Что такое хакатон

В Великом Новгороде прошел хакатон «Социальные инновации». Фото: Мария Корнилова.
Хакатон «Социальные инновации». Фото: Мария Корнилова.

Хака­тон – это мастер­ская, на кото­рой раз­ра­бот­чи­ки и дизай­не­ры в режи­ме двух­днев­но­го сприн­та рабо­та­ют над созда­ни­ем про­грамм, сай­тов или при­ло­же­ний. Это твор­че­ская тех­но­ло­ги­че­ская мастер­ская, куда, кро­ме IT-спе­ци­а­ли­стов, мож­но при­гла­сить пред­ста­ви­те­лей неком­мер­че­ских орга­ни­за­ций. И тогда целью сов­мест­ной рабо­ты ста­но­вит­ся созда­ние сай­тов и сер­ви­сов для соци­аль­ных про­ек­тов.

Теп­ли­ца соци­аль­ных тех­но­ло­гий регу­ляр­но про­во­дит хака­то­ны, пото­му что, по наше­му опы­ту, имен­но соби­ра­ясь вме­сте, спе­ци­а­ли­сты из раз­лич­ных сфер могут най­ти тех­но­ло­ги­че­ские реше­ния для любых соци­аль­ных про­блем: сде­лать сай­ты для помо­щи людям, создать соци­аль­ные кам­па­нии и при­ду­мать кру­тые сер­ви­сы.

За шесть лет мы про­ве­ли более 30 хака­то­нов в 10 горо­дах Рос­сии по раз­лич­ным темам: от помо­щи людям с ред­ки­ми забо­ле­ва­ни­я­ми до хака­то­на по откры­тым дан­ным. И мы хотим поде­лить­ся с вами сво­им опы­том.

Для чего собирать вместе IT-специалистов и сотрудников НКО

Пред­ставь­те, что вам надо орга­ни­зо­вать поиск про­пав­ше­го ребен­ка, помочь тушить лес­ной пожар или собрать ненуж­ную одеж­ду для пере­ра­бот­ки. Тех­но­ло­гии поз­во­ля­ют это сде­лать опе­ра­тив­нее, быст­рее, про­ще.

Напри­мер, как в слу­чае с доб­ро­воль­че­ским поис­ко­во-спа­са­тель­ным отря­дом «Лиза Алерт», кото­рый с помо­щью при­ло­же­ния опе­ра­тив­но опо­ве­ща­ет доб­ро­воль­цев и тех, кто хочет помо­гать в поис­ках про­пав­ших. Или кар­та лес­ных пожа­ров на осно­ве кос­мо­сним­ков, кото­рую в сво­ей рабо­те исполь­зу­ют пожар­ные или доб­ро­воль­цы.

Тех­но­ло­ги­че­ские реше­ния зна­чи­тель­но облег­ча­ют рабо­ту акти­ви­стам, волон­те­рам и сотруд­ни­кам НКО, поэто­му нуж­на сов­мест­ная рабо­та спе­ци­а­ли­стов из раз­лич­ных сфер над поис­ком онлайн-реше­ний кон­крет­ных про­блем: нане­се­ние на кар­ту инфор­ма­ции по чрез­вы­чай­ным ситу­а­ци­ям, ана­лиз дан­ных по ДТП и мно­гих дру­гих.

Напри­мер, побе­ди­тель хака­то­на Теп­ли­цы соци­аль­ных тех­но­ло­гий, темой кото­ро­го была помощь людям с ред­ки­ми забо­ле­ва­ни­я­ми, – медиа­про­ект Red Balloons, создан­ный на осно­ве лич­ной исто­рии для роди­те­лей, вос­пи­ты­ва­ю­щих маль­чи­ков с мышеч­ной дис­тро­фи­ей Дюшен­на. Авто­ры про­ек­та хоте­ли рас­ска­зать о важ­но­сти ран­ней диа­гно­сти­ки ред­ко­го неиз­ле­чи­мо­го забо­ле­ва­ния и помочь дру­гим роди­те­лям, вос­пи­ты­ва­ю­щим детей с такой болез­нью.

Что можно сделать за два дня

Хака­то­ны про­во­дят­ся в тече­ние двух дней, за кото­рые коман­дам надо при­ду­мать, какое тех­но­ло­ги­че­ское реше­ние необ­хо­ди­мо для соци­аль­но­го про­ек­та, и начать раз­ра­бот­ку. Такой фор­мат зало­жен в самом назва­нии меро­при­я­тия: сло­во хака­тон вклю­ча­ет в себя сло­ва «хакер», в зна­че­нии «про­грам­мист», и «мара­фон». Хака­тон не что иное как мара­фон для про­грам­ми­стов.

Цель меро­при­я­тия – создать рабо­чий про­то­тип сай­та или при­ло­же­ния, кото­рое мож­но с неболь­ши­ми дора­бот­ка­ми запу­стить в корот­кие сро­ки после окон­ча­ния хака­то­на.

Два дня для сов­мест­ной рабо­ты – это корот­кий срок, поэто­му для про­дук­тив­ной дея­тель­но­сти и хоро­ше­го ито­га авто­ры про­ек­тов долж­ны зара­нее под­го­то­вить­ся и най­ти спе­ци­а­ли­стов в коман­ду. Тогда в режи­ме огра­ни­чен­но­го вре­ме­ни может полу­чить­ся каче­ствен­ное и рабо­чее реше­ние – сайт, кото­рый мож­но уже пока­зы­вать кол­ле­гам для полу­че­ния пер­вых отзы­вов, или сер­вис, кото­рый мож­но тести­ро­вать на пер­вых поль­зо­ва­те­лях.

Почему специалисты участвуют в хакатонах и делают это бесплатно

Хака­тон – это отлич­ная воз­мож­ность хоро­шо про­ве­сти вре­мя, пооб­щать­ся с еди­но­мыш­лен­ни­ка­ми и инте­рес­ны­ми людь­ми, про­ка­чать свои навы­ки и помочь полез­но­му делу.

Для мно­гих спе­ци­а­ли­стов уча­стие в хака­тоне – это воз­мож­ность заявить о себе, сде­лать про­ект, о кото­ром мож­но потом рас­ска­зать в сво­ем уни­вер­си­те­те или при при­е­ме на рабо­ту.

При­гла­шай­те раз­ра­бот­чи­ков, дизай­не­ров и спе­ци­а­ли­стов из дру­гих сфер (интер­нет-мар­ке­то­ло­гов, спе­ци­а­ли­стов по пиа­ру и про­дви­же­нию). Они охот­но откли­ка­ют­ся прий­ти, если зна­ют, что их помощь нуж­на для полез­но­го дела неком­мер­че­ским орга­ни­за­ци­ям и про­ек­там.