Как сформировать сообщество вокруг онлайн-курса

К созданию и поддержанию сообществ стоит привлечь модераторов: других преподавателей, знакомых студентов, учащихся курса. На фото: команда образовательной платформы Stepik и преподаватели онлайн-курсов. Фото предоставила Наталья Феофанова.
К созданию и поддержанию сообществ стоит привлечь модераторов: других преподавателей, знакомых студентов, учащихся курса. На фото: команда образовательной платформы Stepik и преподаватели онлайн-курсов. Фото предоставила Наталья Феофанова.

В онлайн-курсах большую роль играют сообщества пользователей, которые образуются из активных слушателей, ассистентов и менторов курса. О том, как именно вовлекать слушателей курсов и какую роль в сообществах играет автор замредактору Теплицы Наталье Барановой рассказала директор по работе с курсами образовательной платформы Stepik Наталья Феофанова.

По мнению эксперта, если сделать хороший курс, то благодаря интересной теме, заданиям и активности автора сообщество формируется само. Тогда автору надо будет его первое время поддерживать.

Наталья Феофанова уверена, что для формирования сообществ хватает стандартных инструментов образовательных платформ. Например, на Stepik это комментарии, форумы решений, новости курса, рассылка по подписчикам.

"Сообщества можно создавать и вне курса: в соцсетях, мессенджерах, устраивать личные встречи. Однако стоит учитывать, что сообщества, создаваемые вне курса, быстрее прекращаются и их сложнее поддерживать. Чаще всего активность в таких сообществах высока на самом первом запуске курса или пока автор его поддерживает, дальше она спадает, нужно это учитывать и обязательно переносить потом и в курс все ценное, что в таких сообществах было придумано. Иногда сообщества создаются от имени пользователей, где они обсуждают курсы и помогают друг другу". Наталья Феофанова

Примеры сообществ

1. Сообщества в соцсетях. Почти для каждого из первых курсов на сайте Stepik появлялись дополнительно сообщества в соцсетях, чаще всего это были группы ВКонтакте, посвященные отдельным курсам, многие из них сохранились и сейчас, там обсуждаются уже другие курсы или перезапуски. Еще создают группы в Slack, чаты в Telegram.

2. Сообщества для преподавателей. Для них специалисты Stepik проводят вебинары, семинары, конференции, например, Stepicon 2017.

Еще по теме: Бизнес-модели онлайн-курсов

3. Очные встречи. В плейлисте на youtube Stepik собрана часть видеозаписей с таких встреч. Видеозаписи авторы выкладывают и в курсы тоже, чтобы новички тоже смогли посмотреть и получить интересные сведения.

4. Сообщества внутри самих курсов. Например, в курсе по игрофикации были задания с командной работой; в курсе по информационному моделированию зданий все учащиеся совместно проектируют город; в курсах для некоммерческих организаций (от Центра развития некоммерческих организаций) формируются сообщества разных организаций, где люди обмениваются своими проектами, предлагают помощь.

"Начать формировать сообщество можно просто: в самом первом уроке курса дать место людям рассказать о себе и пообщаться, уже завяжутся контакты по интересам, уже будет понятно, кто проходит курс, сформируются активные группы. Так происходит, например, в курсе по интернет-маркетингу Елизаветы Заславской, видела в комментариях, что уже деловые контакты есть и после рассказов о своих проектах, люди знакомятся и обмениваются электронными адресами, чтобы обсудить сотрудничество". Наталья Феофанова

Наталья Феофанова к созданию и поддержанию сообществ советует привлечь модераторов: других преподавателей, знакомых студентов, учащихся курса. "В 2017 году мы проводили такой эксперимент, в самом популярном курсе на Stepik отправили письмо отличникам с предложением стать модераторами в курсе. Откликнулось более 200 человек, хотя это была волонтерская работа и она не оплачивалась! Сейчас в курсе есть прекрасный модератор Иван, благодарность которому высказывают лично даже в отзывах к курсу", – делится опытом эксперт.

После этого эксперимента другие учащиеся в других курсах стали сами активно предлагать помощь и становятся тестировщиками курса – проходят готовящиеся модули или курсы, или менторами – отвечают на комментарии и помогают другим.

"Желание быть частью сообщества есть у многих людей, нужно учитывать это при создании курса, как минимум не мешать активному общению внутри курса, например, не закрывать комментарии, и как максимум тоже активно в нем участвовать", – заключила эксперт.