Доктор философских наук Владас Повилайтис: Создавая онлайн-курсы, мы конкурируем не с вузами, а с «котиками на youtube»

У БФУ запущено шесть бесплатных онлайн-курсов на Stepik разной тематики: риторика, теория аргументации, философия и логика. Изображение с сайта stepik.org
У БФУ запущено шесть бесплатных онлайн-курсов на Stepik разной тематики: риторика, теория аргументации, философия и логика. Изображение с сайта stepik.org

Чем раз­но­об­раз­нее кон­тент онлайн-кур­са, тем боль­ше шан­сов, что он будет удач­ным. Так счи­та­ет дирек­тор реги­о­наль­но­го цен­тра ком­пе­тен­ций в обла­сти онлайн-обу­че­ния Бал­тий­ско­го феде­раль­но­го уни­вер­си­те­та им. И. Кан­та (БФУ) Вла­дас Пови­лай­тис. Экс­перт рас­ска­зал замре­дак­то­ра Теп­ли­цы Ната­лье Бара­но­вой, поче­му сей­час вузы созда­ют бес­плат­ные онлайн-кур­сы и каким обра­зом борют­ся за вни­ма­ние поль­зо­ва­те­лей.

У БФУ запу­ще­но шесть бес­плат­ных онлайн-кур­сов на Stepik раз­ной тема­ти­ки: рито­ри­ка, тео­рия аргу­мен­та­ции, фило­со­фия и логи­ка. У кур­сов от одной до девя­ти тысяч слу­ша­те­лей. Несколь­ким кур­сам поль­зо­ва­те­ли дали выс­шую оцен­ку: пять бал­лов.

– Владас, по вашему мнению, что стоит учесть при создании онлайн-курса, чтобы он стал востребованным?

– Вос­тре­бо­ван­ность онлайн-кур­са под­ра­зу­ме­ва­ет несколь­ко вещей. Пер­вое: мы долж­ны чет­ко пред­став­лять, на кого мы ори­ен­ти­ру­ем­ся, кому мы адре­су­ем наш про­дукт. При­том основ­ная ошиб­ка, кото­рую дела­ют, на мой взгляд, про­из­во­ди­те­ли онлайн-кур­сов, – это то, что в каче­стве экс­пер­тов они выби­ра­ют таких же пре­по­да­ва­те­лей, как и они сами.

Все забы­ва­ют, что в нашем слу­чае целе­вая ауди­то­рия – пер­вый, мак­си­мум вто­рой курс бака­лаври­а­та, то есть люди, толь­ко что закон­чив­шие шко­лу. Меж­ду их пред­став­ле­ни­я­ми о том, каким дол­жен быть онлайн-курс, и пред­став­ле­ни­ем пре­по­да­ва­те­лей, кото­рые 20 лет в про­фес­сии, суще­ству­ет огром­ная раз­ни­ца.

Глав­ная идея – сде­лать так, что­бы по фор­ме курс соот­вет­ство­вал ожи­да­ни­ям совсем юной ауди­то­рии, при этом по содер­жа­нию не вызы­вал наре­ка­ний у про­фес­си­о­наль­но­го сооб­ще­ства. Балан­са достичь доволь­но слож­но, но он явля­ет­ся зало­гом успе­ха.

Владас Повилайтис. Фото предоставил эксперт.
Вла­дас Пови­лай­тис. Фото предо­ста­вил экс­перт.

– По вашему опыту, какой формат учебного контента самый удачный с точки зрения потребления пользователями?

– Я счи­таю, что нет како­го-то само­го удач­но­го фор­ма­та. Понят­но, что все долж­но быть коро­че, яснее, визу­аль­нее.

Но на самом деле опыт пока­зы­ва­ет, что при постро­е­нии онлайн-кур­сов луч­ше все­го поль­зо­вать­ся раз­лич­ны­ми фор­ма­та­ми: это и диа­ло­ги, и дол­гие бесе­ды минут по 10–15, в кото­рых про­яс­ня­ют­ся какие-то тео­ре­ти­че­ские важ­ные момен­ты, и корот­кие видео­ро­ли­ки на пять минут, в кото­рых дает­ся выжим­ка все­го основ­но­го. Это и пре­зен­та­ции, и рабо­та с тек­ста­ми, и какие-то дру­гие фор­мы.

Идея заклю­ча­ет­ся в том, что раз­но­об­ра­зие фор­ма­тов и есть глав­ная осо­бен­ность. Чем раз­но­об­раз­нее будет кон­тент, тем боль­ше шан­сов, что он ста­нет удач­ным для потреб­ле­ния, пото­му что люди очень быст­ро уста­ют от одно­об­ра­зия.

– Как вы строите логистику создания курса?

– Здесь есть про­стые вещи. Когда курс встра­и­ва­ет­ся в учеб­ный про­цесс, долж­ны быть учте­ны те обра­зо­ва­тель­ные стан­дар­ты, нор­мы, тре­бо­ва­ния, кото­рые при­сут­ству­ют в рам­ках систе­мы выс­ше­го обра­зо­ва­ния.

Здесь, как бы мы ни хоте­ли пере­упа­ко­вы­вать и осо­вре­ме­ни­вать, есть неко­то­рые огра­ни­че­ния. Мате­ри­ал дол­жен соот­вет­ство­вать тре­бо­ва­ни­ям выс­ше­го обра­зо­ва­ния, поэто­му струк­ту­ра у всех кур­сов, кото­рые мы дела­ем, доволь­но тра­ди­ци­он­ная. Мож­но ска­зать, что нетра­ди­ци­он­ной ста­но­вит­ся пода­ча это­го мате­ри­а­ла.

– Есть ли особенности в переупаковке образовательного материала?

– Мы исхо­дим из того, что потреб­но­сти в сверх­до­ро­гом кон­тен­те на сего­дня нет. При­чи­на в том, что, судя по ана­ли­ти­ке, кото­рая у нас есть, струк­ту­ра тра­фи­ка очень силь­но изме­ни­лась. И если три-четы­ре года назад основ­ные зри­те­ли смот­ре­ли на пер­со­наль­ных ком­пью­те­рах, то бук­валь­но с мая 2018 года коли­че­ство людей, смот­ря­щих видео на мобиль­ных теле­фо­нах и ком­пью­те­рах срав­ня­лось.

Это озна­ча­ет про­стую вещь: основ­ной поль­зо­ва­тель (и доля это­го поль­зо­ва­те­ля будет рас­ти) – это мобиль­ный поль­зо­ва­тель. Если мы дела­ем кон­тент или пере­упа­ко­вы­ва­ем кон­тент, сде­лан­ный для ПК, то мы долж­ны делать это так, что­бы на новых плат­фор­мах ста­рый кон­тент смот­рел­ся более-менее адек­ват­но.

Мы при­шли к выво­ду, что чем про­ще ты дела­ешь, тем совре­мен­ней выгля­дит кон­тент. Пото­му что попыт­ки делать супер­мод­ный, супер­до­ро­гой, супер­гра­фич­ный кон­тент пяти­лет­ней дав­но­сти на сего­дняш­ний день в боль­шин­стве слу­ча­ев смот­рят­ся гораз­до арха­ич­нее, чем про­сто одна-две каме­ры на при­ро­де и два чело­ве­ка с умны­ми лица­ми, раз­го­ва­ри­ва­ю­щие о чем-то важ­ном, о том, что им инте­рес­но.

– Как определиться, платный или бесплатный курс делать? Какая модель поможет привлечь больше пользователей?

– На наш взгляд, вре­мя сей­час такое, что про­дать кон­тент – это меч­та голу­бая и, види­мо, неосу­ще­стви­мая. На сего­дня наша зада­ча заклю­ча­ет­ся в том, что­бы раз­да­вать кон­тент. То есть мы кон­ку­ри­ру­ем не с дру­ги­ми обра­зо­ва­тель­ны­ми учре­жде­ни­я­ми и не с дру­ги­ми учеб­ны­ми кур­са­ми, а мы кон­ку­ри­ру­ем с коти­ка­ми, с собач­ка­ми, с весе­лы­ми видо­си­ка­ми на youtube. И вре­мя, кото­рое люди тра­тят на наши видео, они могут потра­тить на что-то дру­гое, совсем не обра­зо­ва­тель­ное.

В этом смыс­ле наша зада­ча на сего­дня заклю­ча­ет­ся не в том, что­бы кому-то что-то про­дать. Я в эту воз­мож­ность не верю, пото­му что кон­тен­та очень мно­го. Может быть, он не очень хоро­ше­го каче­ства, но опыт пока­зы­ва­ет, что люди нико­гда не будут пла­тить (мас­со­во пла­тить) за то, что они могут полу­чить бес­плат­но, даже если это будет чуть хуже по каче­ству.

Важ­но иметь в виду, что наш центр – неком­мер­че­ская уни­вер­си­тет­ская струк­ту­ра, мы выпол­ня­ем заказ на обра­зо­ва­ние, а по зако­ну воз­мож­ность полу­чить бес­плат­ное обра­зо­ва­ние есть у каж­до­го. Более того, раз­да­вая кон­тент бес­плат­но, мы не толь­ко про­све­ща­ем, но и рабо­та­ем на репу­та­цию наше­го уни­вер­си­те­та, что тоже явля­ет­ся непро­стым и совсем не деше­вым делом.

Если рас­смат­ри­вать это как инве­сти­ро­ва­ние в реклам­ную кам­па­нию, то надо ска­зать, что, инве­сти­ро­вав один раз в 2014 году в созда­ние наших пер­вых роли­ков, мы до сих пор с этих роли­ков полу­ча­ем тра­фик на Youtube, и этот тра­фик посто­ян­но уве­ли­чи­ва­ет­ся.

На сего­дня это сум­мар­но 1,5 млн про­смот­ров. То есть наши кур­сы – сво­е­го рода реклам­ный про­дукт, кото­рый еже­год­но при­вле­ка­ет все боль­шее коли­че­ство слу­ша­те­лей и зри­те­лей и рабо­та­ет на имидж БФУ им. И. Кан­та. Я не думаю, что какая-либо реклам­ная ста­тья или реклам­ный ролик, или даже мас­со­во закуп­лен­ные пуб­ли­ка­ции в СМИ мог­ли бы дать такой дол­гий эффект за такие неболь­шие день­ги.

– Как считаете, мотивируют ли игровые механики слушателей пройти курс до конца?

– С одной сто­ро­ны, гей­ми­фи­ка­ция – это понят­ная вещь, она долж­на при­сут­ство­вать. Но мы гей­ми­фи­ка­цию дума­ем вво­дить очень осто­рож­но по той про­стой при­чине, что гей­ми­фи­ка­ция под­ра­зу­ме­ва­ет про­ду­мы­ва­ние игро­во­го сюже­та, игро­вой дина­ми­ки, ком­пью­тер­ную обо­лоч­ку и про­чие вещи, что само по себе не так деше­во. Это пер­вое: дела­ет доро­же кон­тент.

А вто­рое: будучи раз напи­сан­ным, игро­вой сце­на­рий доволь­но слож­но под­да­ет­ся моди­фи­ка­ции. А если учесть, что онлайн-кур­сы посто­ян­но обнов­ля­ют­ся: посто­ян­но исправ­ля­ют­ся ошиб­ки, добав­ля­ют­ся новые видео, вво­дят­ся новые темы, то в жест­ко напи­сан­ный игро­вой сюжет вве­сти что-то новое будет доволь­но слож­но. Поэто­му либо игра будет закон­чен­ной раз и навсе­гда, либо этот курс будет дина­мич­но раз­ви­ва­ю­щим­ся.

В иде­а­ле, конеч­но, непло­хо бы вво­дить какие-то эле­мен­ты, свя­зан­ные с игрой. Оце­ни­ва­ние, бал­лы, рей­тин­ги – это тоже момент игры. Если в этом смыс­ле, то, навер­ное, это име­ет зна­че­ние. Но в дан­ном слу­чае гей­ми­фи­ка­ция тре­бу­ет отдель­но­го, очень мощ­но­го финан­си­ро­ва­ния, для того что­бы она потом ста­ла чем-то, что при­но­сит какую-то при­быль.

– Сколько человек создают ваши курсы? Можно ли их создать своими силами?

– В дан­ном слу­чае, если гово­рить о том, как мы начи­на­ли, мы справ­ля­лись сила­ми 5–6 чело­век. На сего­дня наша сту­дия устро­е­на таким обра­зом, что если чело­век хочет создать курс, он может создать его в оди­но­че­стве. Тех­ни­че­ски может. Он может зай­ти в сту­дию без кур­са и вый­ти из сту­дии с кур­сом. При этом потра­тить на изго­тов­ле­ние кур­са опре­де­лен­ное вре­мя, не очень боль­шое.

Про­бле­ма в том, что он дол­жен знать, что гово­рить, как гово­рить, кому гово­рить, как под­го­то­вить пре­зен­та­цию. Если он все это зна­ет и уме­ет, то на сего­дня про­бле­мы нет. Воз­мож­но, пона­до­бит­ся неко­то­рая помощь при раз­ме­ще­нии онлайн-кур­са, но это тоже не очень боль­шая про­бле­ма.

Еще по теме: 5 глав­ных трен­дов в онлайн-обу­че­нии

Одна­ко если мы гово­рим о кон­цеп­ции, о том, что нуж­ны какие-то люди, кото­рые когда-то этим зани­ма­лись и когда-то это дела­ли, то очень слож­но пред­ста­вить себе, что онлайн-курс созда­ет­ся в замкну­том про­стран­стве.

Мы учим­ся посто­ян­но. Мы учим­ся даже не у себя, а у наших кол­лег. Мы смот­рим, что дела­ют в дру­гих вузах, что дела­ют на ком­мер­че­ских пло­щад­ках. В этом смыс­ле слож­но ска­зать, сколь­ко нуж­но чело­век. Нуж­ны все, кто зани­ма­ет­ся онлайн-обу­че­ни­ем и в Кали­нин­гра­де, и в Рос­сии, и в мире. Для того что­бы делать что-то акту­аль­ное, надо быть в кур­се того, что дела­ет­ся сей­час и дела­ет­ся наи­луч­шим обра­зом.

– Какие онлайн-инструменты вы используете для создания курсов?

– Мы для созда­ния кур­са исполь­зу­ем про­грам­му Jalinga, кото­рая поз­во­ля­ет доволь­но деше­во, мас­со­во и быст­ро про­из­во­дить кон­тент доста­точ­но про­стой, но это тот «чер­ный хлеб», на кото­рый мы дела­ли став­ку и кото­рый поз­во­ля­ет нахо­дить, экс­пе­ри­мен­ти­ро­вать, мно­го запи­сы­вать, не тра­тить день­ги на мон­таж. Это каса­ет­ся мас­со­вых кур­сов.

Есть целый ряд кур­сов, кото­рые мы про­дол­жа­ем делать, кото­рые при­зва­ны пред­став­лять уни­вер­си­тет. Они по-преж­не­му сни­ма­ют­ся с двух-трех камер в каких-то инте­рес­ных лока­ци­ях. Они сто­ят, конеч­но, доро­же, но они рабо­та­ют и явля­ют­ся визит­ной кар­точ­кой уни­вер­си­те­та.

Что каса­ет­ся дру­гих про­грамм, то не столь­ко для само­го про­из­вод­ства, а для орга­ни­за­ции мы поль­зу­ем­ся несколь­ки­ми веща­ми. Мы поль­зу­ем­ся кор­по­ра­тив­ным мес­сен­дже­ром Slack для ком­му­ни­ка­ции. Его бес­плат­ной вер­сии нам вполне хва­та­ет. Trello, систе­му кар­то­чек, исполь­зу­ем для обес­пе­че­ния рабо­ты, а для опти­ми­за­ции – Google-сер­ви­сы. Это поз­во­ля­ет нам син­хро­ни­зи­ро­вать рабо­ту и орга­ни­зо­вать ее неза­ви­си­мо от того места, где каж­дый из нас в дан­ный момент нахо­дит­ся. Slack, Trello и Google диск – это общая кон­фи­гу­ра­ция.

– Расскажите о продвижении курсов, как вы привлекаете слушателей?

– Посколь­ку у нас нет сво­ей плат­фор­мы, мы сотруд­ни­ча­ем с плат­фор­ма­ми, кото­рые сами актив­но этим зани­ма­ют­ся. Напри­мер, со Stepik.org. У нас в дан­ном слу­чае воз­ни­ка­ет вза­и­мо­вы­год­ный сим­би­оз.

Мы, конеч­но, рас­про­стра­ня­ем инфор­ма­цию о соб­ствен­ных кур­сах, но надо пони­мать, что систе­ма дис­три­бью­ции на пере­пол­нен­ном рын­ке не созда­ет­ся по щелч­ку паль­цев. В дан­ном слу­чае основ­ной источ­ник поль­зо­ва­те­лей либо наш вуз, кото­ро­му мы непо­сред­ствен­но доно­сим, либо кол­ле­ги из дру­гих вузов, кото­рых мы тоже инфор­ми­ру­ем о наших кур­сах.

Что каса­ет­ся широ­кой ауди­то­рии, то это, преж­де все­го, соци­аль­ные сети и глав­ное – это систе­ма про­дви­же­ния, кото­рая суще­ству­ет на самих плат­фор­мах. Надо ска­зать, что они заин­те­ре­со­ва­ны в этом росте, может быть, даже боль­ше, чем мы сами.

Мы вза­и­мо­дей­ству­ем с плат­фор­ма­ми, как-то при­слу­ши­ва­ем­ся к ним. Universarium.org, Stepik.org – это две плат­фор­мы, на осно­ва­нии кото­рых мы пыта­ем­ся что-то делать. Боль­шое зна­че­ние для нас име­ет Youtube, на кото­ром мы выкла­ды­ва­ем все наши видео­ро­ли­ки. Это поз­во­ля­ет быст­ро обна­ру­жи­вать все досто­ин­ства и недо­стат­ки мате­ри­а­лов.