Как презентовать социальный проект

На фото Дарья Буянова. Эксперт рассказала, как во время выступления не уйти в саморекламу, а вовлечь людей в проект за 10 минут. Фото предоставил эксперт.
На фото Дарья Буянова. Эксперт рассказала, как во время выступления не уйти в саморекламу, а вовлечь людей в проект за 10 минут. Фото предоставил эксперт.

Авто­ру соци­аль­ной ини­ци­а­ти­вы необ­хо­ди­мо уметь рас­ска­зы­вать о сво­ем про­ек­те так, что­бы заин­те­ре­со­вать сто­рон­ни­ков, парт­не­ров и доно­ров. Опы­том в про­ве­де­нии успеш­ных пре­зен­та­ций с Теп­ли­цей поде­ли­лась дирек­тор фон­да «Доб­рый город Петер­бург» Дарья Буя­но­ва. Экс­перт рас­ска­за­ла, как во вре­мя выступ­ле­ния не уйти в само­ре­кла­му, а вовлечь людей в про­ект за 10 минут. 

Советы Дарьи Буяновой

1. Задай­те себе вопрос: чем слу­ша­те­лям будет полез­но мое выступ­ле­ние? Все­гда важ­но ори­ен­ти­ро­вать­ся на ауди­то­рию, пред­став­лять, что ей нуж­но, как она будет исполь­зо­вать полу­чен­ную инфор­ма­цию. Ста­рай­тесь поста­вить себя на место слу­ша­те­ля.

Мож­но перед выступ­ле­ни­ем ска­зать так: «Я думал, о чем буду рас­ска­зы­вать, и понял, что у нас есть три глав­ные осо­бен­но­сти, три при­чи­ны, поче­му этот про­ект будет вам поле­зен». Пока­жи­те людям, поче­му им это выгод­но, не все могут пере­не­сти на себя опыт. Напри­мер, для сто­рон­ни­ков про­ек­та вы объ­яс­ни­те поль­зу уча­стия на лич­ност­ном уровне, чело­ве­че­ском, для СМИ може­те делить­ся инфо­по­во­да­ми, а для биз­не­са стать парт­не­ром. Поду­май­те за ауди­то­рию. При­ят­но, когда спи­кер может сра­зу ска­зать о выго­де.

2. Дели­тесь выво­да­ми, а не пере­чис­ляй­те, что вы сде­ла­ли. Чаще все­го в пре­зен­та­ци­ях инте­рес­но не то, как и что вы сде­ла­ли, пото­му что обыч­ное пере­чис­ле­ние утом­ля­ет. Рас­ска­зы­вай­те, какие выво­ды вы сде­ла­ли вме­сте с коман­дой по ито­гам ваших кам­па­ний, какую раз­ни­цу заме­ти­ли спу­стя год или несколь­ко меся­цев. Напри­мер, сфор­му­ли­руй­те три вещи, кото­рые вы сде­ла­ли хоро­шо, а что у вас не полу­чи­лось. Рефлек­сия все­гда очень вос­тре­бо­ва­на.

3. Не утом­ляй­те и струк­ту­ри­руй­те инфор­ма­цию. Пре­зен­та­цию сто­ит делать не боль­ше 10 слай­дов, пото­му что слу­ша­те­ли забы­ва­ют, что же было в нача­ле. Для нович­ков на каж­дый слайд мож­но уде­лить в сред­нем по одной мину­те. Но если вы высту­па­е­те не пер­вый раз и слай­дов у вас боль­ше, при­ду­май­те опре­де­лен­ную струк­ту­ру для пре­зен­та­ции. Напри­мер, ска­жи­те вна­ча­ле: «У меня будет пять сове­тов для вас» (круг­лое нечет­ное чис­ло, 5 или 7, рабо­та­ет луч­ше). В таком слу­чае люди настра­и­ва­ют­ся и пони­ма­ют, с какой ско­ро­стью вы дви­га­е­тесь, что они запи­шут для себя пять пунк­тов.

Еще по теме: Как сде­лать пре­зен­та­цию: шесть учеб­ных ресур­сов

4. Сде­лай­те визу­аль­но при­вле­ка­тель­ную пре­зен­та­цию. Напри­мер, мож­но изу­чить руко­вод­ство дизай­не­ра Ива­на Голя­ко­ва, кото­рое посвя­ще­но визу­аль­но­му язы­ку, каче­ствен­ным иллю­стра­ци­ям, оформ­ле­нию и шриф­там.

5. Веди­те диа­лог с ауди­то­ри­ей. Перед вашим выступ­ле­ни­ем мож­но задать вопрос, кото­рый помо­жет понять, а что за ауди­то­рия перед вами. Толь­ко не сто­ит спра­ши­вать баналь­ные вопро­сы, напри­мер, про­сить под­нять руки тех, кто был на пер­вой лек­ции. Узнай­те, что для вас реаль­но важ­но. Напри­мер, спро­си­те, кто из слу­ша­те­лей счи­та­ет себя кра­уд­сор­син­го­вым про­ек­том. Тогда вы смо­же­те сде­лать вывод: если никто не раз­би­ра­ет­ся в теме, сто­ит скор­рек­ти­ро­вать фор­мат выступ­ле­ния. Вы пой­ме­те, на чем сто­ит сде­лать акцент, что для этой ауди­то­рии может быть понят­но, а что совер­шен­но новое.

6. Общай­тесь на язы­ке, реле­вант­ном вашей ауди­то­рии. Избе­гай­те спе­ци­аль­ных тер­ми­нов и аббре­ви­а­тур. Но если ауди­то­рия про­фес­си­о­наль­ная и под­го­тов­лен­ная, будь­те гото­вы исполь­зо­вать их наравне с ней. Высту­па­е­те перед пред­при­ни­ма­те­ля­ми – исполь­зуй­те опре­де­ле­ния из биз­нес-сфе­ры, перед it-спе­ци­а­ли­ста­ми – их тер­ми­ны, а если это реги­о­наль­ные НКО, ста­рай­тесь рас­шиф­ро­вать любые опре­де­ле­ния.

7. Делай­те отсыл­ки к выступ­ле­ни­ям преды­ду­щих спи­ке­ров. Если до вас высту­пал экс­перт или авто­ри­тет­ный в вашей сфе­ре чело­век, кото­ро­го ауди­то­рия ува­жа­ет и к кото­ро­му при­слу­ши­ва­ет­ся, ссы­лай­тесь на него. Напри­мер, отметь­те важ­ную цита­ту, кото­рую он озву­чил, согла­си­тесь, акцен­ти­руй­те вни­ма­ние, поче­му, по-ваше­му, это важ­но.

8. Не будь­те выше ауди­то­рии. Ваша зада­ча не в том, что­бы пока­зать, что вы все зна­е­те, а в том, что­бы быть на рав­ных с ауди­то­ри­ей. И пере­дать ей свой опыт.

9. Рас­ска­жи­те исто­рию. Если ваши зна­ко­мые гово­рят вам, что вы уме­е­те кру­то, захва­ты­ва­ю­ще рас­ска­зы­вать и в ваших исто­ри­ях есть и завяз­ка, и куль­ми­на­ция, и раз­вяз­ка, – поль­зуй­тесь этим и на пре­зен­та­ции. Но если это не ваш конек, луч­ше не экс­пе­ри­мен­ти­руй­те. В этом слу­чае будет про­ще поде­лить­ся гото­вы­ми выво­да­ми с ауди­то­ри­ей, чем исполь­зо­вать метод сто­ри­тел­лин­га.

Участ­ни­ки хака­то­нов Теп­ли­цы соци­аль­ных тех­но­ло­гий пре­зен­ту­ют про­ек­ты по шаб­ло­ну. В нем есть несколь­ко слай­дов: назва­ние про­ек­та, реша­е­мая про­бле­ма, реше­ние, целе­вая ауди­то­рия, что уже сде­ла­но и кто вы. Редак­ция Теп­ли­цы реко­мен­ду­ет ска­чать шаб­лон и адап­ти­ро­вать его для ваших пре­зен­та­ций.