Как сформировать сообщество вокруг онлайн-курса

К созданию и поддержанию сообществ стоит привлечь модераторов: других преподавателей, знакомых студентов, учащихся курса. На фото: команда образовательной платформы Stepik и преподаватели онлайн-курсов. Фото предоставила Наталья Феофанова.
К созданию и поддержанию сообществ стоит привлечь модераторов: других преподавателей, знакомых студентов, учащихся курса. На фото: команда образовательной платформы Stepik и преподаватели онлайн-курсов. Фото предоставила Наталья Феофанова.

В онлайн-кур­сах боль­шую роль игра­ют сооб­ще­ства поль­зо­ва­те­лей, кото­рые обра­зу­ют­ся из актив­ных слу­ша­те­лей, асси­стен­тов и мен­то­ров кур­са. О том, как имен­но вовле­кать слу­ша­те­лей кур­сов и какую роль в сооб­ще­ствах игра­ет автор замре­дак­то­ру Теп­ли­цы Ната­лье Бара­но­вой рас­ска­за­ла дирек­тор по рабо­те с кур­са­ми обра­зо­ва­тель­ной плат­фор­мы Stepik Ната­лья Фео­фа­но­ва.

По мне­нию экс­пер­та, если сде­лать хоро­ший курс, то бла­го­да­ря инте­рес­ной теме, зада­ни­ям и актив­но­сти авто­ра сооб­ще­ство фор­ми­ру­ет­ся само. Тогда авто­ру надо будет его пер­вое вре­мя под­дер­жи­вать.

Ната­лья Фео­фа­но­ва уве­ре­на, что для фор­ми­ро­ва­ния сооб­ществ хва­та­ет стан­дарт­ных инстру­мен­тов обра­зо­ва­тель­ных плат­форм. Напри­мер, на Stepik это ком­мен­та­рии, фору­мы реше­ний, ново­сти кур­са, рас­сыл­ка по под­пис­чи­кам.

«Сооб­ще­ства мож­но созда­вать и вне кур­са: в соц­се­тях, мес­сен­дже­рах, устра­и­вать лич­ные встре­чи. Одна­ко сто­ит учи­ты­вать, что сооб­ще­ства, созда­ва­е­мые вне кур­са, быст­рее пре­кра­ща­ют­ся и их слож­нее под­дер­жи­вать. Чаще все­го актив­ность в таких сооб­ще­ствах высо­ка на самом пер­вом запус­ке кур­са или пока автор его под­дер­жи­ва­ет, даль­ше она спа­да­ет, нуж­но это учи­ты­вать и обя­за­тель­но пере­но­сить потом и в курс все цен­ное, что в таких сооб­ще­ствах было при­ду­ма­но. Ино­гда сооб­ще­ства созда­ют­ся от име­ни поль­зо­ва­те­лей, где они обсуж­да­ют кур­сы и помо­га­ют друг дру­гу». Ната­лья Фео­фа­но­ва

Примеры сообществ

1. Сооб­ще­ства в соц­се­тях. Почти для каж­до­го из пер­вых кур­сов на сай­те Stepik появ­ля­лись допол­ни­тель­но сооб­ще­ства в соц­се­тях, чаще все­го это были груп­пы ВКон­так­те, посвя­щен­ные отдель­ным кур­сам, мно­гие из них сохра­ни­лись и сей­час, там обсуж­да­ют­ся уже дру­гие кур­сы или пере­за­пус­ки. Еще созда­ют груп­пы в Slack, чаты в Telegram.

2. Сооб­ще­ства для пре­по­да­ва­те­лей. Для них спе­ци­а­ли­сты Stepik про­во­дят веби­на­ры, семи­на­ры, кон­фе­рен­ции, напри­мер, Stepicon 2017.

Еще по теме: Биз­нес-моде­ли онлайн-кур­сов

3. Очные встре­чи. В плей­ли­сте на youtube Stepik собра­на часть видео­за­пи­сей с таких встреч. Видео­за­пи­си авто­ры выкла­ды­ва­ют и в кур­сы тоже, что­бы нович­ки тоже смог­ли посмот­реть и полу­чить инте­рес­ные све­де­ния.

4. Сооб­ще­ства внут­ри самих кур­сов. Напри­мер, в кур­се по игро­фи­ка­ции были зада­ния с команд­ной рабо­той; в кур­се по инфор­ма­ци­он­но­му моде­ли­ро­ва­нию зда­ний все уча­щи­е­ся сов­мест­но про­ек­ти­ру­ют город; в кур­сах для неком­мер­че­ских орга­ни­за­ций (от Цен­тра раз­ви­тия неком­мер­че­ских орга­ни­за­ций) фор­ми­ру­ют­ся сооб­ще­ства раз­ных орга­ни­за­ций, где люди обме­ни­ва­ют­ся сво­и­ми про­ек­та­ми, пред­ла­га­ют помощь.

«Начать фор­ми­ро­вать сооб­ще­ство мож­но про­сто: в самом пер­вом уро­ке кур­са дать место людям рас­ска­зать о себе и пооб­щать­ся, уже завя­жут­ся кон­так­ты по инте­ре­сам, уже будет понят­но, кто про­хо­дит курс, сфор­ми­ру­ют­ся актив­ные груп­пы. Так про­ис­хо­дит, напри­мер, в кур­се по интер­нет-мар­ке­тин­гу Ели­за­ве­ты Заслав­ской, виде­ла в ком­мен­та­ри­ях, что уже дело­вые кон­так­ты есть и после рас­ска­зов о сво­их про­ек­тах, люди зна­ко­мят­ся и обме­ни­ва­ют­ся элек­трон­ны­ми адре­са­ми, что­бы обсу­дить сотруд­ни­че­ство». Ната­лья Фео­фа­но­ва

Ната­лья Фео­фа­но­ва к созда­нию и под­дер­жа­нию сооб­ществ сове­ту­ет при­влечь моде­ра­то­ров: дру­гих пре­по­да­ва­те­лей, зна­ко­мых сту­ден­тов, уча­щих­ся кур­са. «В 2017 году мы про­во­ди­ли такой экс­пе­ри­мент, в самом попу­ляр­ном кур­се на Stepik отпра­ви­ли пись­мо отлич­ни­кам с пред­ло­же­ни­ем стать моде­ра­то­ра­ми в кур­се. Отклик­ну­лось более 200 чело­век, хотя это была волон­тер­ская рабо­та и она не опла­чи­ва­лась! Сей­час в кур­се есть пре­крас­ный моде­ра­тор Иван, бла­го­дар­ность кото­ро­му выска­зы­ва­ют лич­но даже в отзы­вах к кур­су», – делит­ся опы­том экс­перт.

После это­го экс­пе­ри­мен­та дру­гие уча­щи­е­ся в дру­гих кур­сах ста­ли сами актив­но пред­ла­гать помощь и ста­но­вят­ся тести­ров­щи­ка­ми кур­са – про­хо­дят гото­вя­щи­е­ся моду­ли или кур­сы, или мен­то­ра­ми – отве­ча­ют на ком­мен­та­рии и помо­га­ют дру­гим.

«Жела­ние быть частью сооб­ще­ства есть у мно­гих людей, нуж­но учи­ты­вать это при созда­нии кур­са, как мини­мум не мешать актив­но­му обще­нию внут­ри кур­са, напри­мер, не закры­вать ком­мен­та­рии, и как мак­си­мум тоже актив­но в нем участ­во­вать», – заклю­чи­ла экс­перт.