Сайт НКО: куда надо смотреть, чтобы понять не умер ли он

Аналитика помогает отследить эффективность сайта, действия сторонников, спонсоров и волонтеров. Изображение с сайта pexels.com (CC0).
Аналитика помогает отследить эффективность сайта, действия сторонников, спонсоров и волонтеров. Изображение с сайта pexels.com (CC0).

Для авторов социальных инициатив и представителей некоммерческих организаций важно уметь пользоваться аналитикой. Веб-дизайнер и разработчик, специализирующийся на создании проектов для некоммерческих организаций, Анна Ладошкина назвала Теплице показатели для анализа сайта, которые необходимо регулярно отслеживать.

Почему это важно?

Аналитика помогает отследить эффективность сайта, действия сторонников, спонсоров и волонтеров. Если вы используете аналитику, вы сможете грамотно оптимизировать сайт под запросы пользователей, а значит, быстрее добиться целевого действия (подписки, пожертвования).

По словам Анны Ладошкиной, подход к анализу аналитики сайта может отличаться в зависимости от того, насколько организация активна онлайн, сколько у нее данных, насколько она работает на массовую аудиторию. Однако есть общие показатели, которые пригодятся для любой организации.

4 группы показателей, которые надо отслеживать

1. Метрики здоровья. Необходимо зафиксировать несколько показателей, которые характеризуют, что сайт функционирует в "штатном" режиме: например, ХХ подписок на рассылку в течение недели, или ХХ пожертвований, ХХ прочтений какого-то ключевого материала в неделю или месяц. И проверять их периодически (или настроить уведомления в Google Analytics).

"Если эти показатели вдруг резко изменились – упали или выросли, это повод обратить внимание на сайт: там что-то происходит, может, сломалась форма или, наоборот, ссылка на него попала на какой-то популярный ресурс и нужно проверить работоспособность всей системы", – отметила Анна Ладошкина.

2. Изучение показателей, характеризующих "пути" посетителей. Надо понимать, откуда приходят посетители на сайт и в каких пропорциях (из поиска, из соцсетей, каких именно, из рассылки), откуда приходят те, кто совершает какие-то значимые действия на сайте.

"Например, может выясниться, что приходящие из ВКонтакте совершают пожертвования чаще, чем приходящие из Facebook, – это сигнал о том, как работать с подписчиками в этих двух сетях. Или другой пример: большинство посетителей приходит на сайт, чтобы почитать какую-то конкретную статью, ставшую популярной, но пожертвований или других действий они не совершают – тогда можно попытаться предложить пользователям эту возможность в статье", – рекомендует разработчик.

Еще по теме: Что общественные организации измеряют с помощью Google Analytics 

3. Изучение отказов. Организации полезно анализировать не только тех посетителей, которые остаются на сайте, но и тех, которых она теряет.

"Например, мы видим, что большинство посетителей покидают сайт в течение 10 секунд, половина ботов, но затем, используя инструмент оценки скорости загрузки сайта, мы видим, что в среднем наша страница загружается 15 секунд. Очевидно что, за исключением ботов, большинство посетителей не дожидаются загрузки и покидают сайт", – привела в пример показательную ситуацию Анна Ладошкина.

Другой пример: организация публикует какой-то важный материал, статью или отчет, и затем в течение ХХ дней видит, что на эту страницу никто не заходил или не продержался на ней значимое время (более обозначенных 30 сек.). Это, по словам эксперта, говорит о том, что значимый материал остался незамеченным и нужно что-то делать, чтобы его прочитали.

4. Динамика. Показатели важно сравнивать с данными предыдущих лет (как минимум за прошлый год). Определите, изменилась ли посещаемость (количество визитов в день), количество жертвователей или подписчиков.

"Если есть изменения в положительную сторону, значит, усилия по продвижению сайта дают эффект; если нет или, хуже того, показатели ухудшились, значит, это сигнал, что что-то изменилось, где-то мы поступаем неправильно и нужно искать проблемы", – подытожила Анна Ладошкина.