Создаем онлайн-курс: о востребованных форматах и мотивации в команде

Онлайн-курс может одновременно проходить на разных платформах, материал может быть выложен на одном сайте, а общение проходить в соцсетях или мессенджерах. Изображение с сайта www.pexels.com (СС0).
Онлайн-курс может одновременно проходить на разных платформах, материал может быть выложен на одном сайте, а общение проходить в соцсетях или мессенджерах. Изображение с сайта www.pexels.com (СС0).

Авто­ру онлайн-кур­са сто­ит при­влечь мен­то­ров, кото­рые будут помо­гать слу­ша­те­лям в ком­мен­та­ри­ях про­хо­дить зада­ния. Такой совет дала дирек­тор по рабо­те с кур­са­ми обра­зо­ва­тель­ной плат­фор­мы Stepik Ната­лья Фео­фа­но­ва. Экс­перт рас­ска­за­ла замре­дак­то­ру Теп­ли­цы Ната­лье Бара­но­вой о том, какие фор­ма­ты онлайн-кур­сов сей­час наи­бо­лее вос­тре­бо­ва­ны. Поде­ли­лась мне­ни­ем об удач­ных при­е­мах, кото­рые исполь­зу­ют авто­ры на Stepik и назва­ла несколь­ко пра­вил, о кото­рых нуж­но пом­нить перед созда­ни­ем кур­са.

Востребованные форматы онлайн-курсов

Спер­ва может пока­зать­ся, что мас­со­вые откры­тые кур­сы состо­ят из набо­ра видео и тек­сто­вых зада­ний. Таких кур­сов, по сло­вам Ната­льи Фео­фа­но­вой, дей­стви­тель­но мно­го на раз­ных обра­зо­ва­тель­ных пло­щад­ках. Одна­ко появ­ля­ют­ся и дру­гие попу­ляр­ные фор­ма­ты. Экс­перт выде­ли­ла такие:

1. В онлайн-кур­се, напри­мер, может совсем не быть видео и это тоже будет обу­ча­ю­щий курс, с тек­сто­вым кон­спек­том и зада­ни­я­ми.

2. Курс может одно­вре­мен­но про­хо­дить на раз­ных плат­фор­мах, мате­ри­ал может быть выло­жен на одном сай­те, а обще­ние про­хо­дить в соц­се­тях или мес­сен­дже­рах.

На фото: Наталья Феофанова. Фото предоставила эксперт.
На фото: Ната­лья Фео­фа­но­ва. Фото предо­ста­ви­ла экс­перт.

3. Очень мно­гое зави­сит от того, кому пред­на­зна­чен курс: он мас­со­вый или для неболь­шой груп­пы людей. Во вто­ром слу­чае, напри­мер, часть зада­ний может про­ве­рять сам пре­по­да­ва­тель и давать боль­ше обрат­ной свя­зи. В мас­со­вых кур­сах на несколь­ко тысяч чело­век такое не сде­ла­ешь.

4. Сей­час очень попу­ляр­ны кур­сы с прак­ти­че­ской направ­лен­но­стью, где ты на про­тя­же­нии все­го кур­са учишь­ся и выпол­ня­ешь отдель­ные дета­ли про­ек­та, а по ито­гам уме­ешь или уже выпол­нил что-то слож­ное. Напри­мер, про­хо­дил курс по android-раз­ра­бот­ке и в кон­це слу­ша­тель раз­ра­ба­ты­ва­ет соб­ствен­ное мобиль­ное при­ло­же­ние.

На что обратить внимание перед созданием курса? Советы Натальи Феофановой:

1. На пра­виль­ное соот­вет­ствие назва­ния кур­са, его содер­жа­ния и тре­бо­ва­ний к уча­щим­ся. Если в назва­нии есть сло­ва «Осно­вы», «Вве­де­ние», «Базо­вый», а сам курс начи­на­ет­ся со слож­ных тем, то мож­но поте­рять обе кате­го­рии уча­щих­ся – и начи­на­ю­щих, и про­дви­ну­тых.

Важ­но сфор­му­ли­ро­вать и доне­сти это до уча­щих­ся, какие навы­ки им нуж­ны для про­хож­де­ния кур­са, это сэко­но­мит вре­мя тех, кому курс не под­хо­дит и сра­зу при­вле­чет целе­вую ауди­то­рию.

2. На обще­ние в кур­се. Несмот­ря на то, что обу­че­ние про­ис­хо­дит онлайн и вы не види­те сво­их уча­щих­ся, в любом кур­се обра­зу­ет­ся свое сооб­ще­ство, кото­рое может помочь про­хо­дить курс или наобо­рот испор­тить впе­чат­ле­ние от него. Поэто­му мы реко­мен­ду­ем исполь­зо­вать все воз­мож­ные спо­со­бы обще­ния с уча­щи­ми­ся и выбрать самый удоб­ный для них, и для авто­ра.

Еще по теме: Как под­го­то­вить кон­тент для онлайн-кур­са

3. На первую часть кур­са. Имен­но по пер­вым уро­кам кур­са люди будут при­ни­мать реше­ние о том, хотят ли они его прой­ти до кон­ца. Пер­вая часть долж­на быть мак­си­маль­но вовле­ка­ю­щей, поэто­му мы, напри­мер, пред­ла­га­ем запи­сы­вать видео к ней уже после того, как автор запи­шет сле­ду­ю­щие части и уже полу­чит полез­ный опыт.

4. На акту­аль­ность и досто­вер­ность. Нуж­но добав­лять в курс толь­ко про­ве­рен­ную и акту­аль­ную инфор­ма­цию, ука­зы­вать ссыл­ки на заим­ство­ван­ные мате­ри­а­лы, про­ве­рять автор­ство и усло­вия исполь­зо­ва­ния перед добав­ле­ни­ем видео, тек­стов и изоб­ра­же­ний в курс. И не нуж­но боять­ся, что поль­зо­ва­те­ли нахо­дят ошиб­ки и неточ­но­сти, это нор­маль­но и это помо­га­ет кур­су стать луч­ше.

5. На зада­ния. Хочу про­ци­ти­ро­вать и согла­сить­ся с авто­ром кур­са по инфор­ма­ци­он­но­му моде­ли­ро­ва­нию зда­ний: «Курс дела­ют не видео-роли­ки, кото­рые ты запи­сы­ва­ешь, а зада­ния». Обду­мать, какие зада­ний будут в кур­се, как они будут свя­за­ны друг с дру­гом и с тео­ри­ей, какие зна­ния для них тре­бу­ют­ся и какие навы­ки они рас­кры­ва­ют – это очень важ­но.

Авто­рам кур­сов на Stepik Ната­лья Фео­фа­но­ва реко­мен­ду­ет про­чи­тать кни­гу «How Learning Works: 7 Research-Based Principles for Smart Teaching». «В ней рас­кры­ва­ют­ся основ­ные прин­ци­пы обу­че­ния и реко­мен­да­ции пре­по­да­ва­те­лям, кото­рым мы тоже ста­ра­ем­ся сле­до­вать. А еще мы часто шутим с авто­ра­ми, что нам не хва­та­ет кур­са пси­хо­ло­ги­че­ской помо­щи для пре­по­да­ва­те­лей онлайн-кур­сов: учить онлайн слож­нее, чем учить очно, здесь мень­ше огра­ни­че­ний, учить­ся могут не 100 чело­век, а 100 тысяч и все они раз­ные с раз­ны­ми уров­ня­ми под­го­тов­ки, амби­ци­я­ми, и отно­сят­ся они к онлайн-кур­сам тре­бо­ва­тель­нее и кри­тич­нее, чем к очным заня­ти­ям, это нуж­но пони­мать и осо­бен­но в пер­вые неде­ли жиз­ни кур­са не пани­ко­вать и вос­при­ни­мать все пози­тив­но», – сове­ту­ет экс­перт.

Примеры успешного контента

Ната­лья Фео­фа­но­ва изу­ча­ет рабо­ту сотен авто­ров на Stepik и отме­ча­ет инте­рес­ные наход­ки, кото­рые затем реко­мен­ду­ет дру­гим авто­рам. Напри­мер, экс­перт выде­ли­ла такие удач­ные при­е­мы:

  • диа­гно­сти­че­ский тест перед нача­лом кур­са (пер­вый раз появил­ся в кур­се по мно­го­по­точ­но­му про­грам­ми­ро­ва­нию, сей­час актив­но исполь­зу­ет­ся и дру­ги­ми авто­ра­ми),
  • моде­ра­ция в кур­сах (в кур­се по игро­фи­ка­ции пер­вый раз появи­лись допол­ни­тель­ные мен­то­ры, кото­рые помо­га­ли уча­щим­ся в ком­мен­та­ри­ях),
  • инте­рес­ные и смеш­ные видео от авто­ров (напри­мер, нарез­ка смеш­ных момен­тов или сту­дий­ных запи­сей).

«Ино­гда опыт авто­ров пре­вра­ща­ет­ся и в новые воз­мож­но­сти самой плат­фор­мы. Так было с клас­са­ми, кото­рые мы недав­но запу­сти­ли, когда пре­по­да­ва­тель может видеть оцен­ки сво­их уче­ни­ков в дру­гих кур­сах, а нача­лось это когда школь­ные учи­те­ля инфор­ма­ти­ки отправ­ля­ли сво­их уче­ни­ков учить­ся к нам на кур­сы и в каче­стве под­твер­жде­ния про­си­ли скрин­шот экра­нов с оцен­ка­ми», – рас­ска­зы­ва­ет Фео­фа­но­ва.

Мотивация в команде

По сло­вам Ната­льи Фео­фа­но­вой, моти­ва­ция авто­ров онлайн-кур­сов – слож­ный вопрос. Мож­но выде­лить внеш­нюю моти­ва­цию, когда кур­сы созда­ют­ся от име­ни вузов или орга­ни­за­ций, и авто­ров моти­ви­ру­ют они, и внут­рен­нюю моти­ва­цию, когда автор сам пони­ма­ет, зачем ему нуж­но. «Луч­ше все­го, когда они сов­па­да­ют, – гово­рит экс­перт. – Но внеш­няя моти­ва­ция без внут­рен­ней рабо­та­ет очень пло­хо: мож­но сде­лать курс, снять видео, но уча­щи­е­ся сра­зу пой­мут, насколь­ко сам пре­по­да­ва­тель заин­те­ре­со­ван в созда­нии кур­са – по голо­су, инто­на­ци­ям, слож­но­сти зада­ний, сба­лан­си­ро­ван­но­сти в кур­се».

Авторов могут мотивировать создавать курс такие факторы:

  • воз­мож­ность зафик­си­ро­вать свои зна­ния в рам­ках кур­са, онлайн-курс сей­час ана­ло­ги­чен кни­ге, толь­ко еще и живой с режи­мом ком­мен­та­ри­ев в пря­мом эфи­ре от поль­зо­ва­те­лей;
  • воз­мож­ность поде­лить­ся сво­и­ми зна­ни­я­ми с тыся­ча­ми людей и при­не­сти им поль­зу;
  • улуч­шить очный обра­зо­ва­тель­ный про­цесс, авто­ма­ти­зи­ро­вав часть дей­ствий по про­вер­ке домаш­них зада­ний, напри­мер.
  • полу­чить обрат­ную связь от уча­щих­ся, то есть про­те­сти­ро­вать и «обка­тать» име­ю­щий­ся мате­ри­ал и про­ве­рить себя как спи­ке­ра в онлайн-кур­се.

Ната­лья Фео­фа­но­ва отме­ти­ла, что создать онлайн-курс непро­сто: необ­хо­ди­мо вре­мя, жела­ние авто­ра, более того, нуж­но быть гото­вым к поло­жи­тель­ным и отри­ца­тель­ным отзы­вам. «Одна­ко онлайн-кур­сы при­но­сят поль­зу и авто­рам, и уча­щим­ся. Для авто­ров это воз­мож­ность пере­дать свой опыт, а для слу­ша­те­лей – воз­мож­ность полу­чить вос­тре­бо­ван­ные навы­ки», – заклю­чи­ла экс­перт.

Если вы хоти­те создать онлайн-курс или вы уже автор кур­са на Stepik и вам необ­хо­дим совет, сме­ло пиши­те Ната­лье Фео­фа­но­вой [email protected]