Анастасия Никитина: как мы создавали онлайн-курс по правам человека

У онлайн-курса по правам человека, запущенного центром HUMANA, почти четыре тысячи слушателей. Теплица узнала, как он создавался. Изображение: скриншот с сайта stepik.org
У онлайн-курса по правам человека, запущенного центром HUMANA, почти четыре тысячи слушателей. Теплица узнала, как он создавался. Изображение: скриншот с сайта stepik.org

Онлайн-курс дол­жен быть удо­бен для изу­че­ния и отве­чать потреб­но­стям ауди­то­рии. В этом уве­ре­на руко­во­ди­тель цен­тра дистан­ци­он­но­го обу­че­ния HUMANA Меж­ду­на­род­ной шко­лы прав чело­ве­ка и граж­дан­ских дей­ствий Ана­ста­сия Ники­ти­на. 

У онлайн-кур­са по пра­вам чело­ве­ка, запу­щен­но­го цен­тром HUMANA, почти четы­ре тыся­чи слу­ша­те­лей. Замре­дак­то­ра Теп­ли­цы Ната­лья Бара­но­ва пого­во­ри­ла с экс­пер­том о том, как созда­вал­ся курс и какие фор­ма­ты кон­тен­та сей­час наи­бо­лее вос­тре­бо­ва­ны.

Курс по пра­вам чело­ве­ка длит­ся два часа, он полу­чил оцен­ку 4,6 бал­ла из пяти, более 30 слу­ша­те­лей оста­ви­ли отзы­вы.

Тре­не­ра­ми кур­са ста­ли зам­ди­рек­то­ра бла­го­тво­ри­тель­ной орга­ни­за­ции помо­щи бежен­цам «Граж­дан­ское содей­ствие» Ана­ста­сия Дени­со­ва, дирек­тор Меж­ду­на­род­ной шко­лы прав чело­ве­ка и граж­дан­ских дей­ствий Мария Гор­де­е­ва, юрист и пра­во­за­щит­ник Дмит­рий Мака­ров и член коор­ди­на­ци­он­но­го сове­та Меж­ду­на­род­но­го моло­деж­но­го пра­во­за­щит­но­го дви­же­ния Кон­стан­тин Бара­нов.

– Анастасия, расскажите, с чего вы начали создавать онлайн-курс, как искали нужный формат?

– Мы про­шли три эта­па шли­фов­ки фор­ма­та. Пер­вые два раза мы дела­ли курс на базе плат­фор­мы moodle Саха­ров­ско­го цен­тра. Это ста­рая плат­фор­ма, рас­счи­тан­ная, преж­де все­го, на уни­вер­си­тет­ские кур­сы.

С само­го нача­ла мы поня­ли, что нуж­но делать видео­лек­ции, но пер­вый раз дела­ли их «на колен­ке»: про­сто запи­са­ли выступ­ле­ния наших лек­то­ров по клю­че­вым аспек­там кур­са.

Дума­ли, что длин­ный курс поз­во­лит людям поти­хонь­ку учить­ся, не учи­ты­вая, что сего­дня все хотят быст­рых зна­ний и мало кто готов посвя­тить два меся­ца изу­че­нию основ прав чело­ве­ка.

Допол­ни­тель­но мы собра­ли стан­дарт­ные фор­мы рабо­ты: чте­ние и ком­мен­ти­ро­ва­ние тек­стов, тесты, напи­са­ние эссе, обсуж­де­ние кей­сов в мини-груп­пах. Важ­но, что в дан­ном слу­чае мы рабо­та­ли с кон­крет­ны­ми груп­па­ми участ­ни­ков (кури­ру­е­мый курс) и боль­ше все­го сил ухо­ди­ло на моти­ви­ро­ва­ние их оста­вать­ся на кур­се. Тогда мы еще не были гото­вы к таким drop-out (пока­за­тель, когда уче­ник бро­са­ет курс не закон­чив его. При­ме­че­ние редак­то­ра) пока­за­те­лям и очень пере­жи­ва­ли, что что-то идет не так.

На фото Анастасия Никитина, фото предоставлено экспертом.
На фото Ана­ста­сия Ники­ти­на, фото предо­став­ле­но экс­пер­том.

Частью кур­сов были веби­на­ры, кото­рые гото­вить почти так же слож­но, как очные семи­на­ры, да еще тре­бо­ва­ли уча­стия экс­пер­тов. Один раз экс­перт не смог вый­ти на связь, и так как я тоже раз­би­ра­юсь в этой теме, мне при­шлось вести веби­нар почти без под­го­тов­ки, такой форс-мажор полу­чил­ся.

Коро­че, на пер­вом эта­пе мы еще совсем пло­хо пред­став­ля­ли, чем отли­ча­ет­ся очное обу­че­ние от заоч­но­го по целям, моти­ва­ции участ­ни­ков, фор­ма­ту, и наби­ли мас­су шишек. Хотя при всем этом люди были бла­го­дар­ны даже за такую воз­мож­ность.

И я пом­ню, как меня вдох­нов­ля­ла мысль, что наши­ми участ­ни­ка­ми были люди, кото­рые жили на тот момент на тер­ри­то­рии от Сид­нея до Лон­до­на.

– Что было потом, и как вы пришли к формату коротких видео?

– На сле­ду­ю­щем эта­пе мы поня­ли, что наша цель – мас­со­вое обу­че­ние и поэто­му нам важен фор­мат мас­со­вых откры­тых онлайн-кур­сов (MOOС, от англ. massive open online course. – Прим. ред.), как Cursera или Udemy. Мы про­ана­ли­зи­ро­ва­ли десят­ки плат­форм и оста­но­ви­лись на рос­сий­ской плат­фор­ме stepik.org.

Тогда мы нашли отдель­ные сред­ства на созда­ние каче­ствен­ных видео­ро­ли­ков, так как сами это­го делать не уме­ем, и несколь­ко меся­цев рабо­та­ли над их про­из­вод­ством.

Ста­ли под­го­нять наши зада­ния под содер­жа­ние роли­ков, мак­си­маль­но раз­но­об­ра­зи­ли зада­ния, раз­би­ли все на мел­кие шаги, сокра­ти­ли вре­мя про­смот­ра до несколь­ких минут, опи­ра­ясь на наше иссле­до­ва­ние вни­ма­ния поль­зо­ва­те­лей. Ока­за­лось, что луч­ше все­го смот­рят роли­ки дли­ной не более трех минут.

Структура вводного курса по правам человека. Изображение: скриншот с сайта stepik.org
Струк­ту­ра ввод­но­го кур­са по пра­вам чело­ве­ка. Изоб­ра­же­ние: скрин­шот с сай­та stepik.org

Запу­стив пер­вый MOOC, мы обра­ти­лись к десят­кам людей, экс­пер­тов в обра­зо­ва­нии, пра­вах чело­ве­ка, циф­ро­вом обу­че­нии, участ­ни­ков наших очных про­грамм, нашим кол­ле­гам из госу­дар­ствен­но­го сек­то­ра и вклю­чи­ли фор­му обрат­ной свя­зи в сам курс.

И теперь мож­но рабо­тать уже с обнов­лен­ной вер­си­ей кур­са. За 10 меся­цев на него запи­са­лись почти четы­ре тыся­чи чело­век. Самое важ­ное, для каж­дой плат­фор­мы есть свои опти­маль­ные мето­ди­че­ские реше­ния.
Очень важ­но что­бы в коман­де был мето­дист, кото­рый смо­жет про­ду­мать логи­ку зада­ний, поста­вить себя на место участ­ни­ка, так как про­цесс онлайн-обу­че­ния силь­но отли­ча­ет­ся от очно­го.

– Какие рекомендации вы бы дали по созданию и оформлению контента?

– Важ­но пони­мать, какую инфор­ма­цию вы хоти­те доне­сти до участ­ни­ков и какие эмо­ции вы хоти­те, что­бы они пере­жи­ли. А потом создать схе­му кур­са и нарас­тить на нее раз­ные фор­ма­ты: выда­ча инфор­ма­ции или созда­ние впе­чат­ле­ния, про­вер­ка зна­ний, обрат­ная связь.

Все долж­но быть удоб­но поль­зо­ва­те­лю, так как вполне веро­ят­но, что на этой плат­фор­ме он учит­ся впер­вые и боль­ше все­го слож­но­стей будет свя­за­но имен­но с тех­ни­че­ской сто­ро­ной вопро­са. Если про­во­дить ана­ло­гию с очным обу­че­ни­ем – ком­форт­ная и понят­ная сре­да явля­ет­ся осно­вой для успеш­но­го обу­че­ния.

Сей­час мы рабо­та­ем еще над несколь­ки­ми вари­ан­та­ми инфо­гра­фи­ки к кур­су, так как это луч­ший спо­соб доне­сти основ­ные мыс­ли.

При этом сей­час мы раз­ра­ба­ты­ва­ем курс по дей­стви­ям в защи­ту обще­ствен­ных инте­ре­сов и пока реши­ли начать про­сто с видео­ро­ли­ков и вопро­сов, тек­стов, для само­сто­я­тель­но­го изу­че­ния, так как без тести­ро­ва­ния мате­ри­а­ла на реаль­ной ауди­то­рии слож­но сра­зу вкла­ды­вать мно­го сил и денег в созда­ние кра­си­вых про­дук­тов.

– Какие форматы контента вы использовали, и какие из них стали наиболее удачными?

– Видео­лек­ции, тек­сты, инфо­гра­фи­ка, мульт­филь­мы, видео в фор­ма­те скрай­бин­га. Самые удач­ные, по отзы­вам участ­ни­ков, – это видео. Поче­му?

Пото­му что все они сня­ты в одном сти­ле, в них есть эле­мен­ты ани­ма­ции, они корот­кие и рас­кры­ва­ют тезис, кото­рый при­зва­ны рас­крыть. При этом каж­дое видео – это исто­рия отдель­но­го лек­то­ра, через кото­рую вид­но немно­го его лич­но­го опы­та.

Это очень важ­но для наших целей, так как мы хотим влю­бить людей в пра­во­за­щит­ную дея­тель­ность и погру­зить их в пра­во­за­щит­ный кон­текст. Одно­знач­но, что самым удач­ным фор­ма­том, с точ­ки зре­ния потреб­ле­ния поль­зо­ва­те­ля­ми, стал видео­кон­тент.

Еще по теме: Онлайн-обу­че­ние: для всех, даром и пусть никто не уйдет оби­жен­ным

– Какое время вам понадобилось на создание курса?

– В целом на один курс у нас ухо­дит год, пото­му что это не основ­ной вид дея­тель­но­сти, мы рабо­та­ем в меж­ду­на­род­ной коман­де, и ино­гда нам важ­но встре­чать­ся, что­бы про­дви­нуть­ся даль­ше.

Но я пред­став­ляю, что мож­но создать про­стой курс и за месяц, и за две неде­ли. Чем боль­ше навы­ков у созда­те­ля, тем мень­ше вре­ме­ни уйдет на команд­ную рабо­ту и созда­ние про­дук­та.

– Как вы считаете, что важно учесть при создании онлайн-курса, чтобы он стал востребованным?

Во-пер­вых, очень хоро­шо понять вашу цель и потреб­но­сти вашей целе­вой ауди­то­рии. Напри­мер, если вы хоти­те сде­лать курс, для того что­бы отобрать участ­ни­ков для очной про­грам­мы, то их моти­ва­ция доучить­ся будет зави­сеть не столь­ко от каче­ства кур­са, а от инте­ре­са к тому пред­ло­же­нию, кото­рое нахо­дит­ся за гра­нью кур­са.

Если вы гото­ви­те мас­со­вый курс, то посмот­ри­те ана­ло­ги по вашей теме и пой­ми­те, чего в них не хва­та­ет. Мы сиде­ли и смот­ре­ли все, что мог­ли най­ти: уни­вер­си­тет­ские кур­сы, кур­сы обще­ствен­ных орга­ни­за­ций из раз­ных стран, что­бы понять, что важ­но сде­лать имен­но нам для нашей ауди­то­рии, что­бы это был уни­каль­ный про­дукт.

Во-вто­рых, плат­фор­ма, на кото­рой вы хоти­те его про­дви­гать, и ее тех­ни­че­ские воз­мож­но­сти. Напри­мер, мы сей­час дела­ем с «Меж­ду­на­род­ной амни­сти­ей» иллю­стра­ции к кур­су в виде интер­ак­тив­ных игр по теме сво­бо­ды собра­ний, так как был запрос на то, что­бы пока­зать, как рабо­та­ет пра­во, но на Stepik это невоз­мож­но реа­ли­зо­вать тех­ни­че­ски.

Поэто­му мы созда­ем на отдель­ных стра­ни­цах, исполь­зуя чат-боты, – люди сами смо­гут разо­брать­ся в том, как реа­ли­зу­ет­ся пра­во на сво­бо­ду собра­ний в Рос­сии (по мате­ри­а­лам кон­крет­но­го кей­са).

В-тре­тьих, понять, как наи­луч­шим спо­со­бом решить извеч­ные про­бле­мы нехват­ки вре­ме­ни-денег-опы­та, что­бы не откла­ды­вать при этом запуск кур­са на дол­гие годы.

В-чет­вер­тых, собрать раз­ные люби­мые фиш­ки по теме кур­са, кото­рые у вас нако­пи­лись в опы­те: кар­тин­ки, видео, тек­сты. Если что-то люби­те вы, то это обя­за­тель­но заце­пит и вашу ауди­то­рию. Курс не дол­жен быть черес­чур эклек­тич­ным, важ­но, что­бы участ­ник не терял нить и кон­цен­тра­цию как мож­но доль­ше, но раз­ные спо­со­бы повы­сить эмо­ци­о­наль­ную вклю­чен­ность важ­но исполь­зо­вать как мож­но силь­нее.

И, в-пятых, в самом кон­це сде­лать корот­кое при­вет­ствен­ное видео или текст, где ска­зать о том, что к чему, кто вы и поче­му это дела­е­те.

– Как вы выбирали бизнес-модель?

– Мы для себя реши­ли сна­ча­ла сде­лать бес­плат­но, а когда дове­дем до ума и пой­мем, кто вооб­ще может поку­пать курс по пра­вам чело­ве­ка, то уже пред­ла­гать полу­чать сер­ти­фи­кат за пла­ту.

Для это­го мы сей­час дела­ем рас­ши­рен­ную вер­сию кур­са, что­бы там было 16 часов и что­бы это мож­но было сер­ти­фи­ци­ро­вать как допол­ни­тель­ное обра­зо­ва­ние от име­ни наше­го парт­не­ра Инсти­ту­та пра­ва им. Прин­ца Оль­ден­бург­ско­го.

И люди будут пла­тить сим­во­ли­че­скую сум­му имен­но за полу­че­ние сер­ти­фи­ка­та, если он им нужен. По нашим оцен­кам, такие сер­ти­фи­ка­ты нуж­ны учи­те­лям и моло­дым людям. Думаю, что тут нет одно­знач­но­го отве­та.

– Как думаете, работают ли игровые механики в онлайн-курсах?

– Да, это очень кру­той инстру­мент. Мы мно­го это изу­ча­ли, но не явля­ем­ся спе­ци­а­ли­ста­ми в этом вопро­се. И нас в ито­ге отго­во­ри­ли его при­ме­нять в наших кур­сах. Думаю, что мы попро­бу­ем к это­му вер­нуть­ся на каком-то новом эта­пе и ско­рее для наших очных про­грамм. Сей­час как раз мы раз­ра­ба­ты­ва­ем настоль­ную игру по пра­вам чело­ве­ка. Сове­тую посмот­реть курс на stepik по гей­ми­фи­ка­ции.

– По вашему опыту, сколько человек нужно, чтобы создать курс?

– Нуж­ны несколь­ко качеств и навы­ков, кото­рые могут соче­тать­ся в одном чело­ве­ке: мето­дист, спе­ци­а­лист в выбран­ной плат­фор­ме или про­грам­мист, если вы реши­ли под себя про­грам­ми­ро­вать, опе­ра­тор и спе­ци­а­лист по созда­нию видео, экс­перт (мини­мум один) в теме кур­са, про­дю­сер кур­са или коор­ди­на­тор про­цес­са.

Гипо­те­ти­че­ски это может быть и один чело­век. Но чаще все­го мини­мум трое или несколь­ко команд, кото­рые рабо­та­ют вме­сте. Часто экс­перт высту­па­ет в роли мето­ди­ста, но если у него не было опы­та созда­ния онлайн-кур­сов, то его дол­жен кто-то силь­но редак­ти­ро­вать, так как он, ско­рее все­го, не пой­мет меха­ни­ку кур­са, зна­чит, потом ее не пой­мут и участ­ни­ки. Или мето­дист высту­па­ет в роли спе­ци­а­ли­ста по плат­фор­ме и про­дю­се­ра.

– Как вы продвигали онлайн-курс?

– Так полу­чи­лось, что на наш курс очень боль­шой спрос сам по себе, плюс stepik сам нас про­дви­га­ет, так как у нас хоро­шие отзы­вы. Про­сто пока это един­ствен­ный в сво­ем роде курс, не счи­тая тако­го кур­са от «Меж­ду­на­род­ной амни­стии», но наш курс более при­бли­жен к наше­му кон­тек­сту, тогда как у «Амни­стии» это пере­вод на рус­ский язык их меж­ду­на­род­ной вер­сии.
Воз­мож­но, в этом при­чи­на. Курс на moodle мы про­дви­га­ли так же, как и наши очные про­грам­мы, через соц­се­ти и сети парт­не­ров нашей Меж­ду­на­род­ной шко­лы прав чело­ве­ка и граж­дан­ских дей­ствий.