Бизнес-модели онлайн-курсов

Александр Ларьяновский. рассказал, как устроены бизнес-модели и к каким из них стоит присмотреться. Фото: Pexels.com (CC0).

Какие биз­нес-моде­ли онлайн-кур­сов суще­ству­ют, в чем их осо­бен­ность, плю­сы и мину­сы? В этом вопро­се замре­дак­то­ру Теп­ли­цы Ната­лье Бара­но­вой помог разо­брать­ся управ­ля­ю­щий парт­нер онлайн-шко­лы англий­ско­го язы­ка SkyEng Алек­сандр Ларья­нов­ский. Экс­перт рас­ска­зал, как устро­е­ны биз­нес-моде­ли и к каким из них сто­ит при­смот­реть­ся.

По сло­вам Ларья­нов­ско­го, отрасль онлайн-обра­зо­ва­ния еще очень моло­да, ей все­го десять лет, поэто­му обще­при­ня­то­го деле­ния на биз­нес-моде­ли еще не сло­жи­лось.

Есть три параметра, от которых зависит бизнес:

  1. коли­че­ство уче­ни­ков,
  2. сред­няя выруч­ка на одно­го поль­зо­ва­те­ля (от англ. average revenue per user (ARPU)
  3. дли­тель­ность кур­са.

«Умно­жая три этих пока­за­те­ля, полу­ча­ем выруч­ку ком­па­нии. Имен­но они опре­де­ля­ют финан­со­вую исто­рию онлайн-кур­са», – гово­рит Алек­сандр Ларья­нов­ский.

На фото Александр Ларьяновский, фото предоставил эксперт
На фото Алек­сандр Ларья­нов­ский, фото предо­ста­вил экс­перт

Классификация по моделям

1. Модель «биз­нес для биз­не­са» (от англ business to business B2B»). Это обра­зо­ва­тель­ные кур­сы, кото­рые созда­ют ком­па­нии и неком­мер­че­ские орга­ни­за­ции для кор­по­ра­тив­но­го обу­че­ния сотруд­ни­ков.

Есть два спо­со­ба моне­ти­за­ции: лицен­зия на поль­зо­ва­те­ля или выбор необ­хо­ди­мо­го функ­ци­о­на­ла. В дан­ном слу­чае неваж­но сколь­ко поль­зо­ва­те­лей, важ­но какие функ­ции при­об­ре­та­ет ком­па­ния, напри­мер, воз­мож­ность про­ве­де­ния веби­на­ра, воз­мож­ность назна­чить кура­то­ра груп­пы, орга­ни­зо­вать инди­ви­ду­аль­ные заня­тия.

2. Модель «биз­нес для потре­би­те­ля» (от англ. business-to-consumer, B2C). Онлайн-обра­зо­ва­ние, кото­рое охва­ты­ва­ет раз­ные сре­ды, раз­ные кате­го­рии насе­ле­ния. При­ме­ром может стать уни­вер­си­тет интер­нет-про­фес­сий «Нето­ло­гия».

Спо­со­бы моне­ти­за­ции сле­ду­ю­щие: слу­ша­тель может купить курс, под­пис­ку, либо опре­де­лен­ное коли­че­ство уро­ков.

Классификация образовательных онлайн-проектов

1. Мно­го­поль­зо­ва­тель­ские откры­тые онлайн-кур­сы (МООК). Один из сек­то­ров дистан­ци­он­но­го обра­зо­ва­ния. Это кур­сы, раз­ра­ба­ты­ва­е­мые учеб­ны­ми орга­ни­за­ци­я­ми для спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных МООC-плат­форм. При­ме­ры – Coursera, Уни­вер­са­ри­ум, Stepik. Они рабо­та­ют по прин­ци­пу запи­сан­ных видео­лек­ций с домаш­ни­ми зада­ни­я­ми, в осно­ве – само­обу­че­ние.

Осо­бен­но­сти: мил­ли­о­ны поль­зо­ва­те­лей, при этом сред­ний доход низ­кий и отток боль­шой. «Извест­но, что кур­сы на Coursera закан­чи­ва­ют лишь 2–5% от тех, кто начи­на­ет», – отме­тил экс­перт.

2. Мобиль­ные тре­на­же­ры. Обу­ча­ю­щие мобиль­ные при­ло­же­ния, в кото­рые так­же вхо­дят чат-боты. Напри­мер, @AndyRobot помо­га­ет выучить англий­ский язык.

Осо­бен­но­сти: так­же как и в МООК мно­го поль­зо­ва­те­лей и низ­кий сред­ний доход; у мобиль­ных при­ло­же­ний, по сло­вам экс­пер­та, срок жиз­ни недол­гий – 1–2 меся­ца.

3. Онлайн-бир­жи. Это клас­си­че­ские бир­жи зна­ний. Здесь есть пре­по­да­ва­те­ли и уче­ни­ки. Одни про­да­ют свои зна­ния, дру­гие поку­па­ют. При­мер: сер­вис «Ваш репе­ти­тор».

Осо­бен­но­сти: высо­кий сред­ний доход от уро­ка, мно­го пре­по­да­ва­те­лей и сту­ден­тов, но коли­че­ство взя­тых уро­ков здесь как пра­ви­ло неве­ли­ко.

4. Онлайн-шко­лы. Про­грам­мы обу­че­ния лич­ных заня­тий с пре­по­да­ва­те­лем. При­мер: SkyEng.

Осо­бен­но­сти: десят­ки тысяч поль­зо­ва­те­лей, высо­кий сред­ний доход, курс длит­ся про­дол­жи­тель­ное вре­мя.

«SkyEng зара­ба­ты­ва­ет боль­ше всех на рын­ке онлайн-обра­зо­ва­ния. В шко­ле 35 тысяч уче­ни­ков, для срав­не­ния у Lingualeo – 20 мил­ли­о­нов поль­зо­ва­те­лей, а актив­ных око­ло мил­ли­о­на. В месяц SkyEng зара­ба­ты­ва­ет 130 мил­ли­о­нов руб­лей, а Lingualeo – 10–15 мил­ли­о­нов. Дли­тель­ность про­хож­де­ния кур­са на SkyEng высо­кая: в сред­нем 10–11 меся­цев», – делит­ся наблю­де­ни­я­ми экс­перт.

«Сего­дня все про­ек­ты, в кото­рых есть живые пре­по­да­ва­те­ли – при­быль­ные, а в само­об­ра­зо­ва­нии денег нет. Дело в том, что боль­шин­ство людей не спо­соб­ны к само­обу­че­нию, им нужен пре­по­да­ва­тель, моти­ва­ция». Алек­сандр Ларья­нов­ский.

По мне­нию экс­пер­та, недо­стат­ки биз­нес-моде­ли с пре­по­да­ва­те­ля­ми такие: нужен кон­троль коман­ды, пото­му что весь про­цесс постро­ен на лич­ном обще­нии и рабо­те с людь­ми. «Это не быст­ро­рас­ту­щий биз­нес, зато он при­но­сит при­быль, тяже­лый с точ­ки зре­ния опе­ра­ци­он­ной рабо­ты, но эффек­тив­ный», – заклю­чил Ларья­нов­ский.