Резервное копирование: краткая инструкция, с чего начать

Важно понимать, что резервное копирование - это прежде всего рабочий процесс, а не технологический. Фото: Pexels.com (CC0).
Важно понимать, что резервное копирование - это прежде всего рабочий процесс, а не технологический. Фото: Pexels.com (CC0).

Проведите мысленно эксперимент: представьте, что вы потеряли информацию, которую используете в работе: компьютер бухгалтерии, базу данных клиентов, сайт с годами накопленной информацией. Какой примерный экономический ущерб вам может нанести эта потеря?

Из-за чего может произойти потеря данных? Причин достаточно много: вирус шифровальщик зашифровал все данные, произошел технический сбой, отказали жесткие диски или компьютер с информацией был похищен.

Также не стоит думать, что информация, которая находится у вашего хостинг провайдера, полностью защищена. У хостинг провайдера могут быть абсолютно те же проблемы.

Ясно, что если бы у вас была резервная копия, то ущерб был бы существенно меньше. Причем чем новее копия, тем меньше ущерб.

Вывод: резервная копия позволит вам существенно уменьшить экономические потери.

Резервное копирование – это процесс

Важно понимать, что резервное копирование – это прежде всего рабочий процесс, а не технологический. В этом рабочем процессе можно выделить две роли.

1. Создатель резервных копий:

  • организует процесс создания и хранения резервных копий;
  • создает инструкции по созданию и восстановлению информации из резервных копий;
  • создает инструкции по созданию резервных копий;
  • отчитывается перед ответственным за хранение резервных копий.

2. Хранитель резервных копий:

  • отвечает за сохранность резервных копий (имеет пароли от мест хранения);
  • проводит периодическую проверку восстановления из резервных копий;
  • периодически лично по инструкции создает резервные копии.

К сожалению, зачастую исполнитель и ответственный за хранение – это один и тот же человек. Это неправильно и повышает риск утраты данных.

Во-первых, столь ответственную работу всегда лучше разделять между несколькими людьми для снижения человеческого фактора – болезнь, отпуск, увольнение, конфликтные ситуации.

Во-вторых, в роли создателя по определению нельзя осуществить проверку процесса, так как она будет частью работ по организации процесса.

Именно поэтому нужна отдельная роль для контроля созданного процесса резервного копирования. Проще говоря, нужен «незамыленный» взгляд стороннего человека, чтобы не допустить ошибок.

Хранителем резервных копий стоит назначать в том числе и руководителей, а не только рядовых сотрудников, так как обычно именно руководитель является наиболее заинтересованным лицом в этом процессе.

Стоит отметить, что создатель резервных копий может совмещать роль хранителя резервных копий при условии, что есть другие хранители.

Где хранить резервные копии

Важно, чтобы хранитель резервного копирования имел доступ и постоянный контроль над местом хранения копий. Также стоит иметь несколько разных мест хранения резервных копий, чтобы «не класть все яйца в одну корзину».

Часто резервные копии хранят там же, где располагаются сами данные, которые необходимо сохранять. Это ненадежный способ хранения, так как данные могут быть утеряны в случае повреждения носителя информации.

Очень хорошо изредка сохранять всю информацию на неперезаписываемых носителях, таких как оптические диски (CD, DVD) или файловые системы без режима удаления и перезаписи. Они, в свою очередь, могут находиться и в облачных хранилищах.

Но это не исключает важность хранения информации на перезаписываемых носителях без постоянного доступа к сети Интернет. Например, на жестких дисках в сейфе.

Кроме того, информацию можно хранить в облачных хранилищах, таких как Dropbox.

О важности шифрования резервных копий

Важно хранить резервные копии в надежном месте в зашифрованном виде. Если не использовать шифрование, то все ваши данные, в особенности базы данных, могут полностью «утечь» в Сеть.

В случае «утечки» базы данных необходимо незамедлительно сменить пароли, так как "утекшие" пароли легко получить из базы данных.

Допустимо хранить данные в зашифрованном виде в облачных хранилищах. Но алгоритм шифрования должен быть достаточно надежным. Если информация представляет большую ценность в течение долгого времени, то от такого способа стоит отказаться в пользу локальных хранилищ в надежных местах. Надо помнить, что утечки информации происходят также и из облачных хранилищ.

Как часто надо делать резервные копии

Мы рекомендуем следующую частоту создания резервных копий:

  • раз в полгода, год – делать копии на неперезаписываемые носители и для хранения в сейфе;
  • в произвольное время, но чаще, чем раз в полгода, – на ваших ресурсах ответственного за хранение резервных копий;
  • раз в день/неделю – непосредственно на самом сервере или в облачном хранилище средствами автоматического создания резервных копий.

Инструкция по восстановлению

Почему важно иметь отработанную инструкцию на случай необходимости восстановления из сбоя? Представьте ситуацию: у вас произошел сбой, а исполнитель, который заведовал резервным копированием, ушел в отпуск и с ним нет связи. Что вы будете делать?

Если у вас отработана инструкция, по которой вы периодически проводите учения, то подобных проблем не должно возникнуть. Также важно периодически устраивать учения по восстановлению данных из резервных копий.