Типы гражданских онлайн-приложений

Общественные кампании получили новый облик благодаря it-инструментам. Изображение с сайта www.pexels.com (СС0).
Общественные кампании получили новый облик благодаря it-инструментам. Изображение с сайта www.pexels.com (СС0).

Гражданские мобильные приложения могут привлекать внимание к общественным проблемам, обеспечивать прозрачность и помогать в кризисной ситуации. Руководитель Теплицы Алексей Сидоренко рассказал, в чем особенность разных типов гражданских приложений.

Гражданские приложения можно классифицировать по принципу используемой технологии: сайты, чат-боты и общественные кампании. Но мы рассмотрим их с точки зрения воздействия на пользователя.

Типы приложений

1. Приложения, меняющие поведение. В этой категории приложение само по себе воздействует на человека. "Мы постоянно общаемся с помощью мобильного телефона, компьютера, девайсы становятся для нас такими же важными, как близкие люди. Поэтому любое приложение имеет трансформационную возможность что-то изменить", – объясняет Алексей Сидоренко. В этом случае пользователь выступает как объект.

Примером могут служить мобильные приложения, с помощью которых пользователь может изменить свое привычное поведение. Например, чат-бот OpenRecycle поможет внедрить раздельный сбор мусора, а с помощью сервиса «Charry» можно отправить пожертвование.

Приложение "Твой час" и вовсе позволяет обменять один час свободного времени на доброе дело, а благодаря приложению Tree Story можно посадить и вырастить виртуальное дерево (с каждого доллара, потраченного игроком на дополнительные возможности, 25% перечисляется организациям, которые занимаются посадкой реальных деревьев).

2. Приложения, привлекающие интерес. Общественные кампании получили новый облик благодаря it-инструментам. Часто гражданские приложения используются для того, чтобы привлечь внимание общественности к проблеме. Например, чат-бот благотворительной организации "Ночлежка" "Индекс уязвимости" предсказывает шансы стать бездомным, привлекая внимание к проблеме бездомности. В этом случае пользователь выступает субъектом.

Приложения, которые используют технологию виртуальной и дополненной реальности, не только привлекают внимание к теме, но и вовлекают пользователей, меняя их мнение. Например, Международный комитет Красного Креста запустил приложение дополненной реальности о последствиях войны "Войти в комнату".

3. Функциональные. Такие приложения позволяют пользователю выполнить какое-либо действие. Они не изменяют его поведение, но помогают совершить необходимое в определенной ситуации действие. Примером могут стать мобильное приложение "Армия и закон" с тревожной кнопкой в помощь военнослужащему и приложение "Насилию.нет" для подачи сигнала в случае беды.

Фрагменты мобильного приложения «Насилию.нет» с тревожной кнопкой.
Фрагменты мобильного приложения «Насилию.нет» с тревожной кнопкой.

4. Приложения, обеспечивающие прозрачность. Они основаны на открытых данных и выступают в роли исследовательского инструмента. Такие приложения не приводят к конкретному действию, но обеспечивают прозрачность в освещении какой-либо проблемы за счет привлечения сторонних наблюдателей. "Сам факт наличия наблюдателя меняет ситуацию к лучшему, – уточнил Алексей Сидоренко. – Хоть и пользователи нужны как дополнительные "глаза", приложение также призвано им помогать".

Примером может стать экологическое мобильное приложение Trash Out – интерактивная карта несанкционированных свалок, с помощью которой можно отмечать на карте места с мусором.

Онлайн-платформы

В отдельную категорию стоит отнести онлайн-платформы, которые выступают инструментом перераспределения и концентрации человеческих ресурсов для решения общественных проблем. Онлайн-платформы выполняют две функции:

– распределение возможностей. На таких платформах происходит обмен ресурсами, и пользователи вместе работают над какой-либо задачей. Они действуют по принципу краудсорсинга, суть которого в том, чтобы решать задачи силами добровольцев. Примером может стать платформа it-волонтер, на которой представители социальных проектов могут найти помощника, а специалисты – предложить свою услугу. Или платформа интеллектуального волонтерства Todogood;

– концентрация ресурсов. Такие платформы вовлекают пользователей в коллективную деятельность и работают по принципу соучастия. Показательный пример – "Википедия": общедоступная онлайн-энциклопедия, содержание которой создают сами пользователи, преследующие альтруистическую цель. Другой пример – краудсорсинговая платформа OpenIDEO и MyCity.io, на которых пользователи могут решить социальные и экологические проблемы и повлиять на долгосрочное планирование городов.

Также в эту категорию можно отнести краудфандинговые платформы, сервисы для коллективного финансирования проектов Planeta.ru и Boomstarter. Они предполагают коллективное сотрудничество людей, которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы через онлайн-платформу, чтобы поддержать других людей, проекты или организации.