Что такое социальная справедливость

Справедливость – это тогда, когда каждый получает по заслугам. За что-то хорошее судьба посылает нам награды, а за что-то плохое – приключения на одно место. Даже без определений мы почти всегда ощущаем, когда кто-то несправедлив или поступает несправедливо по отношению к нам самим. Фото: Pexels.com (CC0).
Справедливость – это тогда, когда каждый получает по заслугам. За что-то хорошее судьба посылает нам награды, а за что-то плохое – приключения на одно место. Даже без определений мы почти всегда ощущаем, когда кто-то несправедлив или поступает несправедливо по отношению к нам самим. Фото: Pexels.com (CC0).

Вы, навер­ное, с дет­ства слы­ша­ли, что такое спра­вед­ли­вость. Фило­соф­ское объ­яс­не­ние спра­вед­ли­во­сти весь­ма заум­но и зануд­но: «Поня­тие о долж­ном соот­вет­ствии дея­ния и воз­да­я­ния».

Спра­вед­ли­вость – это тогда, когда каж­дый полу­ча­ет по заслу­гам. За что-то хоро­шее судь­ба посы­ла­ет нам награ­ды, а за что-то пло­хое – при­клю­че­ния на одно место. Даже без опре­де­ле­ний мы почти все­гда ощу­ща­ем, когда кто-то неспра­вед­лив или посту­па­ет неспра­вед­ли­во по отно­ше­нию к нам самим.

Что же такое соци­аль­ная спра­вед­ли­вость в таком слу­чае, если и обыч­ную спра­вед­ли­вость слож­но объ­яс­нить? Да и зачем?

Пони­мать, что сто­ит за соци­аль­ной спра­вед­ли­во­стью, име­ет смысл, преж­де все­го, пото­му, что это поня­тие плот­но вошло в кон­сти­ту­ции мно­гих госу­дарств и про­грам­мы мно­гих ини­ци­а­тив и орга­ни­за­ций (напри­мер, «Вра­чи без гра­ниц» или «Меж­ду­на­род­ная амни­стия») по соци­аль­ным изме­не­ни­ям.

Ведь если нуж­но менять суще­ству­ю­щий мир на какой-то дру­гой, то какой мир нам нужен в резуль­та­те? Какие у это­го пре­крас­но­го мира буду­ще­го долж­ны быть харак­те­ри­сти­ки? Как мини­мум этот мир дол­жен быть более спра­вед­ли­вым, гово­рят обще­ствен­ные дея­те­ли и экс­пер­ты. Но что они име­ют в виду?

Ста­тья 7 рос­сий­ской Кон­сти­ту­ции про­воз­гла­ша­ет: «Рос­сий­ская Феде­ра­ция явля­ет­ся соци­аль­ным госу­дар­ством. Глав­ная зада­ча соци­аль­но­го госу­дар­ства – дости­же­ние тако­го обще­ствен­но­го раз­ви­тия, кото­рое осно­вы­ва­ет­ся на закреп­лен­ных пра­вом прин­ци­пах соци­аль­ной спра­вед­ли­во­сти, все­об­щей соли­дар­но­сти и вза­им­ной ответ­ствен­но­сти. Соци­аль­ное госу­дар­ство при­зва­но помо­гать сла­бым, вли­ять на рас­пре­де­ле­ние эко­но­ми­че­ских благ, что­бы обес­пе­чить каж­до­му достой­ное чело­ве­ка суще­ство­ва­ние».

Пре­ам­бу­ла ко Все­об­щей декла­ра­ции прав чело­ве­ка (Рос­сия рати­фи­ци­ро­ва­ла ее в 1991 году, на ее осно­ве была напи­са­на декла­ра­ция 1993 года) вооб­ще начи­на­ет­ся с поня­тия соци­аль­ной спра­вед­ли­во­сти, когда гово­рит о том, что «при­зна­ние досто­ин­ства, при­су­ще­го всем чле­нам чело­ве­че­ской семьи, и рав­ных и неотъ­ем­ле­мых прав их явля­ет­ся осно­вой сво­бо­ды, спра­вед­ли­во­сти и все­об­ще­го мира».

Как вы поня­ли, соци­аль­ная спра­вед­ли­вость – шту­ка серьез­ная. Но что это озна­ча­ет на прак­ти­ке? В 1971 году фило­соф Джон Ролз кон­кре­ти­зи­ро­вал это поня­тие в трак­та­те “Тео­рия спра­вед­ли­во­сти”, вве­дя мыс­лен­ный экс­пе­ри­мент “Зана­ве­са неве­де­ния”.

Попы­тай­тесь пред­ста­вить себе немно­го фан­та­сти­че­скую кар­ти­ну: вы еще не появи­лись на свет, но уже обла­да­е­те созна­ни­ем. То есть вы ско­ро долж­ны родить­ся, но пока не зна­е­те, ни в каком горо­де вы роди­тесь, ни какое соци­аль­ное поло­же­ние будет зани­мать ваша семья. Вы не зна­е­те, будет ли у вас воз­мож­ность полу­чить хоро­шее обра­зо­ва­ние и рабо­ту. В общем, ниче­го не зна­е­те о том, что вас будет окру­жать. Вы за зана­ве­сом неве­де­ния.

А теперь вопрос: при усло­вии, что вы не зна­е­те, где буде­те рож­де­ны, в каком обще­стве вы хоте­ли бы родить­ся? То есть вам необ­хо­ди­мо было бы при­нять веро­ят­ность не толь­ко того, что вы роди­тесь в бога­той семье в цен­тре Моск­вы, но и что в семье тру­до­во­го мигран­та в Запо­ля­рье.

Или что вам не уда­лось родить­ся семи пядей во лбу. Каким обра­зом сде­лать обще­ство таким, что­бы оно было оди­на­ко­во спра­вед­ли­во при всех рас­кла­дах? Какое обще­ство вы бы пред­по­чли, если вам нуж­но было сде­лать его оди­на­ко­во спра­вед­ли­вым и для дво­еч­ни­ка-хули­га­на, и для бабуш­ки из сосед­не­го подъ­ез­да?

Ролз про­дол­жа­ет, что, не зная какой шанс нам уго­то­ван, участ­ни­ки экс­пе­ри­мен­та будут стре­мить­ся рас­пре­де­лить пер­вич­ные соци­аль­ные бла­га так, что­бы полу­чить мак­си­мум бону­сов при самом пло­хом рас­кла­де для всех. То есть наи­бо­лее спра­вед­ли­вый для всех сце­на­рий.

Ролз предлагает три принципа социальной справедливости (позвольте мне вольный пересказ)

  1. Вне зави­си­мо­сти от соци­аль­но­го поло­же­ния, места рабо­ты, цве­та кожи, пола, воз­рас­та и т.д. каж­дый чело­век дол­жен иметь рав­ные пра­ва и сво­бо­ды со все­ми осталь­ны­ми, вклю­чая сво­бо­ду сло­ва, собра­ний, сове­сти.
  2. Если в обще­стве суще­ству­ет (по каким-то при­чи­нам) соци­аль­ное нера­вен­ство, оно долж­но быть скор­рек­ти­ро­ва­но, что­бы слу­жить инте­ре­сам наи­бо­лее при­тес­нен­ных групп насе­ле­ния.
  3. Прин­цип рав­ных воз­мож­но­стей – доступ к долж­но­стям и госу­дар­ствен­ным пози­ци­ям дол­жен быть открыт для всех без огра­ни­че­ний.

Ролз видит 4 решения для реализации этих принципов:

  1. рав­ный доступ к каче­ствен­но­му обра­зо­ва­нию;
  2. рав­ный доступ к каче­ствен­но­му здра­во­охра­не­нию;
  3. рав­ный доступ к обес­пе­че­нию спра­вед­ли­во­сти (то есть спра­вед­ли­вый и бес­при­страст­ный суд);
  4. каче­ствен­ное жилье (но источ­ни­ки неспра­вед­ли­во­сти могут быть скры­ты и в дру­гих аспек­тах обще­ствен­ной жиз­ни).

Экс­пе­ри­мент “зана­ве­са неве­де­ния” при­во­дит нас к тому, что вне зави­си­мо­сти от того, каки­ми бы мы не роди­лись, обще­ство вокруг нас было бы к нам оди­на­ко­во спра­вед­ли­вым.

Соци­аль­ная спра­вед­ли­вость – это важ­ный аргу­мент в спо­ре с пози­ци­ей “Да умный / хоро­ший чело­век все­гда най­дет себе доро­гу в жиз­ни”. Ок, а как сде­лать такое обще­ство, что­бы “самый глу­пый чело­век мог бы обес­пе­чить себе достой­ную жизнь”. Поэто­му, созда­вая свой про­ект, все­гда зада­вай­те себе вопрос: сде­ла­ет ли он мир спра­вед­ли­вее, или нет.

Тео­рия спра­вед­ли­во­сти” – пере­вод на рус­ский.