Как провести хакатон: подготовка к мероприятию

Участники джем-хакатона «Дуб с котом» в Воронеже. Фото: Елена Ярманова.
Участники джем-хакатона «Дуб с котом» в Воронеже. Фото: Елена Ярманова.

Хака­тон – круп­ное меро­при­я­тие, но его мож­но про­ве­сти лег­ко, инте­рес­но и с поль­зой, если начать гото­вить­ся зара­нее. Для под­го­тов­ки к хака­то­ну вам хва­тит трех меся­цев.

В самом нача­ле мы сове­ту­ем напи­сать кон­цеп­цию о том, поче­му вы хоти­те про­ве­сти хака­тон, кого туда при­гла­си­те и что хоти­те полу­чить в ито­ге. С таким тек­стом вы може­те искать парт­не­ра-соор­га­ни­за­то­ра. Это может быть веб-сту­дия, ковор­кинг или ваш уни­вер­си­тет.

Если у вас появил­ся парт­нер, вам будет про­ще искать пло­щад­ку: вы може­те про­ве­сти хака­тон в ауди­то­ри­ях уни­вер­си­те­та, в зале ковор­кин­га или анти­ка­фе. Мно­гие пло­щад­ки согла­сят­ся про­ве­сти меро­при­я­тие у себя бес­плат­но, что­бы при­влечь новую ауди­то­рию, под­дер­жать кру­тые соци­аль­ные про­ек­ты и помочь сде­лать город луч­ше.

Дальше вам надо подумать над программой

Клас­си­че­ский хака­тон – это 48 часов раз­ра­бот­ки. Но есть несколь­ко фор­ма­тов про­ве­де­ния.

Пер­вая идея: вы може­те вна­ча­ле при­гла­сить инте­рес­ных людей-спи­ке­ров, кото­рые рас­ска­жут участ­ни­кам о новых трен­дах в дизайне, о полез­ных инстру­мен­тах для рабо­ты в Сети, об инте­рес­ных соци­аль­ных про­ек­тах, кото­рые уже есть в вашем горо­де.

Вто­рая идея: вы може­те про­ве­сти тема­ти­че­ский хака­тон, напри­мер, хака­тон по бла­го­устрой­ству горо­да. Тогда в нача­ле меро­при­я­тия мож­но при­гла­сить город­ских акти­ви­стов, кото­рые сами улуч­ша­ют город, что­бы они поде­ли­лись сво­им пози­тив­ным или нега­тив­ным опы­том. При­гла­си­те чинов­ни­ков, что­бы они рас­ска­за­ли о пла­нах и воз­мож­но­стях горо­да.

Так у вас полу­чит­ся вовлечь в созда­ние про­ек­тов мно­го людей из раз­лич­ных сфер. Все при­гла­шен­ные спи­ке­ры могут стать мен­то­ра­ми (помощ­ни­ка­ми) про­ек­тов.

Поду­май­те, кого вы хоти­те при­гла­сить в жюри, – это долж­ны быть ува­жа­е­мые и извест­ные в горо­де люди, кото­рые могут оце­нить про­ек­ты и выбрать побе­ди­те­ля. Мы сове­ту­ем при­гла­шать чле­нов жюри из раз­лич­ных сфер, что­бы они мог­ли оце­ни­вать про­ек­ты с раз­ных точек зре­ния.

Когда есть пред­ва­ри­тель­ные дого­во­рен­но­сти, мож­но при­гла­сить зна­ко­мо­го дизай­не­ра или само­му сде­лать лого­тип, бан­не­ры меро­при­я­тия. Они вам пона­до­бят­ся при рас­сыл­ке рели­зов и при­вле­че­нии участ­ни­ков.

За два меся­ца до хака­то­на надо запу­стить сайт и начать анон­си­ро­ва­ние: рас­сы­лать анон­сы в город­ские СМИ, про­сить сде­лать репост в попу­ляр­ных стра­ни­цах соц­се­тей.

Для про­ве­де­ния хака­то­на вам пона­до­бят­ся помощ­ни­ки. Иде­аль­ная коман­да состо­ит из трех чело­век, рас­пре­де­ли­те меж­ду собой орга­ни­за­ци­он­ные обя­зан­но­сти: рабо­та со СМИ и парт­не­ра­ми, обще­ние с НКО и акти­ви­ста­ми, при­гла­ше­ние спе­ци­а­ли­стов в коман­ды, актив­ная рабо­та в соц­се­тях и т.д. Это очень важ­но – в оди­ноч­ку вам будет слож­но со всем спра­вить­ся.

Совет: хака­тон мож­но про­ве­сти, не тра­тя мно­го средств. При­гла­шай­те спе­ци­а­ли­стов, спи­ке­ров для уча­стия в хака­тоне и гово­ри­те, что у вас нет воз­мож­но­сти пред­ло­жить им гоно­рар. Для мно­гих уча­стие в кру­том меро­при­я­тии важ­нее денег, поэто­му они с радо­стью согла­сят­ся при­со­еди­нить­ся.