Что такое лидерство в общественном секторе

Рассказываем, какие какие качества должен развивать в себе лидер, чтобы увлечь сторонников. Фото: Наталья Булкина.
Рассказываем, какие какие качества должен развивать в себе лидер, чтобы увлечь сторонников. Фото: Наталья Булкина.

Обще­ствен­ные про­ек­ты и нефор­маль­ные дви­же­ния, как пра­ви­ло, фор­ми­ру­ют­ся вокруг кон­крет­но­го чело­ве­ка – лиде­ра. Теп­ли­ца пого­во­ри­ла со спе­ци­а­ли­ста­ми о том, какие суще­ству­ют виды лидер­ства, поче­му ситу­а­тив­ное лидер­ство ценит­ся выше, чем фор­маль­ное, и какие каче­ства дол­жен раз­ви­вать в себе лидер, что­бы увлечь сто­рон­ни­ков.

Лидер – это тот, кто может повли­ять на пове­де­ние дру­гих людей (напря­мую или заоч­но). Это чело­век, кото­рый берет на себя ответ­ствен­ность, спо­со­бен дви­гать­ся к дости­же­нию кон­крет­ных целей и вести за собой груп­пу, коман­ду или сооб­ще­ство. Такое опре­де­ле­ние назва­ла тре­нер-кон­суль­тант, дирек­тор по раз­ви­тию Цен­тра раз­ви­тия неком­мер­че­ских орга­ни­за­ций и фон­да «Доб­рый город Петер­бург» Анна Кле­ци­на.

Типы лидеров в общественном секторе:

  • лидер в орга­ни­за­ции или нефор­маль­ном сооб­ще­стве;
  • лидер, высту­па­ю­щий экс­пер­том в сек­то­ре (мож­но отне­сти людей, кото­рые рабо­та­ют не толь­ко для сво­ей орга­ни­за­ции и про­бле­мы, но и актив­но вкла­ды­ва­ют­ся в раз­ви­тие неком­мер­че­ско­го сек­то­ра, созда­ние инфра­струк­ту­ры, под­дер­жи­ва­ют дру­гих;
  • лидер мне­ния, кото­рый оли­це­тво­ря­ет какую-либо соци­аль­ную про­бле­му. К тако­му лиде­ру может при­слу­ши­вать­ся целое сооб­ще­ство, сове­то­вать­ся с ним. Напри­мер, такое лидер­ство про­яв­ля­ет­ся в паци­ент­ских сооб­ще­ствах.

По мне­нию Анны Кле­ци­ной, крайне важ­но, что­бы лидер счи­тал себя не толь­ко частью сво­е­го сооб­ще­ства, но и соот­но­сил­ся с дру­ги­ми кол­ле­га­ми из сфе­ры, под­дер­жи­вал их и ком­му­ни­ци­ро­вал с ними.

"Сказать, что лидер из правозащитной организации и лидер сообщества, защищающего права инвалидов, кардинально отличаются от лидера в коммерческой сфере, нельзя", – уточнила Анна Клецина. На фото эксперт.
«Ска­зать, что лидер из пра­во­за­щит­ной орга­ни­за­ции и лидер сооб­ще­ства, защи­ща­ю­ще­го пра­ва инва­ли­дов, кар­ди­наль­но отли­ча­ют­ся от лиде­ра в ком­мер­че­ской сфе­ре, нель­зя», – уточ­ни­ла Анна Кле­ци­на. На фото экс­перт.

По мне­нию коор­ди­на­то­ра дви­же­ния «Доб­рый Ниж­ний» Окса­ны Тажи­ро­вой, в обще­ствен­ном сек­то­ре боль­ше заме­тен рост лич­но­сти. «Как пра­ви­ло, любой про­ект постро­ен вокруг кон­крет­но­го чело­ве­ка. Чаще все­го он ухо­дит – и про­ект и НКО сту­ха­ют», – объ­яс­ни­ла свою точ­ку зре­ния экс­перт.

Одна­ко имен­но неком­мер­че­ский сек­тор дает боль­ше воз­мож­но­стей для жен­щин, а так­же для моло­дых и пожи­лых людей про­явить свои лидер­ские каче­ства по срав­не­нию с госу­дар­ствен­ным сек­то­ром или ком­мер­че­ски­ми ком­па­ни­я­ми.

При­чи­на в том, что барье­ров для вхо­да почти нет, а орга­ни­за­ции в основ­ном устро­е­ны более гори­зон­таль­но и демо­кра­тич­но, чем в дру­гих сек­то­рах.

Концепция мягкого лидерства

По сло­вам экс­пер­тов, совре­мен­ные кон­цеп­ции лидер­ства уже не осно­вы­ва­ют­ся толь­ко на вер­ти­каль­ном прин­ци­пе управ­ле­ния.

«Сей­час попу­ляр­ны­ми и при­о­ри­тет­ны­ми ста­но­вят­ся кон­цеп­ции мяг­ко­го лидер­ства или усту­па­ю­ще­го лиде­ра. В этом слу­чае чело­век ведет за собой не толь­ко за счет хариз­мы. Наобо­рот, лидер может уби­рать барье­ры на пути коман­ды, может нахо­дить талан­ты и помо­гать им вырас­ти. Это исто­рия более инклю­зив­ная и гори­зон­таль­ная», – объ­яс­ни­ла Анна Кле­ци­на.

Распределенное лидерство в команде

Имен­но в неком­мер­че­ском сек­то­ре мож­но понять, что такое демо­кра­тия и лидер­ство. В НКО мож­но про­яв­лять лидер­ские каче­ства в раз­ных ситу­а­ци­ях. По наблю­де­ни­ям Анны Кле­ци­ной, в успеш­ных коман­дах часто пре­об­ла­да­ет рас­пре­де­лен­ное лидер­ство. Участ­ни­ки коман­ды уме­ют «быст­ро брать и быст­ро отда­вать».

«Мож­но иметь ответ­ствен­ную коор­ди­на­тор­скую долж­ность, но не быть лиде­ром».

«В хоро­шей совре­мен­ной, инно­ва­ци­он­ной коман­де потен­ци­ал лидер­ства рас­пре­де­лен: каж­дый спо­со­бен взять на себя ответ­ствен­ность, и лидер­ство пере­да­ет­ся, как мячик, дина­мич­но. Кто-то иде­аль­но функ­ци­о­ни­ру­ет в кри­зис­ной ситу­а­ции, кто-то эмо­ци­о­наль­ный лидер и может дер­жать тонус в коман­де, а дру­гой лиди­ру­ет в том, что отсле­жи­ва­ет спра­вед­ли­вость и ста­но­вит­ся «сове­стью коман­ды», чет­вер­тый уме­ет дер­жать гра­ни­цы по вре­ме­ни и обя­за­тель­ствам», – при­во­дит при­мер спе­ци­а­лист.

С экс­пер­том согла­си­лась Окса­на Тажи­ро­ва. «Я не верю в фор­маль­ное лидер­ство. Лидер­ство чаще все­го ситу­а­тив­но. Вот в этой ситу­а­ции вы веде­те, а вот в этой – я», – счи­та­ет спе­ци­а­лист.

Что такое интуитивное лидерство

Поня­тие лидер­ства тес­но пере­кли­ка­ет­ся с совре­мен­ны­ми под­хо­да­ми по управ­ле­нию про­ек­тов, таки­ми как Agile, Scrum. Теп­ли­ца уже рас­ска­зы­ва­ла, зачем неком­мер­че­ским орга­ни­за­ци­ям исполь­зо­вать эти мето­до­ло­гии в сво­ей рабо­те.

«Для лиде­ра важ­но ска­зать, куда и зачем идет коман­да, важ­но и про­ве­сти по это­му пути. Необ­хо­ди­мо иметь общий цен­ност­ный фокус и виде­ние, посто­ян­но импро­ви­зи­ро­вать, быть чув­стви­тель­ным к сиг­на­лам и кор­рек­ти­ро­вать план дей­ствий. И при этом вдох­нов­лять коман­ду». Анна Кле­ци­на

По сло­вам экс­пер­та, осо­бен­но важ­ны­ми ста­но­вят­ся инту­и­тив­ное лидер­ство и эскиз­ное мыш­ле­ние. «Одни из самых успеш­ных лиде­ров – это те люди, кото­рые уме­ют дер­жать общий фокус, но посто­ян­но меня­ют план в зави­си­мо­сти от обсто­я­тельств. Если рань­ше мож­но было сде­лать стра­те­ги­че­ский план на 5 лет и идти по нему, то сей­час это не рабо­та­ет», – обо­зна­чи­ла про­бле­му Анна Кле­ци­на.

Качества лидера

Лидер дол­жен быть целе­устрем­лен­ным, обла­дать эмо­ци­о­наль­ным интел­лек­том, в том чис­ле эмпа­ти­ей, быть ответ­ствен­ным, уметь деле­ги­ро­вать и ком­му­ни­ци­ро­вать. Поми­мо этих основ­ных качеств, по сло­вам Анны Кле­ци­ной, есть те, кото­рые нуж­ны для гиб­ко­сти и импро­ви­за­ции.

1. Вооб­ра­же­ние. Лиде­ру необ­хо­ди­мо пред­став­лять идею и уметь пока­зать ее дру­гим.

2. Вни­ма­ние. Сто­ит счи­ты­вать внеш­ние сиг­на­лы (напри­мер, изме­не­ние зако­но­да­тель­ства, сле­дить, какие про­дук­ты дела­ют кол­ле­ги, что­бы не сде­лать иден­тич­ные). Осо­бен­но важ­ны в наше вре­мя сла­бые сиг­на­лы. Малень­кий риск может пре­вра­тить­ся в про­бле­му, если его вовре­мя не заме­тить.

3. Воля. Это каче­ство поз­во­ля­ет под­толк­нуть и напра­вить коман­ду, бороть­ся с отвле­ка­ю­щи­ми фак­то­ра­ми, напри­мер, с про­кра­сти­на­ци­ей. Это спо­соб­ность кон­цен­три­ро­вать свое вни­ма­ние и вни­ма­ние коман­ды на важ­ных вещах

Осо­бен­но важ­ны, по сло­вам экс­пер­тов, такие каче­ства, как ува­же­ние и дове­рие. Лиде­рам нуж­но научить­ся поз­во­лять людям самим при­ни­мать реше­ния, видеть и пока­зы­вать цен­ность каж­до­го чле­на коман­ды.

«Дове­рие и ува­же­ние долж­но быть с двух сто­рон: и со сто­ро­ны лиде­ра к коман­де, и от коман­ды к лиде­ру. Когда это есть, все рабо­та­ет. Были вре­ме­на, когда лидер счи­тал себя важ­нее и силь­нее дру­гих, – эти вре­ме­на ухо­дят. Сей­час в коман­дах при­вет­ству­ет­ся гори­зон­таль­ный тип управ­ле­ния: есть несколь­ко лиде­ров и дове­рие меж­ду ними», – гово­рит Анна Кле­ци­на.

Как понять, что я лидер?

Если чело­век уже смог объ­еди­нить вокруг себя людей, создать сооб­ще­ство еди­но­мыш­лен­ни­ков и к нему при­слу­ши­ва­ют­ся, то он явля­ет­ся лиде­ром в сво­ей груп­пе.

В первую оче­редь, экс­пер­ты сове­ту­ют осо­знать, что вы уже явля­е­тесь лиде­ром, а потом разо­брать­ся, в чем имен­но. «Нуж­но понять, какую под­держ­ку вы ока­зы­ва­е­те коман­де и сооб­ще­ству, рас­ши­рить свою кар­ти­ну лидер­ства, что­бы понять и при­нять, в чем вы сами уже явля­е­тесь лиде­ром. И если вы пони­ма­е­те, что вы уже лидер, тогда про­сто делай­те это более созна­тель­но. Если на сво­ем лидер­ском пути вы чув­ству­е­те, что что-то не зала­ди­лось, сто­ит обра­тить­ся за сове­там к кол­ле­гам, кото­рых ува­жа­е­те», – под­ска­зы­ва­ет Анна Кле­ци­на.

«Любой чело­век име­ет пра­во быть лиде­ром и почти любой может в каком-то смыс­ле стать лиде­ром. Чаще все­го это не лако­мый кусо­чек, а одол­же­ние груп­пе, кото­рое доб­ро­воль­но дела­ет чело­век. В основ­ном это боль­шая рабо­та, кото­рую чело­век берет допол­ни­тель­но к сво­им заня­ти­ям. Это слу­же­ние груп­пе, сооб­ще­ству». Анна Кле­ци­на