Типы гражданских онлайн-приложений

Общественные кампании получили новый облик благодаря it-инструментам. Изображение с сайта www.pexels.com (СС0).
Общественные кампании получили новый облик благодаря it-инструментам. Изображение с сайта www.pexels.com (СС0).

Граж­дан­ские мобиль­ные при­ло­же­ния могут при­вле­кать вни­ма­ние к обще­ствен­ным про­бле­мам, обес­пе­чи­вать про­зрач­ность и помо­гать в кри­зис­ной ситу­а­ции. Руко­во­ди­тель Теп­ли­цы Алек­сей Сидо­рен­ко рас­ска­зал, в чем осо­бен­ность раз­ных типов граж­дан­ских при­ло­же­ний.

Граж­дан­ские при­ло­же­ния мож­но клас­си­фи­ци­ро­вать по прин­ци­пу исполь­зу­е­мой тех­но­ло­гии: сай­ты, чат-боты и обще­ствен­ные кам­па­нии. Но мы рас­смот­рим их с точ­ки зре­ния воз­дей­ствия на поль­зо­ва­те­ля.

Типы приложений

1. При­ло­же­ния, меня­ю­щие пове­де­ние. В этой кате­го­рии при­ло­же­ние само по себе воз­дей­ству­ет на чело­ве­ка. «Мы посто­ян­но обща­ем­ся с помо­щью мобиль­но­го теле­фо­на, ком­пью­те­ра, девай­сы ста­но­вят­ся для нас таки­ми же важ­ны­ми, как близ­кие люди. Поэто­му любое при­ло­же­ние име­ет транс­фор­ма­ци­он­ную воз­мож­ность что-то изме­нить», – объ­яс­ня­ет Алек­сей Сидо­рен­ко. В этом слу­чае поль­зо­ва­тель высту­па­ет как объ­ект.

При­ме­ром могут слу­жить мобиль­ные при­ло­же­ния, с помо­щью кото­рых поль­зо­ва­тель может изме­нить свое при­выч­ное пове­де­ние. Напри­мер, чат-бот OpenRecycle помо­жет внед­рить раз­дель­ный сбор мусо­ра, а с помо­щью сер­ви­са «Charry» мож­но отпра­вить пожерт­во­ва­ние.

При­ло­же­ние «Твой час» и вовсе поз­во­ля­ет обме­нять один час сво­бод­но­го вре­ме­ни на доб­рое дело, а бла­го­да­ря при­ло­же­нию Tree Story мож­но поса­дить и вырас­тить вир­ту­аль­ное дере­во (с каж­до­го дол­ла­ра, потра­чен­но­го игро­ком на допол­ни­тель­ные воз­мож­но­сти, 25% пере­чис­ля­ет­ся орга­ни­за­ци­ям, кото­рые зани­ма­ют­ся посад­кой реаль­ных дере­вьев).

2. При­ло­же­ния, при­вле­ка­ю­щие инте­рес. Обще­ствен­ные кам­па­нии полу­чи­ли новый облик бла­го­да­ря it-инстру­мен­там. Часто граж­дан­ские при­ло­же­ния исполь­зу­ют­ся для того, что­бы при­влечь вни­ма­ние обще­ствен­но­сти к про­бле­ме. Напри­мер, чат-бот бла­го­тво­ри­тель­ной орга­ни­за­ции «Ноч­леж­ка» «Индекс уяз­ви­мо­сти» пред­ска­зы­ва­ет шан­сы стать без­дом­ным, при­вле­кая вни­ма­ние к про­бле­ме без­дом­но­сти. В этом слу­чае поль­зо­ва­тель высту­па­ет субъ­ек­том.

При­ло­же­ния, кото­рые исполь­зу­ют тех­но­ло­гию вир­ту­аль­ной и допол­нен­ной реаль­но­сти, не толь­ко при­вле­ка­ют вни­ма­ние к теме, но и вовле­ка­ют поль­зо­ва­те­лей, меняя их мне­ние. Напри­мер, Меж­ду­на­род­ный коми­тет Крас­но­го Кре­ста запу­стил при­ло­же­ние допол­нен­ной реаль­но­сти о послед­стви­ях вой­ны «Вой­ти в ком­на­ту».

3. Функ­ци­о­наль­ные. Такие при­ло­же­ния поз­во­ля­ют поль­зо­ва­те­лю выпол­нить какое-либо дей­ствие. Они не изме­ня­ют его пове­де­ние, но помо­га­ют совер­шить необ­хо­ди­мое в опре­де­лен­ной ситу­а­ции дей­ствие. При­ме­ром могут стать мобиль­ное при­ло­же­ние «Армия и закон» с тре­вож­ной кноп­кой в помощь воен­но­слу­жа­ще­му и при­ло­же­ние «Насилию.нет» для пода­чи сиг­на­ла в слу­чае беды.

Фрагменты мобильного приложения «Насилию.нет» с тревожной кнопкой.
Фраг­мен­ты мобиль­но­го при­ло­же­ния «Насилию.нет» с тре­вож­ной кноп­кой.

4. При­ло­же­ния, обес­пе­чи­ва­ю­щие про­зрач­ность. Они осно­ва­ны на откры­тых дан­ных и высту­па­ют в роли иссле­до­ва­тель­ско­го инстру­мен­та. Такие при­ло­же­ния не при­во­дят к кон­крет­но­му дей­ствию, но обес­пе­чи­ва­ют про­зрач­ность в осве­ще­нии какой-либо про­бле­мы за счет при­вле­че­ния сто­рон­них наблю­да­те­лей. «Сам факт нали­чия наблю­да­те­ля меня­ет ситу­а­цию к луч­ше­му, – уточ­нил Алек­сей Сидо­рен­ко. – Хоть и поль­зо­ва­те­ли нуж­ны как допол­ни­тель­ные «гла­за», при­ло­же­ние так­же при­зва­но им помо­гать».

При­ме­ром может стать эко­ло­ги­че­ское мобиль­ное при­ло­же­ние Trash Out – интер­ак­тив­ная кар­та несанк­ци­о­ни­ро­ван­ных сва­лок, с помо­щью кото­рой мож­но отме­чать на кар­те места с мусо­ром.

Онлайн-платформы

В отдель­ную кате­го­рию сто­ит отне­сти онлайн-плат­фор­мы, кото­рые высту­па­ют инстру­мен­том пере­рас­пре­де­ле­ния и кон­цен­тра­ции чело­ве­че­ских ресур­сов для реше­ния обще­ствен­ных про­блем. Онлайн-плат­фор­мы выпол­ня­ют две функ­ции:

– рас­пре­де­ле­ние воз­мож­но­стей. На таких плат­фор­мах про­ис­хо­дит обмен ресур­са­ми, и поль­зо­ва­те­ли вме­сте рабо­та­ют над какой-либо зада­чей. Они дей­ству­ют по прин­ци­пу кра­уд­сор­син­га, суть кото­ро­го в том, что­бы решать зада­чи сила­ми доб­ро­воль­цев. При­ме­ром может стать плат­фор­ма it-волон­тер, на кото­рой пред­ста­ви­те­ли соци­аль­ных про­ек­тов могут най­ти помощ­ни­ка, а спе­ци­а­ли­сты – пред­ло­жить свою услу­гу. Или плат­фор­ма интел­лек­ту­аль­но­го волон­тер­ства Todogood;

– кон­цен­тра­ция ресур­сов. Такие плат­фор­мы вовле­ка­ют поль­зо­ва­те­лей в кол­лек­тив­ную дея­тель­ность и рабо­та­ют по прин­ци­пу соуча­стия. Пока­за­тель­ный при­мер – «Вики­пе­дия»: обще­до­ступ­ная онлайн-энцик­ло­пе­дия, содер­жа­ние кото­рой созда­ют сами поль­зо­ва­те­ли, пре­сле­ду­ю­щие аль­тру­и­сти­че­скую цель. Дру­гой при­мер – кра­уд­сор­син­го­вая плат­фор­ма OpenIDEO и MyCity.io, на кото­рых поль­зо­ва­те­ли могут решить соци­аль­ные и эко­ло­ги­че­ские про­бле­мы и повли­ять на дол­го­сроч­ное пла­ни­ро­ва­ние горо­дов.

Так­же в эту кате­го­рию мож­но отне­сти кра­уд­фандин­го­вые плат­фор­мы, сер­ви­сы для кол­лек­тив­но­го финан­си­ро­ва­ния про­ек­тов Planeta.ru и Boomstarter. Они пред­по­ла­га­ют кол­лек­тив­ное сотруд­ни­че­ство людей, кото­рые доб­ро­воль­но объ­еди­ня­ют свои день­ги или дру­гие ресур­сы через онлайн-плат­фор­му, что­бы под­дер­жать дру­гих людей, про­ек­ты или орга­ни­за­ции.