Как подготовить контент для онлайн-курса

Как составлять тестовые вопросы, творческие задания и конспекты видеолекций? Рассказываем в статье. Изображение с сайта pexels.com (CC0).
Как составлять тестовые вопросы, творческие задания и конспекты видеолекций? Рассказываем в статье. Изображение с сайта pexels.com (CC0).

В онлайн-кур­сах важ­ную роль игра­ет кон­тент. Он дол­жен быть понят­ным для вос­при­я­тия и помо­гать слу­ша­те­лю усво­ить тему. Как состав­лять тесто­вые вопро­сы, твор­че­ские зада­ния и кон­спек­ты видео­лек­ций? Сове­ты по созда­нию кон­тен­та для онлайн-кур­сов Теп­ли­це дала руко­во­ди­тель про­ек­тов плат­фор­мы онлайн-обу­че­ния UNIWEB Ири­на Маль­це­ва и глав­ный мето­дист UNIWEB Лари­са Ямщи­ко­ва. Экс­пер­ты назва­ли основ­ные виды кон­тен­та, их осо­бен­но­сти и пра­ви­ла, кото­рые сто­ит учи­ты­вать.

По сло­вам экс­пер­та, в мас­со­вых откры­тых онлайн-кур­сах (МООC) боль­шую часть инфор­ма­ции слу­ша­те­ли полу­ча­ют из видео­лек­ций, а закреп­ле­ние мате­ри­а­ла, кон­троль усво­е­ния зна­ний про­ис­хо­дит с помо­щью спе­ци­аль­но раз­ра­бо­тан­ных оце­ноч­ных средств. «Пред­мет­ное содер­жа­ние кур­са – это ответ­ствен­ность авто­ра, а вот пода­ча мате­ри­а­ла явля­ет­ся зоной ответ­ствен­но­сти раз­ра­бот­чи­ка», – гово­рит Ири­на Маль­це­ва.

В про­цес­се под­го­тов­ки мате­ри­а­лов кур­са мето­дист или раз­ра­бот­чик онлайн-кур­са редак­ти­ру­ет сле­ду­ю­щие виды тек­сто­во­го кон­тен­та:

  • тек­сты визу­аль­но­го ряда;
  • фор­му­ли­ров­ки тесто­вых вопро­сов и твор­че­ских зада­ний;
  • кон­спек­ты видео­лек­ций.

«К фор­му­ли­ров­кам и оформ­ле­нию каж­до­го вида кон­тен­та суще­ству­ют осо­бые тре­бо­ва­ния, осно­ван­ные на обще­ди­дак­ти­че­ских прин­ци­пах под­го­тов­ки учеб­ных мате­ри­а­лов, пси­хо­ло­ги­че­ских осо­бен­но­стях вос­при­я­тия инфор­ма­ции и внут­рен­них регла­мен­тах орга­ни­за­ции или обра­зо­ва­тель­но­го учре­жде­ния», – уточ­ни­ла Ири­на Маль­це­ва.

Тексты визуального ряда

Сце­на­рий визу­аль­но­го ряда опи­сы­ва­ет то, что будет видеть слу­ша­тель в про­цес­се про­смот­ра видео­лек­ции. Соот­вет­ствен­но, раз­ра­бот­чик кур­са про­ек­ти­ру­ет содер­жа­ние кад­ра видео в опре­де­лен­ном вре­мен­ном отрез­ке, под опре­де­лен­ные сло­ва авто­ра. В этом, по сло­вам экс­пер­та, суще­ствен­ное отли­чие визу­аль­но­го ряда видео­лек­ции от слай­дов пре­зен­та­ции, исполь­зу­е­мых в очном обу­че­нии или на веби­на­рах.

«Важ­но пом­нить о том, что 80% вни­ма­ния чело­ве­ка, про­смат­ри­ва­ю­ще­го видео­лек­цию, погло­ще­но имен­но лек­то­ром – мы вос­при­ни­ма­ем и ана­ли­зи­ру­ем его речь, жесты, мими­ку. Зада­ча визу­аль­но­го ряда заклю­ча­ет­ся в том, что­бы помочь слу­ша­те­лю обра­тить вни­ма­ние и понять клю­че­вые момен­ты лек­ции (корот­кие тези­сы), про­сле­дить логи­ку повест­во­ва­ния (заго­лов­ки, под­за­го­лов­ки, нуме­ро­ван­ные переч­ни), вер­но вос­при­нять инфор­ма­цию (слож­ные име­на, назва­ния, фор­му­ли­ров­ки)». Ири­на Маль­це­ва

По мне­нию Маль­це­вой, от тек­сто­вой инфор­ма­ции в ряде слу­ча­ев мож­но отка­зать­ся вовсе, заме­нив ее инфо­гра­фи­кой или ассо­ци­а­тив­ны­ми фото, кото­рые помо­гут луч­ше закре­пить в памя­ти новую инфор­ма­цию. «Един­ствен­ный текст, кото­рый обя­за­тель­но дол­жен при­сут­ство­вать в визу­аль­ном ряде, – заго­ло­вок или под­за­го­ло­вок, обо­зна­ча­ю­щий и дета­ли­зи­ру­ю­щий изу­ча­е­мую тему», – отме­ти­ла экс­перт.

Экс­перт назва­ла пра­ви­ла, кото­рые сто­ит учи­ты­вать, состав­ляя тек­сты визу­аль­но­го ряда.

  • Не дуб­ли­руй­те речь лек­то­ра.
  • Сокра­щай­те и упро­щай­те текст: избе­гай­те слож­ных рече­вых обо­ро­тов, слож­но­со­чи­нен­ных и слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ний, дее­при­част­ных и при­част­ных обо­ро­тов; повто­ре­ния фраз и слов; заме­няй­те пред­ло­же­ния с после­до­ва­тель­ным пере­чис­ле­ни­ем на спис­ки.
  • Изу­чи­те целе­вую ауди­то­рию кур­са – учи­ты­вай­те эти­че­ские и поли­ти­че­ские аспек­ты, соот­вет­ствие мен­та­ли­те­ту, доступ­ность фор­му­ли­ро­вок.
  • Вни­ма­тель­но вычи­ты­вай­те тек­сты в гото­вых сце­на­ри­ях, еще луч­ше попро­сить об этом кого-то из кол­лег – чужие «блош­ки» замет­нее.
  • Помни­те, что у слу­ша­те­ля будет все­го несколь­ко секунд и 20% вни­ма­ния для того, что­бы уви­деть и понять под­го­тов­лен­ный вами текст.

Формулировки тестовых вопросов и творческих заданий

По сло­вам Лари­сы Ямщи­ко­вой, автор кур­са отве­ча­ет за надеж­ность, репре­зен­та­тив­ность и валид­ность тесто­вых вопро­сов, зада­ча раз­ра­бот­чи­ка – скор­рек­ти­ро­вать тек­сто­вые фор­му­ли­ров­ки и пра­виль­но офор­мить тест. Экс­перт назва­ла несколь­ко пра­вил, кото­рых сто­ит при­дер­жи­вать­ся.

  • В текстах вопро­сов и зада­ний исполь­зуй­те про­стые пред­ло­же­ния, ста­рай­тесь избе­гать дву­смыс­лен­но­сти и слож­ных рече­вых обо­ро­тов. Не забы­вай­те, что неко­то­рые зада­ния слу­ша­те­ли выпол­ня­ют в огра­ни­чен­ный про­ме­жу­ток вре­ме­ни, ино­гда нахо­дясь в состо­я­нии стрес­са.
  • Поста­рай­тесь не исполь­зо­вать отри­ца­ний и двой­ных отри­ца­ний. Если исполь­зо­ва­ние отри­ца­ния необ­хо­ди­мо, выде­ли­те его в тек­сте вопро­са, что­бы слу­ша­тель обра­тил на это вни­ма­ние.
  • Тек­сты вопро­сов, как и тек­сты зада­ний, долж­ны быть оформ­ле­ны в еди­ном сти­ле.
  • Тек­сты вер­ных и невер­ных отве­тов не долж­ны рази­тель­но отли­чать­ся по сти­лю и раз­ме­ру фор­му­ли­ро­вок.

Конспекты видеолекций

По наблю­де­ни­ям экс­пер­тов, не всем слу­ша­те­лям доста­точ­но про­смот­ра видео­лек­ции, что­бы понять и запом­нить новый мате­ри­ал. «Для тех, кто луч­ше вос­при­ни­ма­ет тек­сто­вую инфор­ма­цию, к видео при­кла­ды­ва­ют­ся кон­спек­ты лек­ций. Кон­спект состав­ля­ет­ся на осно­ве рас­шиф­ро­вок видео­лек­ции или по зара­нее под­го­тов­лен­но­му авто­ром тек­сту, и пред­став­ля­ет собой крат­кое изло­же­ние содер­жа­ния лек­ции», – объ­яс­ни­ла Ири­на Маль­це­ва.

Еще по теме: Интер­нет-мар­ке­то­лог Ели­за­ве­та Заслав­ская: перед созда­ни­ем онлайн-кур­са изу­чи­те похо­жие пред­ло­же­ния

В про­цес­се редак­ти­ро­ва­ния тек­ста необ­хо­ди­мо при­дер­жи­вать­ся основ­ных прин­ци­пов созда­ния «опор­но­го» кон­спек­та: крат­кость, логич­ность, после­до­ва­тель­ность и про­сто­та вос­при­я­тия.

Сове­ты Ири­ны Маль­це­вой по под­го­тов­ке кон­спек­тов

  • Раз­де­ли­те текст на логи­че­ские инфор­ма­ци­он­ные бло­ки и оза­главь­те их (ори­ен­ти­руй­тесь на заго­лов­ки, кото­рые вы исполь­зо­ва­ли в визу­аль­ном ряде видео­лек­ции).
  • Раз­де­ли­те инфор­ма­ци­он­ные бло­ки на неболь­шие абза­цы.
  • Исполь­зуй­те инфо­гра­фи­ку.
  • Делай­те акцен­ты – выде­ляй­те клю­че­вые тер­ми­ны и поня­тия с помо­щью шриф­тов и раз­лич­ных гра­фи­че­ских при­е­мов.
  • Офор­ми­те мате­ри­ал таким обра­зом, что­бы слу­ша­те­лю было удоб­но рас­пе­ча­тать его и объ­еди­нить в еди­ный кон­спект ко все­му кур­су.

После про­чте­ния пра­виль­но состав­лен­но­го кон­спек­та мате­ри­ал лег­ко вос­про­из­во­дит­ся в памя­ти, что помо­га­ет слу­ша­те­лям луч­ше под­го­то­вить­ся к тестам.

Удач­ный кон­тент, по мне­нию экс­пер­тов, мож­но уви­деть в кур­се «Анти­кри­зис­ные ком­му­ни­ка­ции в финан­со­вой сфе­ре».