репу­та­ции, дове­рия. Люди при­хо­дят в Откры­тое про­стран­ство и сво­и­ми гла­за­ми видят, на что идут день­ги. Поэто­му все тек­сты, кото­рые мы пишем, про соуча­стие. Посыл такой: если «Откры­тое про­стран­ство» исчез­нет с акти­вист­ской кар­ты Петер­бур­га, это будет поте­ря обще­го про­стран­ства для мно­гих граж­дан­ских город­ских про­ек­тов.

«Спу­стя 5 лет мож­но ска­зать, что каж­дая кам­па­ния по сбо­ру средств сопря­же­на со стра­хом ниче­го не собрать, это пол­но­цен­ная рабо­та, тре­бу­ю­щая вовле­чен­но­сти всех чле­нов коман­ды, сто­рон­ни­ков. Но это огром­ный драйв, а резуль­тат кам­па­нии — пре­крас­ный спо­соб про­ве­рить, что то что вы дела­е­те, нуж­но людям». Илья Ершов.

3. Исполь­зуй­те визу­аль­ный язык. Со вре­ме­нем мы выра­бо­та­ли визу­аль­ный язык обще­ния с ауди­то­ри­ей. Несколь­ко раз в неде­лю во вре­мя сбо­ра в наших паб­ли­ках, лич­ных постах, на кана­ле в Теле­гра­ме и Инста­гра­ме мы раз­ме­ща­ем кар­тин­ку с дина­ми­кой сбо­ра. По ней сра­зу вид­но, сколь­ко собра­но, сколь­ко оста­лось и сколь­ко у нас еще есть вре­ме­ни.

4. Сег­мен­ти­руй­те целе­вую ауди­то­рию. Нам было доволь­но про­сто сег­мен­ти­ро­вать целе­вую ауди­то­рию: мы дела­ем это по сооб­ще­ствам про­ек­тов, кото­рые про­во­дят у нас меро­при­я­тия. И отдель­но, напри­мер, обра­ща­ем­ся к эко­ло­гам, наблю­да­те­лям на выбо­рах, груп­пе помо­щи задер­жан­ным, обыг­ры­вая новост­ные пово­ды.

Вот при­мер роли­ка для наблю­да­те­лей. Непло­хой сер­вис для быст­ро­го созда­ния таких роли­ков Supa. Эти роли­ки мы пуб­ли­ку­ем в груп­пах, в кото­рых состо­ит целе­вая ауди­то­рия.

5. Гово­ри­те «спа­си­бо»Еще одно оче­вид­ное пра­ви­ло, но ино­гда в пылу кам­па­нии любой из нас может забыть об этом. В каж­дой пуб­ли­ка­ции, в лич­ных сооб­ще­ни­ях важ­но гово­рить “спа­си­бо”. Пере­бла­го­да­рить невоз­мож­но.

Когда люди поку­па­ют суве­ни­ры в нашем мага­зине, жерт­ву­ют через плат­фор­му Яндек­са, в боль­шин­стве слу­ча­ев у нас есть инфор­ма­ция о жерт­во­ва­те­лях, и каж­до­му мы отправ­ля­ем пись­мо с бла­го­дар­но­стью. Заод­но к нача­лу новой кам­па­нии будет спи­сок преды­ду­щих жерт­во­ва­те­лей. 

В конце кампании команда "Открытого пространства" всегда вывешивает в соцсетях баннер с благодарностью тех, кто поддержал.
В кон­це кам­па­нии коман­да «Откры­то­го про­стран­ства» все­гда выве­ши­ва­ет в соц­се­тях бан­нер с бла­го­дар­но­стью тем, кто под­дер­жал.

Если нуж­но про­сто нало­жить текст на кар­тин­ку, мы исполь­зу­ем онлайн-сер­вис Pablo, если допол­ни­тель­ные сим­во­лы, то рабо­та­ем с Canva и Pho.toНо, кажет­ся, самые удач­ные кар­тин­ки полу­чи­лись у нас в Power Point.

Сооб­ще­ство «Откры­то­го про­стран­ства».