Тенденции проведения общественных кампаний в 2018 году

Активисты со всего мира вовлекают сторонников с помощью месенджеров, чат-ботов и онлайн-платформ. Это основные тенденции в проведении общественных кампаний в 2018 году.

Активисты со всего мира вовлекают сторонников с помощью месенджеров, чат-ботов и онлайн-платформ. Это основные тенденции в проведении общественных кампаний в 2018 году. В нашей статье мы разберем, как представители социальных инициатив используют технологии и с какими угрозами вынуждены бороться.

Однозначно, на первый план в проведении кампаний выходит личный контакт с пользователями. Представители Facebook заявляют, что необходимо уделять внимание личным связям и достоверным рассказам друзей. Акции, запущенные в онлайн, боты и мессенджеры, позволяют людям объединяться в неформальные сообщества. Авторы социальных инициатив уже не полагаются на широковещательные каналы некоммерческих организаций.

Популярность чат-ботов

Так выглядит чат-бот в Telegram правозащитного проекта "ОВД-инфо", который может помочь задержанным.
Так выглядит чат-бот в Telegram правозащитного проекта «ОВД-инфо», который может помочь задержанным.

Одна из наиболее обсуждаемых тем 2017 года – то, как используют боты при формировании общественного мнения и как большие данные и искусственный интеллект влияют на демократию. При этом особенно важно, для каких целей используют боты. Они могут быть полезными при проведении кампании: могут инициировать разговоры, рассказывать истории, отвечать на вопросы и собирать информацию от сообществ и сторонников. Мы видим, что боты начинают работать на социальное благо.

Еще по теме: И имя им – легион: чат-боты вчера, сегодня, завтра

Во время выборов в США в 2017 году участники кампании Яр Родригес Фаулер и Шарлотта Гудман хотели привлечь молодых людей на голосование. Они решили поэкспериментировать с Тиндером и создали чат-бот, который ускорял мэтчи между 18-25-летними в избирательных округах. Бот инициировал разговоры с ними.

Другой пример, организация Charity:Water создала чат-бот для Facebook под названием «Прогулка с Йеши». Бот знакомит людей с (вымышленной) девушкой по имени Йеши, которая живет в сельской Эфиопии и каждый день проводит часы, чтобы найти воду. Как только кто-то начинает общаться с Йеши, она спрашивает и отвечает на вопросы, отправляет изображения, видео, аудиоклипы и карты о своем путешествии. Это очень личный опыт, который помогает увидеть кризис другим пользователям со всего мира. Бот позволяет  задавать вопросы и персонализировать опыт, поддерживая разговоры продолжительностью более нескольких часов.

Еще по теме: 6 сервисов, которые помогут вам создать чат-интерфейс

Comscore прогнозирует, что в течение двух лет 50% всех онлайн-запросов будут голосовыми. Это окажет огромное влияние на активизм. Мы должны быть готовы к тому дню, когда кто-то спрашивает Сири или Алекса: «Что я могу сделать, чтобы помочь беженцам в моем районе?».

В России чат-боты становятся все популярнее в общественном секторе. Благотворительная организация «Ночлежка» запустила тест «Индекс уязвимости», который предсказывает шансы пользователя стать бездомным. В нем вместо выбора варианта предлагается пообщаться с ботом и ответить на его вопросы в произвольной форме. А правозащитный медиапроект «ОВД-Инфо» создал чат-бот в Telegram, который может помочь задержанным.

Боты помогают активистам привлекать внимание к проблемам в области политики, здравоохранения,  социальной сферы и гуманитарной помощи.

Децентрализованное общение

Так выглядит страница кампании по борьбе с загрязнением воздуха с помощью платформы AirAlert.in в Индии. Изображение с сайта airalert.in
Так выглядит страница кампании по борьбе с загрязнением воздуха с помощью платформы AirAlert.in в Индии. Изображение с сайта airalert.in

Популярность движений, которые позволяют людям организовываться с помощью онлайн-инструментов, растет в США, Европе, Азии и некоторых частях Африки. Например, в Австралии кампания #VoteYes за легализацию однополых браков объединила тысячи организаций и компаний, которые использовали децентрализованную платформу GetUp. С ее помощью стало возможно сделать 1 миллион телефонных звонков и отправить более 300 000 одноранговых текстовых сообщений.

В Индии граждане могли начать собственные кампании по борьбе с загрязнением воздуха с помощью платформы AirAlert.in. В итоге удалось остановить проекты властей, добиться запрета на сжигание открытого мусора.

Еще по теме: Истории успеха: Как «Гринпис России» продвигает фандрайзинговые кампании в Сети

Реальное вовлечение аудитории в Facebook вместо вирусных видео

Обновление платформы Facebook существенно изменило способы продвижения кампаний и привлечения сторонников в Интернете. Дело в том, что новостная лента чаще показывает посты родственников и друзей, в том числе неправительственных организаций, и снижает приоритет публикаций от брендов и СМИ в виде вирусных роликов.

Марк Цукерберг заявил о новой миссии Facebook: сблизить мир и помочь людям построить свои сообщества. Большую роль в этом процессе играют администраторы группы, так как они являются лидерами. Для администраторов появилось несколько полезных функций, которые помогут сблизить участников сообщества: приветственные сообщения, значки для администраторов/модераторов, профили участников и другие средства модерации.

Еще по теме: Почему вас не видят: ошибки при работе с сообществами в Фейсбук

Например, кампания Flush Rush использовала группу Facebook для координации волонтеров, чтобы бойкотировать рекламодателей, а движение IfNotNow («Если не сейчас») запустило кампанию #FireBannon против старшего советника Дональда Трампа и вовлекало новых людей с помощью Facebook Live. В кампании участвовало более 1 миллиона человек, во время прямых трансляций пользователям предлагали подписываться на звонок сообщества. С помощью звонков удалось привлечь в движение сотни людей.

Мессенджеры обгоняют социальные сети по уровню вовлечения

Отчет «Цифровые новости 2017 года» показал, что люди тратят меньше времени на социальные сети и больше – на мессенджеры. Эксперты предсказывают, что Whatsapp обгонит Facebook по времени использования. Глобальный опрос Reuters тоже показал, что четверть респондентов во всем мире делится и обсуждает новости с использованием одного или нескольких мессенджеров, причем самый большой рост наблюдается в Азии и Латинской Америке. Мессенджеры грузятся быстро, не требуют больших расходов на связь и особого трафика, что удобно.
Мессенджеры становятся более личными и заменяют беспорядок в новостных лентах социальных сетей. С помощью мессенджеров можно эффективно взаимодействовать. Когда вы получаете текст, вы не просто еще один адрес электронной почты в огромном списке.

Общественные организации тоже используют мессенджеры для своих целей. Например, движение в Великобритании School Cuts использовало мессенджеры, чтобы мобилизовать родителей и учителей. В США проект Team Internet, созданный волонтерами, использует мессенджеры для мобилизации людей в ответ на угрозы сетевого нейтралитета. В сообщество вошли 400 000 человек, удалось провести более 600 встреч с членами конгресса и организовать более 700 акций протеста.

Российские НКО также создают каналы в Telegram, чтобы быть ближе к аудитории. Например, каналы есть у Сахаровского центра, общества «Мемориал», фонда «Общественный вердикт».

Проводить общественные кампании становится все труднее

На уровень развития некоммерческого сектора и запуска независимых общественных кампаний существенно влияет политическая ситуация в стране. С появлением авторитарного национализма неудивительно, что государства и компании все чаще пытаются ограничить свободу слова. Автократические государства быстро учатся друг у друга, как использовать технологии, дезинформацию и большие данные, чтобы манипулировать гражданами и бороться с инакомыслием.

Независимые онлайн-проекты блокируют в Филиппинах, например, закрыто интернет-издание Rappler. В России заблокированы такие оппозиционные издания, как Грани.руКаспаров.ру. Например, когда Facebook был запущен в Камбодже, люди надеялись, что это принесет свободу слова и предоставит платформу для борьбы с правительственной пропагандой. Вместо этого премьер-министр Хун Сен использует платформу для продвижения своих идей.

Еще по теме: Подготовка общественной кампании: стратегия, способы ведения, работа со СМИ и союзниками

В 2017 году в некоторых странах были введены новые законы, которые ограничивают неправительственные организации, особенно иностранные НПО. В Венгрии новые законы означают, что те НКО, которые получают иностранное финансирование, должны заявить о себе правительству как нежелательные организации.

Для России закон об «иностранных агентах», принятый в 2012 году, тоже сыграл особую роль. По данным отчета Amnesty International 2016 года, в список включены 148 организаций, из них 27 были вынуждены закрыться. Во многих случаях организации предоставляли услуги, которые государство не в состоянии обеспечить, например, юридическую защиту или психологическую поддержку жертвам дискриминации или насилия, а также экологический мониторинг.

В России в апреле 2018 года Таганский районный суд Москвы постановил заблокировать в России мессенджер Telegram за отказ предоставить ФСБ ключи шифрования. После этого в попытке заблокировать Telegram Роскомнадзор заблокировал миллионы сетевых адресов.

Более того, проведение кампаний затрудняет поляризация общества. Организации пытаются ответить на эти вызовы. Польские активисты, которые борются за спасение Беловежской пущи, столкнулись с национализмом и сопротивлением правительства, которое игнорировало мнение жителей. Участники старались не связывать свою кампанию с какой-либо партией, чтобы быть максимально независимыми. Они получили поддержку от ЮНЕСКО, а решение ЕСПЧ постановило временно прекратить лесозаготовку. В

Весной 2018 года в подмосковном Волоколамске жители устраивали митинги с требованием закрыть мусорный полигон «Ядрово», они также не выдвигают политических требований и требуют от политических активистов убирать партийную символику.

Оригинал статьи на Mobilisationlab.org (Eng).