Сайт НКО: куда надо смотреть, чтобы понять не умер ли он

Аналитика помогает отследить эффективность сайта, действия сторонников, спонсоров и волонтеров. Изображение с сайта pexels.com (CC0).
Аналитика помогает отследить эффективность сайта, действия сторонников, спонсоров и волонтеров. Изображение с сайта pexels.com (CC0).

Для авто­ров соци­аль­ных ини­ци­а­тив и пред­ста­ви­те­лей неком­мер­че­ских орга­ни­за­ций важ­но уметь поль­зо­вать­ся ана­ли­ти­кой. Веб-дизай­нер и раз­ра­бот­чик, спе­ци­а­ли­зи­ру­ю­щий­ся на созда­нии про­ек­тов для неком­мер­че­ских орга­ни­за­ций, Анна Ладо­шки­на назва­ла Теп­ли­це пока­за­те­ли для ана­ли­за сай­та, кото­рые необ­хо­ди­мо регу­ляр­но отсле­жи­вать.

Почему это важно?

Ана­ли­ти­ка помо­га­ет отсле­дить эффек­тив­ность сай­та, дей­ствия сто­рон­ни­ков, спон­со­ров и волон­те­ров. Если вы исполь­зу­е­те ана­ли­ти­ку, вы смо­же­те гра­мот­но опти­ми­зи­ро­вать сайт под запро­сы поль­зо­ва­те­лей, а зна­чит, быст­рее добить­ся целе­во­го дей­ствия (под­пис­ки, пожерт­во­ва­ния).

По сло­вам Анны Ладо­шки­ной, под­ход к ана­ли­зу ана­ли­ти­ки сай­та может отли­чать­ся в зави­си­мо­сти от того, насколь­ко орга­ни­за­ция актив­на онлайн, сколь­ко у нее дан­ных, насколь­ко она рабо­та­ет на мас­со­вую ауди­то­рию. Одна­ко есть общие пока­за­те­ли, кото­рые при­го­дят­ся для любой орга­ни­за­ции.

4 группы показателей, которые надо отслеживать

1. Мет­ри­ки здо­ро­вья. Необ­хо­ди­мо зафик­си­ро­вать несколь­ко пока­за­те­лей, кото­рые харак­те­ри­зу­ют, что сайт функ­ци­о­ни­ру­ет в «штат­ном» режи­ме: напри­мер, ХХ под­пи­сок на рас­сыл­ку в тече­ние неде­ли, или ХХ пожерт­во­ва­ний, ХХ про­чте­ний како­го-то клю­че­во­го мате­ри­а­ла в неде­лю или месяц. И про­ве­рять их пери­о­ди­че­ски (или настро­ить уве­дом­ле­ния в Google Analytics).

«Если эти пока­за­те­ли вдруг рез­ко изме­ни­лись – упа­ли или вырос­ли, это повод обра­тить вни­ма­ние на сайт: там что-то про­ис­хо­дит, может, сло­ма­лась фор­ма или, наобо­рот, ссыл­ка на него попа­ла на какой-то попу­ляр­ный ресурс и нуж­но про­ве­рить рабо­то­спо­соб­ность всей систе­мы», – отме­ти­ла Анна Ладо­шки­на.

2. Изу­че­ние пока­за­те­лей, харак­те­ри­зу­ю­щих «пути» посе­ти­те­лей. Надо пони­мать, отку­да при­хо­дят посе­ти­те­ли на сайт и в каких про­пор­ци­ях (из поис­ка, из соц­се­тей, каких имен­но, из рас­сыл­ки), отку­да при­хо­дят те, кто совер­ша­ет какие-то зна­чи­мые дей­ствия на сай­те.

«Напри­мер, может выяс­нить­ся, что при­хо­дя­щие из ВКон­так­те совер­ша­ют пожерт­во­ва­ния чаще, чем при­хо­дя­щие из Facebook, – это сиг­нал о том, как рабо­тать с под­пис­чи­ка­ми в этих двух сетях. Или дру­гой при­мер: боль­шин­ство посе­ти­те­лей при­хо­дит на сайт, что­бы почи­тать какую-то кон­крет­ную ста­тью, став­шую попу­ляр­ной, но пожерт­во­ва­ний или дру­гих дей­ствий они не совер­ша­ют – тогда мож­но попы­тать­ся пред­ло­жить поль­зо­ва­те­лям эту воз­мож­ность в ста­тье», – реко­мен­ду­ет раз­ра­бот­чик.

Еще по теме: Что обще­ствен­ные орга­ни­за­ции изме­ря­ют с помо­щью Google Analytics 

3. Изу­че­ние отка­зов. Орга­ни­за­ции полез­но ана­ли­зи­ро­вать не толь­ко тех посе­ти­те­лей, кото­рые оста­ют­ся на сай­те, но и тех, кото­рых она теря­ет.

«Напри­мер, мы видим, что боль­шин­ство посе­ти­те­лей поки­да­ют сайт в тече­ние 10 секунд, поло­ви­на ботов, но затем, исполь­зуя инстру­мент оцен­ки ско­ро­сти загруз­ки сай­та, мы видим, что в сред­нем наша стра­ни­ца загру­жа­ет­ся 15 секунд. Оче­вид­но что, за исклю­че­ни­ем ботов, боль­шин­ство посе­ти­те­лей не дожи­да­ют­ся загруз­ки и поки­да­ют сайт», – при­ве­ла в при­мер пока­за­тель­ную ситу­а­цию Анна Ладо­шки­на.

Дру­гой при­мер: орга­ни­за­ция пуб­ли­ку­ет какой-то важ­ный мате­ри­ал, ста­тью или отчет, и затем в тече­ние ХХ дней видит, что на эту стра­ни­цу никто не захо­дил или не про­дер­жал­ся на ней зна­чи­мое вре­мя (более обо­зна­чен­ных 30 сек.). Это, по сло­вам экс­пер­та, гово­рит о том, что зна­чи­мый мате­ри­ал остал­ся неза­ме­чен­ным и нуж­но что-то делать, что­бы его про­чи­та­ли.

4. Дина­ми­ка. Пока­за­те­ли важ­но срав­ни­вать с дан­ны­ми преды­ду­щих лет (как мини­мум за про­шлый год). Опре­де­ли­те, изме­ни­лась ли посе­ща­е­мость (коли­че­ство визи­тов в день), коли­че­ство жерт­во­ва­те­лей или под­пис­чи­ков.

«Если есть изме­не­ния в поло­жи­тель­ную сто­ро­ну, зна­чит, уси­лия по про­дви­же­нию сай­та дают эффект; если нет или, хуже того, пока­за­те­ли ухуд­ши­лись, зна­чит, это сиг­нал, что что-то изме­ни­лось, где-то мы посту­па­ем непра­виль­но и нуж­но искать про­бле­мы», – поды­то­жи­ла Анна Ладо­шки­на.