Создаем онлайн-курс: о востребованных форматах и мотивации в команде

Онлайн-курс может одновременно проходить на разных платформах, материал может быть выложен на одном сайте, а общение проходить в соцсетях или мессенджерах. Изображение с сайта www.pexels.com (СС0).
Онлайн-курс может одновременно проходить на разных платформах, материал может быть выложен на одном сайте, а общение проходить в соцсетях или мессенджерах. Изображение с сайта www.pexels.com (СС0).

Автору онлайн-курса стоит привлечь менторов, которые будут помогать слушателям в комментариях проходить задания. Такой совет дала директор по работе с курсами образовательной платформы Stepik Наталья Феофанова. Эксперт рассказала замредактору Теплицы Наталье Барановой о том, какие форматы онлайн-курсов сейчас наиболее востребованы. Поделилась мнением об удачных приемах, которые используют авторы на Stepik и назвала несколько правил, о которых нужно помнить перед созданием курса.

Востребованные форматы онлайн-курсов

Сперва может показаться, что массовые открытые курсы состоят из набора видео и текстовых заданий. Таких курсов, по словам Натальи Феофановой, действительно много на разных образовательных площадках. Однако появляются и другие популярные форматы. Эксперт выделила такие:

1. В онлайн-курсе, например, может совсем не быть видео и это тоже будет обучающий курс, с текстовым конспектом и заданиями.

2. Курс может одновременно проходить на разных платформах, материал может быть выложен на одном сайте, а общение проходить в соцсетях или мессенджерах.

На фото: Наталья Феофанова. Фото предоставила эксперт.
На фото: Наталья Феофанова. Фото предоставила эксперт.

3. Очень многое зависит от того, кому предназначен курс: он массовый или для небольшой группы людей. Во втором случае, например, часть заданий может проверять сам преподаватель и давать больше обратной связи. В массовых курсах на несколько тысяч человек такое не сделаешь.

4. Сейчас очень популярны курсы с практической направленностью, где ты на протяжении всего курса учишься и выполняешь отдельные детали проекта, а по итогам умеешь или уже выполнил что-то сложное. Например, проходил курс по android-разработке и в конце слушатель разрабатывает собственное мобильное приложение.

На что обратить внимание перед созданием курса? Советы Натальи Феофановой:

1. На правильное соответствие названия курса, его содержания и требований к учащимся. Если в названии есть слова "Основы", "Введение", "Базовый", а сам курс начинается со сложных тем, то можно потерять обе категории учащихся – и начинающих, и продвинутых.

Важно сформулировать и донести это до учащихся, какие навыки им нужны для прохождения курса, это сэкономит время тех, кому курс не подходит и сразу привлечет целевую аудиторию.

2. На общение в курсе. Несмотря на то, что обучение происходит онлайн и вы не видите своих учащихся, в любом курсе образуется свое сообщество, которое может помочь проходить курс или наоборот испортить впечатление от него. Поэтому мы рекомендуем использовать все возможные способы общения с учащимися и выбрать самый удобный для них, и для автора.

Еще по теме: Как подготовить контент для онлайн-курса

3. На первую часть курса. Именно по первым урокам курса люди будут принимать решение о том, хотят ли они его пройти до конца. Первая часть должна быть максимально вовлекающей, поэтому мы, например, предлагаем записывать видео к ней уже после того, как автор запишет следующие части и уже получит полезный опыт.

4. На актуальность и достоверность. Нужно добавлять в курс только проверенную и актуальную информацию, указывать ссылки на заимствованные материалы, проверять авторство и условия использования перед добавлением видео, текстов и изображений в курс. И не нужно бояться, что пользователи находят ошибки и неточности, это нормально и это помогает курсу стать лучше.

5. На задания. Хочу процитировать и согласиться с автором курса по информационному моделированию зданий: "Курс делают не видео-ролики, которые ты записываешь, а задания". Обдумать, какие заданий будут в курсе, как они будут связаны друг с другом и с теорией, какие знания для них требуются и какие навыки они раскрывают – это очень важно.

Авторам курсов на Stepik Наталья Феофанова рекомендует прочитать книгу "How Learning Works: 7 Research-Based Principles for Smart Teaching". "В ней раскрываются основные принципы обучения и рекомендации преподавателям, которым мы тоже стараемся следовать. А еще мы часто шутим с авторами, что нам не хватает курса психологической помощи для преподавателей онлайн-курсов: учить онлайн сложнее, чем учить очно, здесь меньше ограничений, учиться могут не 100 человек, а 100 тысяч и все они разные с разными уровнями подготовки, амбициями, и относятся они к онлайн-курсам требовательнее и критичнее, чем к очным занятиям, это нужно понимать и особенно в первые недели жизни курса не паниковать и воспринимать все позитивно", - советует эксперт.

Примеры успешного контента

Наталья Феофанова изучает работу сотен авторов на Stepik и отмечает интересные находки, которые затем рекомендует другим авторам. Например, эксперт выделила такие удачные приемы:

  • диагностический тест перед началом курса (первый раз появился в курсе по многопоточному программированию, сейчас активно используется и другими авторами),
  • модерация в курсах (в курсе по игрофикации первый раз появились дополнительные менторы, которые помогали учащимся в комментариях),
  • интересные и смешные видео от авторов (например, нарезка смешных моментов или студийных записей).

"Иногда опыт авторов превращается и в новые возможности самой платформы. Так было с классами, которые мы недавно запустили, когда преподаватель может видеть оценки своих учеников в других курсах, а началось это когда школьные учителя информатики отправляли своих учеников учиться к нам на курсы и в качестве подтверждения просили скриншот экранов с оценками", - рассказывает Феофанова.

Мотивация в команде

По словам Натальи Феофановой, мотивация авторов онлайн-курсов - сложный вопрос. Можно выделить внешнюю мотивацию, когда курсы создаются от имени вузов или организаций, и авторов мотивируют они, и внутреннюю мотивацию, когда автор сам понимает, зачем ему нужно. "Лучше всего, когда они совпадают, - говорит эксперт. - Но внешняя мотивация без внутренней работает очень плохо: можно сделать курс, снять видео, но учащиеся сразу поймут, насколько сам преподаватель заинтересован в создании курса – по голосу, интонациям, сложности заданий, сбалансированности в курсе".

Авторов могут мотивировать создавать курс такие факторы:

  • возможность зафиксировать свои знания в рамках курса, онлайн-курс сейчас аналогичен книге, только еще и живой с режимом комментариев в прямом эфире от пользователей;
  • возможность поделиться своими знаниями с тысячами людей и принести им пользу;
  • улучшить очный образовательный процесс, автоматизировав часть действий по проверке домашних заданий, например.
  • получить обратную связь от учащихся, то есть протестировать и "обкатать" имеющийся материал и проверить себя как спикера в онлайн-курсе.

Наталья Феофанова отметила, что создать онлайн-курс непросто: необходимо время, желание автора, более того, нужно быть готовым к положительным и отрицательным отзывам. "Однако онлайн-курсы приносят пользу и авторам, и учащимся. Для авторов это возможность передать свой опыт, а для слушателей - возможность получить востребованные навыки", - заключила эксперт.

Если вы хотите создать онлайн-курс или вы уже автор курса на Stepik и вам необходим совет, смело пишите Наталье Феофановой [email protected]