Что такое лидерство в общественном секторе

Рассказываем, какие какие качества должен развивать в себе лидер, чтобы увлечь сторонников. Фото: Наталья Булкина.

Общественные проекты и неформальные движения, как правило, формируются вокруг конкретного человека – лидера. Теплица поговорила со специалистами о том, какие существуют виды лидерства, почему ситуативное лидерство ценится выше, чем формальное, и какие качества должен развивать в себе лидер, чтобы увлечь…

Общественные проекты и неформальные движения, как правило, формируются вокруг конкретного человека – лидера. Теплица поговорила со специалистами о том, какие существуют виды лидерства, почему ситуативное лидерство ценится выше, чем формальное, и какие качества должен развивать в себе лидер, чтобы увлечь сторонников.

Лидер – это тот, кто может повлиять на поведение других людей (напрямую или заочно). Это человек, который берет на себя ответственность, способен двигаться к достижению конкретных целей и вести за собой группу, команду или сообщество. Такое определение назвала тренер-консультант, директор по развитию Центра развития некоммерческих организаций и фонда «Добрый город Петербург» Анна Клецина.

Типы лидеров в общественном секторе:

  • лидер в организации или неформальном сообществе;
  • лидер, выступающий экспертом в секторе (можно отнести людей, которые работают не только для своей организации и проблемы, но и активно вкладываются в развитие некоммерческого сектора, создание инфраструктуры, поддерживают других;
  • лидер мнения, который олицетворяет какую-либо социальную проблему. К такому лидеру может прислушиваться целое сообщество, советоваться с ним. Например, такое лидерство проявляется в пациентских сообществах.

По мнению Анны Клециной, крайне важно, чтобы лидер считал себя не только частью своего сообщества, но и соотносился с другими коллегами из сферы, поддерживал их и коммуницировал с ними.

"Сказать, что лидер из правозащитной организации и лидер сообщества, защищающего права инвалидов, кардинально отличаются от лидера в коммерческой сфере, нельзя", – уточнила Анна Клецина. На фото эксперт.
«Сказать, что лидер из правозащитной организации и лидер сообщества, защищающего права инвалидов, кардинально отличаются от лидера в коммерческой сфере, нельзя», – уточнила Анна Клецина. На фото эксперт.

По мнению координатора движения «Добрый Нижний» Оксаны Тажировой, в общественном секторе больше заметен рост личности. «Как правило, любой проект построен вокруг конкретного человека. Чаще всего он уходит – и проект и НКО стухают», – объяснила свою точку зрения эксперт.

Однако именно некоммерческий сектор дает больше возможностей для женщин, а также для молодых и пожилых людей проявить свои лидерские качества по сравнению с государственным сектором или коммерческими компаниями.

Причина в том, что барьеров для входа почти нет, а организации в основном устроены более горизонтально и демократично, чем в других секторах.

Концепция мягкого лидерства

По словам экспертов, современные концепции лидерства уже не основываются только на вертикальном принципе управления.

«Сейчас популярными и приоритетными становятся концепции мягкого лидерства или уступающего лидера. В этом случае человек ведет за собой не только за счет харизмы. Наоборот, лидер может убирать барьеры на пути команды, может находить таланты и помогать им вырасти. Это история более инклюзивная и горизонтальная», – объяснила Анна Клецина.

Распределенное лидерство в команде

Именно в некоммерческом секторе можно понять, что такое демократия и лидерство. В НКО можно проявлять лидерские качества в разных ситуациях. По наблюдениям Анны Клециной, в успешных командах часто преобладает распределенное лидерство. Участники команды умеют «быстро брать и быстро отдавать».

«Можно иметь ответственную координаторскую должность, но не быть лидером».

«В хорошей современной, инновационной команде потенциал лидерства распределен: каждый способен взять на себя ответственность, и лидерство передается, как мячик, динамично. Кто-то идеально функционирует в кризисной ситуации, кто-то эмоциональный лидер и может держать тонус в команде, а другой лидирует в том, что отслеживает справедливость и становится «совестью команды», четвертый умеет держать границы по времени и обязательствам», – приводит пример специалист.

С экспертом согласилась Оксана Тажирова. «Я не верю в формальное лидерство. Лидерство чаще всего ситуативно. Вот в этой ситуации вы ведете, а вот в этой – я», – считает специалист.

Что такое интуитивное лидерство

Понятие лидерства тесно перекликается с современными подходами по управлению проектов, такими как Agile, Scrum. Теплица уже рассказывала, зачем некоммерческим организациям использовать эти методологии в своей работе.

«Для лидера важно сказать, куда и зачем идет команда, важно и провести по этому пути. Необходимо иметь общий ценностный фокус и видение, постоянно импровизировать, быть чувствительным к сигналам и корректировать план действий. И при этом вдохновлять команду». Анна Клецина

По словам эксперта, особенно важными становятся интуитивное лидерство и эскизное мышление. «Одни из самых успешных лидеров – это те люди, которые умеют держать общий фокус, но постоянно меняют план в зависимости от обстоятельств. Если раньше можно было сделать стратегический план на 5 лет и идти по нему, то сейчас это не работает», – обозначила проблему Анна Клецина.

Качества лидера

Лидер должен быть целеустремленным, обладать эмоциональным интеллектом, в том числе эмпатией, быть ответственным, уметь делегировать и коммуницировать. Помимо этих основных качеств, по словам Анны Клециной, есть те, которые нужны для гибкости и импровизации.

1. Воображение. Лидеру необходимо представлять идею и уметь показать ее другим.

2. Внимание. Стоит считывать внешние сигналы (например, изменение законодательства, следить, какие продукты делают коллеги, чтобы не сделать идентичные). Особенно важны в наше время слабые сигналы. Маленький риск может превратиться в проблему, если его вовремя не заметить.

3. Воля. Это качество позволяет подтолкнуть и направить команду, бороться с отвлекающими факторами, например, с прокрастинацией. Это способность концентрировать свое внимание и внимание команды на важных вещах

Особенно важны, по словам экспертов, такие качества, как уважение и доверие. Лидерам нужно научиться позволять людям самим принимать решения, видеть и показывать ценность каждого члена команды.

«Доверие и уважение должно быть с двух сторон: и со стороны лидера к команде, и от команды к лидеру. Когда это есть, все работает. Были времена, когда лидер считал себя важнее и сильнее других, – эти времена уходят. Сейчас в командах приветствуется горизонтальный тип управления: есть несколько лидеров и доверие между ними», – говорит Анна Клецина.

Как понять, что я лидер?

Если человек уже смог объединить вокруг себя людей, создать сообщество единомышленников и к нему прислушиваются, то он является лидером в своей группе.

В первую очередь, эксперты советуют осознать, что вы уже являетесь лидером, а потом разобраться, в чем именно. «Нужно понять, какую поддержку вы оказываете команде и сообществу, расширить свою картину лидерства, чтобы понять и принять, в чем вы сами уже являетесь лидером. И если вы понимаете, что вы уже лидер, тогда просто делайте это более сознательно. Если на своем лидерском пути вы чувствуете, что что-то не заладилось, стоит обратиться за советам к коллегам, которых уважаете», – подсказывает Анна Клецина.

«Любой человек имеет право быть лидером и почти любой может в каком-то смысле стать лидером. Чаще всего это не лакомый кусочек, а одолжение группе, которое добровольно делает человек. В основном это большая работа, которую человек берет дополнительно к своим занятиям. Это служение группе, сообществу». Анна Клецина

Самое популярное

Будьте с нами на связи, независимо от алгоритмов

Telegram-канал E-mail рассылка RSS-рассылка
Как победить алгоритмы: прочитай инструкции, как настроить приоритетный показ материалов в социальных сетях и подключить RSS-ленту.