Резервное копирование: краткая инструкция, с чего начать

Важно понимать, что резервное копирование - это прежде всего рабочий процесс, а не технологический. Фото: Pexels.com (CC0).
Важно понимать, что резервное копирование - это прежде всего рабочий процесс, а не технологический. Фото: Pexels.com (CC0).

Про­ве­ди­те мыс­лен­но экс­пе­ри­мент: пред­ставь­те, что вы поте­ря­ли инфор­ма­цию, кото­рую исполь­зу­е­те в рабо­те: ком­пью­тер бух­гал­те­рии, базу дан­ных кли­ен­тов, сайт с года­ми накоп­лен­ной инфор­ма­ци­ей. Какой при­мер­ный эко­но­ми­че­ский ущерб вам может нане­сти эта поте­ря?

Из-за чего может про­изой­ти поте­ря дан­ных? При­чин доста­точ­но мно­го: вирус шиф­ро­валь­щик зашиф­ро­вал все дан­ные, про­изо­шел тех­ни­че­ский сбой, отка­за­ли жест­кие дис­ки или ком­пью­тер с инфор­ма­ци­ей был похи­щен.

Так­же не сто­ит думать, что инфор­ма­ция, кото­рая нахо­дит­ся у ваше­го хостинг провайдера, пол­но­стью защи­ще­на. У хостинг провайдера могут быть абсо­лют­но те же про­бле­мы.

Ясно, что если бы у вас была резерв­ная копия, то ущерб был бы суще­ствен­но мень­ше. При­чем чем новее копия, тем мень­ше ущерб.

Вывод: резерв­ная копия поз­во­лит вам суще­ствен­но умень­шить эко­но­ми­че­ские поте­ри.

Резервное копирование – это процесс

Важ­но пони­мать, что резерв­ное копи­ро­ва­ние – это преж­де все­го рабо­чий про­цесс, а не тех­но­ло­ги­че­ский. В этом рабо­чем про­цес­се мож­но выде­лить две роли.

1. Создатель резервных копий:

  • орга­ни­зу­ет про­цесс созда­ния и хра­не­ния резерв­ных копий;
  • созда­ет инструк­ции по созда­нию и вос­ста­нов­ле­нию инфор­ма­ции из резерв­ных копий;
  • созда­ет инструк­ции по созда­нию резерв­ных копий;
  • отчи­ты­ва­ет­ся перед ответ­ствен­ным за хра­не­ние резерв­ных копий.

2. Хранитель резервных копий:

  • отве­ча­ет за сохран­ность резерв­ных копий (име­ет паро­ли от мест хра­не­ния);
  • про­во­дит пери­о­ди­че­скую про­вер­ку вос­ста­нов­ле­ния из резерв­ных копий;
  • пери­о­ди­че­ски лич­но по инструк­ции созда­ет резерв­ные копии.

К сожа­ле­нию, зача­стую испол­ни­тель и ответ­ствен­ный за хра­не­ние – это один и тот же чело­век. Это непра­виль­но и повы­ша­ет риск утра­ты дан­ных.

Во-пер­вых, столь ответ­ствен­ную рабо­ту все­гда луч­ше раз­де­лять меж­ду несколь­ки­ми людь­ми для сни­же­ния чело­ве­че­ско­го фак­то­ра – болезнь, отпуск, уволь­не­ние, кон­фликт­ные ситу­а­ции.

Во-вто­рых, в роли созда­те­ля по опре­де­ле­нию нель­зя осу­ще­ствить про­вер­ку про­цес­са, так как она будет частью работ по орга­ни­за­ции про­цес­са.

Имен­но поэто­му нуж­на отдель­ная роль для кон­тро­ля создан­но­го про­цес­са резерв­но­го копи­ро­ва­ния. Про­ще гово­ря, нужен «неза­мы­лен­ный» взгляд сто­рон­не­го чело­ве­ка, что­бы не допу­стить оши­бок.

Хра­ни­те­лем резерв­ных копий сто­ит назна­чать в том чис­ле и руко­во­ди­те­лей, а не толь­ко рядо­вых сотруд­ни­ков, так как обыч­но имен­но руко­во­ди­тель явля­ет­ся наи­бо­лее заин­те­ре­со­ван­ным лицом в этом про­цес­се.

Сто­ит отме­тить, что созда­тель резерв­ных копий может сов­ме­щать роль хра­ни­те­ля резерв­ных копий при усло­вии, что есть дру­гие хра­ни­те­ли.

Где хранить резервные копии

Важ­но, что­бы хра­ни­тель резерв­но­го копи­ро­ва­ния имел доступ и посто­ян­ный кон­троль над местом хра­не­ния копий. Так­же сто­ит иметь несколь­ко раз­ных мест хра­не­ния резерв­ных копий, что­бы «не класть все яйца в одну кор­зи­ну».

Часто резерв­ные копии хра­нят там же, где рас­по­ла­га­ют­ся сами дан­ные, кото­рые необ­хо­ди­мо сохра­нять. Это нена­деж­ный спо­соб хра­не­ния, так как дан­ные могут быть уте­ря­ны в слу­чае повре­жде­ния носи­те­ля инфор­ма­ции.

Очень хоро­шо изред­ка сохра­нять всю инфор­ма­цию на непе­ре­за­пи­сы­ва­е­мых носи­те­лях, таких как опти­че­ские дис­ки (CD, DVD) или файловые систе­мы без режи­ма уда­ле­ния и пере­за­пи­си. Они, в свою оче­редь, могут нахо­дить­ся и в облач­ных хра­ни­ли­щах.

Но это не исклю­ча­ет важ­ность хра­не­ния инфор­ма­ции на пере­за­пи­сы­ва­е­мых носи­те­лях без посто­ян­но­го досту­па к сети Интер­нет. Напри­мер, на жест­ких дис­ках в сей­фе.

Кро­ме того, инфор­ма­цию мож­но хра­нить в облач­ных хра­ни­ли­щах, таких как Dropbox.

О важности шифрования резервных копий

Важ­но хра­нить резерв­ные копии в надеж­ном месте в зашиф­ро­ван­ном виде. Если не исполь­зо­вать шиф­ро­ва­ние, то все ваши дан­ные, в осо­бен­но­сти базы дан­ных, могут пол­но­стью «утечь» в Сеть.

В слу­чае «утеч­ки» базы дан­ных необ­хо­ди­мо неза­мед­ли­тель­но сме­нить паро­ли, так как «утек­шие» паро­ли лег­ко полу­чить из базы дан­ных.

Допу­сти­мо хра­нить дан­ные в зашиф­ро­ван­ном виде в облач­ных хра­ни­ли­щах. Но алго­ритм шиф­ро­ва­ния дол­жен быть доста­точ­но надеж­ным. Если инфор­ма­ция пред­став­ля­ет боль­шую цен­ность в тече­ние дол­го­го вре­ме­ни, то от тако­го спо­со­ба сто­ит отка­зать­ся в поль­зу локаль­ных хра­ни­лищ в надеж­ных местах. Надо пом­нить, что утеч­ки инфор­ма­ции про­ис­хо­дят так­же и из облач­ных хра­ни­лищ.

Как часто надо делать резервные копии

Мы реко­мен­ду­ем сле­ду­ю­щую часто­ту созда­ния резерв­ных копий:

  • раз в пол­го­да, год – делать копии на непе­ре­за­пи­сы­ва­е­мые носи­те­ли и для хра­не­ния в сей­фе;
  • в про­из­воль­ное вре­мя, но чаще, чем раз в пол­го­да, – на ваших ресур­сах ответ­ствен­но­го за хра­не­ние резерв­ных копий;
  • раз в день/неделю – непо­сред­ствен­но на самом сер­ве­ре или в облач­ном хра­ни­ли­ще сред­ства­ми авто­ма­ти­че­ско­го созда­ния резерв­ных копий.

Инструкция по восстановлению

Поче­му важ­но иметь отра­бо­тан­ную инструк­цию на слу­чай необ­хо­ди­мо­сти вос­ста­нов­ле­ния из сбоя? Пред­ставь­те ситу­а­цию: у вас про­изо­шел сбой, а испол­ни­тель, кото­рый заве­до­вал резерв­ным копи­ро­ва­ни­ем, ушел в отпуск и с ним нет свя­зи. Что вы буде­те делать?

Если у вас отра­бо­та­на инструк­ция, по кото­рой вы пери­о­ди­че­ски про­во­ди­те уче­ния, то подоб­ных про­блем не долж­но воз­ник­нуть. Так­же важ­но пери­о­ди­че­ски устра­и­вать уче­ния по вос­ста­нов­ле­нию дан­ных из резерв­ных копий.