Cервис AltoBus: как в Казани решают проблему групповых перевозок детей

Команда проекта AltoBus на республиканском IT-хакатоне. Фото из архива проекта.
Команда проекта AltoBus на республиканском IT-хакатоне. Фото из архива проекта.

AltoBus – онлайн-плат­фор­ма, кото­рая объ­еди­ня­ет заказ­чи­ков груп­по­вых пере­во­зок (шко­лы, неком­мер­че­ские орга­ни­за­ции, инди­ви­ду­аль­ные груп­пы) со спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ны­ми ком­па­ни­я­ми. Авто­ры про­ек­та реша­ют про­бле­му дол­го­го согла­со­ва­ния груп­по­вых авто­бус­ных пере­во­зок в орга­нах госу­дар­ствен­но­го управ­ле­ния. Жур­на­лист Теп­ли­цы в Каза­ни Аль­фия Ляпи­на, пого­во­ри­ла с одним из осно­ва­те­лей сер­ви­са Мара­том Кады­ро­вым о том, как созда­вал­ся про­ект.

В 2013 году в Рос­сии про­изо­шли резо­нанс­ные ДТП, и рез­ко уси­ли­лось регу­ли­ро­ва­ние пере­во­зок детей и уже­сто­чи­лись пра­ви­ла пере­воз­ки. Напри­мер, что­бы при­вез­ти школь­ный класс на экс­кур­сию из Каза­ни в Сви­яжск или кол­лек­тив инклю­зив­но­го теат­ра на выступ­ле­ние, нуж­но собрать 16 доку­мен­тов и при­не­сти их в ГИБДД. Так­же у пере­воз­чи­ков нет гаран­тии, что пере­воз­ку согла­су­ют в корот­кий срок, поэто­му они пред­по­чи­та­ют не брать сроч­ные зака­зы от заяви­те­лей.

Сроч­ные зака­зы, как пра­ви­ло, нуж­ны шко­лам, дет­ским спор­тив­ным орга­ни­за­ци­ям, клу­бам и круж­кам. Без согла­со­ва­ний мож­но про­вез­ти менее вось­ми детей, но обыч­но их боль­ше.

Проект AltoBus стал призером спецноминации PhilTech в конкурсе SAP UP. Фото из архива команды проекта
Про­ект AltoBus стал при­зе­ром спец­но­ми­на­ции PhilTech в кон­кур­се SAP UP. Фото из архи­ва коман­ды про­ек­та.

Сер­вис AltoBus созда­ла коман­да пред­при­ни­ма­те­лей и про­грам­ми­стов в июле 2017 года. Про­ект стал фина­ли­стом «Аксе­ле­ра­тор PhilTech» и фору­ма «SАP-2017», а так­же попал в пятер­ку про­ек­тов, кото­рые полу­чи­ли грант в раз­ме­ре 50 тысяч руб­лей от «Рыба­ков Фон­да».

Сей­час тести­ру­ет­ся рабо­чая вер­сия плат­фор­мы. Пока коман­да рабо­та­ет над меха­низ­мом опла­ты пере­во­зок, услу­ги предо­став­ля­ют­ся бес­плат­но. В ито­ге про­ект помо­жет согла­со­вы­вать усло­вия транс­фер­ных пере­во­зок онлайн, обес­пе­чит про­зрач­ность рын­ка и уве­ли­чит объ­е­мы и повы­ше­ние каче­ства авто­бус­ных пере­во­зок школь­ни­ков, людей с огра­ни­чен­ны­ми воз­мож­но­стя­ми.

История создания проекта

В фев­ра­ле 2017 года Марат Кады­ров с Рома­ном Жуко­вым, Евге­ни­ем Дева­е­вым, Иго­рем Мень­ше­ни­ным созда­ли пре­ак­се­ле­ра­тор соци­аль­ных про­ек­тов на базе уни­вер­си­те­та управ­ле­ния «ТИСБИ». «К июлю 2017 года в пре­ак­се­ле­ра­то­ре собра­лось 10 про­ект­ных ини­ци­а­тив. Мы созда­ли груп­пу «ВКон­так­те» и нача­ли соби­рать­ся по суб­бо­там. Мы ста­ли при­тя­ги­вать людей, кон­суль­ти­ро­ва­ли соци­аль­ных пред­при­ни­ма­те­лей и сту­ден­тов», – рас­ска­зы­ва­ет Марат Кады­ров.

Вско­ре к коман­де при­со­еди­ни­лись про­грам­ми­сты-сту­ден­ты из Уни­вер­си­те­та управ­ле­ния «ТИСБИ»: Алек­сей Ера­ма­сов, Иль­нар Шан­га­ра­ев, Нияз Наги­мул­лин, успеш­но высту­пив­шие на Хака­тоне ИТ-пар­ка. Они раз­ра­бо­та­ли про­то­тип сер­ви­са, с кото­рым объ­еди­нен­ная коман­да про­ек­та про­шла пред­ва­ри­тель­ный отбор в биз­нес-инку­ба­то­ре казан­ско­го ИТ-пар­ка.

Сре­ди 10 финаль­ных про­ек­тов были выбра­ны те, кто имел соци­аль­ную зна­чи­мость. Таким про­ек­том стал AltoBus.

Какие проблемы решает проект

Главная страница платформы. Изображение с сайта altobus.ru
Глав­ная стра­ни­ца плат­фор­мы. Изоб­ра­же­ние с сай­та altobus.ru

Коли­че­ство пере­во­зок детей в стране, по сло­вам созда­те­лей про­ек­та, умень­ши­лось в 3–5 раз, пото­му что про­це­ду­ра согла­со­ва­ния с ГИБДД не авто­ма­ти­зи­ро­ва­на. Про­бле­ма услож­ня­ет­ся тем, что мел­кие пере­воз­чи­ки не выдер­жи­ва­ют кон­ку­рен­ции с круп­ны­ми ком­па­ни­я­ми, поэто­му круп­ные ком­па­нии под­ни­ма­ют цены за пере­воз­ки. Роди­те­ли ста­ра­ют­ся возить детей не на авто­бу­се, а на соб­ствен­ных маши­нах.

Еще по теме: Вик­тор Бори­сов: как про­ве­рить каче­ство воз­ду­ха в город­ском транс­пор­те и при­влечь вни­ма­ние к про­бле­ме

«Кон­цеп­ция про­ек­та сло­жи­лась удач­но еще и пото­му, что про­бле­ма вышла на уро­вень Пре­зи­ден­та Рес­пуб­ли­ки Татар­стан, и он дал пору­че­ние решить про­бле­му. Совет по пред­при­ни­ма­тель­ству РТ в тече­ние полу­то­ра лет обсуж­дал с пере­воз­чи­ка­ми и с ГИБДД вопрос реше­ния про­бле­мы. Мы к ней под­клю­чи­лись про­шлой осе­нью, встре­ти­лись с Сове­том по пред­при­ни­ма­тель­ству. Так­же согла­со­вы­ва­ли про­ект с Гос­ко­ми­те­том по туриз­му РТ, и они гото­вы нас под­дер­жать в про­ек­те», – объ­яс­ня­ет акту­аль­ность Марат Кады­ров.

«Участ­ник нашей коман­ды Евге­ний Дева­ев боль­ше 20 лет тре­ни­ру­ет кара­ти­стов на базе сво­ей неком­мер­че­ской шко­лы каратэ. Он почув­ство­вал на себе про­бле­мы от уже­сто­че­ния пра­вил пере­во­зок детей. Я так­же рабо­тал с детьми в орга­ни­за­ции «Уни­вер­си­тет талан­тов», мы зна­ем, как это труд­но, не пона­слыш­ке», – гово­рит Марат Кады­ров.

«Мы ана­ли­зи­ро­ва­ли рынок и при­шли к выво­ду, что сей­час нет ана­ло­гич­ной быст­рой воз­мож­но­сти най­ти пере­воз­чи­ка. Каж­дый из схо­жих сер­ви­сов реша­ет про­бле­му на сто­роне пере­воз­чи­ка. Пере­воз­чик себя рекла­ми­ру­ет, но заказ­чи­ку все рав­но труд­но выби­рать: зво­нить, узна­вать усло­вия, цены. Нет плат­фор­мы, кото­рая объ­еди­ня­ла бы и заказ­чи­ков, и пере­воз­чи­ков. Здесь клю­че­вым момен­том явля­ет­ся цена. Рынок непро­зрач­ный, и мы в рам­ках про­ек­та фак­ти­че­ски реша­ем про­бле­му и без­опас­но­сти пере­во­зок, и уре­гу­ли­ро­ва­ния цен на них», – рас­ска­зы­ва­ет Марат Кады­ров.

Механизм работы сервиса

1. Заказ­чик пода­ет свою заяв­ку на пере­воз­ку, ука­зы­вая в ней марш­рут и вре­мя.

2. Пере­воз­чи­ки видят заяв­ки и дают свои пред­ло­же­ния на пере­воз­ку, ука­зы­вая цену и каким авто­бу­сом пове­зут.

3. Заказ­чик видит оче­редь зака­зов.

4. Побеж­да­ет тот пере­воз­чик, кото­рый пред­ло­жит мини­маль­ную цену (за счет это­го сни­жа­ет­ся сред­няя сто­и­мость пере­воз­ки).

Финан­си­ро­ва­ние сер­ви­са будет про­ис­хо­дить за счет про­цен­та от совер­шен­ной сдел­ки. Напри­мер, пере­воз­ка из Каза­ни в Инно­по­лис сто­ит 15 тысяч руб­лей. Сер­вис полу­ча­ет 10% от общей сум­мы пере­воз­ки после того, как пере­воз­ка состо­я­лась.

Социальная концепция сервиса

Коман­да про­ек­та про­шла пред­ва­ри­тель­ный отбор в Биз­нес-инку­ба­то­ре казан­ско­го ИТ-пар­ка и пре­зен­то­ва­ла про­ект в фина­ле отбо­ра.

«Перед выступ­ле­ни­ем на отбо­ре мы про­ве­ли голо­со­ва­ние внут­ри коман­ды о том, какую кон­цеп­цию пред­ло­жить на отбо­ре: соци­аль­ную или ком­мер­че­скую. Выбра­ли соци­аль­ную. Мы про­ве­ли про­блем­ные интер­вью с 12 пере­воз­чи­ка­ми, 20 заказ­чи­ка­ми и шко­ла­ми. Отсек­ли идеи, кото­рые могут услож­нить про­цесс запус­ка. Доступ к базе потен­ци­аль­ных кли­ен­тов у нас был от парт­не­ров по про­ек­ту «Фик­са­тор рис­ков». Марат Кады­ров

Сер­вис функ­ци­о­ни­ру­ет как веб-ресурс. В даль­ней­шем пла­ни­ру­ет­ся запуск мобиль­но­го при­ло­же­ния.

Все вопро­сы о про­ек­тах мож­но зада­вать Мара­ту Кады­ро­ву в Facebook и по теле­фо­ну +7 (960) 055−70−06.

Сайт про­ек­та AltoBus.