PhilTech: Lean Startup для социальных проектов

Подход, в центре которого реальный потребитель, помогает избежать создания продуктов и услуг, которые будут данному потребителю не нужны, вовремя изменить траекторию процесса разработки нового продукта и снизить число неудач. Фото: обложка книги The Lean Startup
Подход, в центре которого реальный потребитель, помогает избежать создания продуктов и услуг, которые будут данному потребителю не нужны, вовремя изменить траекторию процесса разработки нового продукта и снизить число неудач. Фото: обложка книги The Lean Startup
«Lean Startup» – кон­цеп­ция совре­мен­но­го пред­при­ни­ма­тель­ства, сфор­му­ли­ро­ван­ная Эри­ком Рай­сом в кни­ге «Береж­ли­вый стар­тап» в 2011 году.

Что здесь нового

Долгое вре­мя запуск любо­го биз­нес-про­ек­та осу­ществ­лял­ся по одной и той же схе­ме: вы пише­те биз­нес-план, кото­рый вклю­ча­ет в себя про­бле­му, ее реше­ние, про­гноз дохо­дов и дру­гую стра­те­ги­че­ски важ­ную инфор­ма­цию, нахо­ди­те инве­сто­ров и соби­ра­е­те день­ги, тра­ти­те их на созда­ние про­дук­та. Затем начи­на­е­те его про­да­вать и молить­ся, что­бы все сра­бо­та­ло с пер­во­го раза.

При этом боль­шая часть стар­та­пов – соглас­но иссле­до­ва­нию, 75% – тер­пит неуда­чу на одном из этих эта­пов.
Дей­стви­тель­но, тра­ди­ци­он­ный под­ход к запус­ку про­ек­тов боль­ше все­го напо­ми­на­ет попыт­ку уга­дать, что хочет потре­би­тель, и поэто­му свя­зан с опре­де­лен­ны­ми рис­ка­ми – про­дукт может потре­би­те­лям не понра­вить­ся, не учи­ты­вать какие-либо их потреб­но­сти или вовсе ока­зать­ся ненуж­ным.

Почему «Lean Startup» работает

Без пони­ма­ния людей, для кото­рых вы созда­е­те про­дукт, и их потреб­но­стей, вы рис­ку­е­те создать про­дукт, кото­рый не будет соот­вет­ство­вать нуж­дам этих людей и, соот­вет­ствен­но, не смо­жет улуч­шить их жизнь. Этих ситу­а­ций мож­но было бы лег­ко избе­жать, если подой­ти к про­цес­су созда­ния про­дук­та несколь­ко ина­че  тести­ро­вать пер­вые рабо­чие вер­сии про­дук­та перед тем, как пол­но­стью его раз­ра­бо­тать.

«Бережливый стартап» основан на простых принципах:

  • не пытай­тесь сра­зу создать что-то иде­аль­ное, нач­ни­те с созда­ния «мини­маль­но жиз­не­спо­соб­но­го про­дук­та», кото­рый име­ет необ­хо­ди­мый мини­мум воз­мож­но­стей, что­бы про­ве­рить его жиз­не­спо­соб­ность на рын­ке;
  • полу­чай­те обрат­ную связь от ваших потре­би­те­лей и непре­рыв­но улуч­шай­те про­дукт и адап­ти­руй­те мар­ке­тин­го­вую стра­те­гию в соот­вет­ствии с этой обрат­ной свя­зью до тех пор, пока у вас не полу­чит­ся создать про­дукт, пол­но­стью отве­ча­ю­щий потреб­но­стям потре­би­те­лей.

Под­ход, в цен­тре кото­ро­го реаль­ный потре­би­тель, помо­га­ет избе­жать созда­ния про­дук­тов и услуг, кото­рые будут дан­но­му потре­би­те­лю не нуж­ны, вовре­мя изме­нить тра­ек­то­рию про­цес­са раз­ра­бот­ки ново­го про­дук­та и сни­зить чис­ло неудач.

Но кон­цеп­ция, изна­чаль­но сфор­ми­ро­ван­ная в Сили­ко­но­вой долине, под­хо­дит не толь­ко тех­но­ло­ги­че­ским ком­па­ни­ям  она так­же успеш­но при­ме­ня­ет­ся и соци­аль­ны­ми пред­при­ни­ма­те­ля­ми, кото­рые хотят созда­вать пози­тив­ные изме­не­ния, но пони­ма­ют, что тра­ди­ци­он­ный биз­нес-под­ход не при­но­сит нуж­ных резуль­та­тов.

Канва бизнес-модели для социального предпринимательства

Канва бизнес-модели для социального предпринимательства. Для получения формы кликните на изображение.
Кан­ва биз­нес-моде­ли для соци­аль­но­го пред­при­ни­ма­тель­ства. Для полу­че­ния фор­мы клик­ни­те на изоб­ра­же­ние.

Кан­ва биз­нес-моде­ли явля­ет­ся одним из глав­ных инстру­мен­тов «береж­ли­во­го стар­та­па» и поз­во­ля­ет делать опи­са­ние про­ек­та, вклю­ча­ю­щее все состав­ля­ю­щие биз­не­са – клю­че­вые парт­не­ры, клю­че­вые ресур­сы, кана­лы постав­ки. И все это уме­ща­ет­ся на одной стра­ни­це.

Раз­ра­бо­тан­ная Алек­сан­дром Остер­валь­де­ром и Ивом Пинье, биз­нес-модель содер­жит в себе серию гипо­тез, кото­рые необ­хо­ди­мо про­ве­рить, но все же не совсем под­хо­дит соци­аль­но­му пред­при­ни­ма­тель­ству, име­ю­ще­му свои осо­бен­но­сти и отли­чия от обыч­но­го биз­не­са.

По этой при­чине Рован Йеман и Дэйв Мос­ко­виц созда­ли адап­ти­ро­ван­ную под потреб­но­сти НКО вер­сию кан­вы биз­нес-моде­ли  Social Lean Canvas. С помо­щью это­го инстру­мен­та соци­аль­ные пред­при­ни­ма­те­ли могут при­ме­нять мето­до­ло­гию «береж­ли­во­го стар­та­па» к про­ек­там, име­ю­щим соци­аль­но зна­чи­мые цели.

Social Lean Canvas, подоб­но клас­си­че­ской кан­ве биз­нес-моде­ли, поз­во­ля­ет быст­ро раз­ра­ба­ты­вать биз­нес-моде­ли, а затем мето­дич­но их тести­ро­вать для того, что­бы полу­чить тща­тель­но про­ве­рен­ный, мас­шта­би­ру­е­мый и повто­ря­е­мый резуль­тат.

«Бережливый стартап» и социальное предпринимательство

Адап­та­ция прин­ци­пов «береж­ли­во­го стар­та­па» для соци­аль­но­го пред­при­ни­ма­тель­ства не оста­но­ви­лась на раз­ра­бот­ке кан­вы биз­нес-моде­ли  ско­рее исполь­зо­ва­ние новой мето­до­ло­гии для созда­ния соци­аль­но­го бла­га пре­вра­ти­лось в дви­же­ние, име­ю­щее свои сооб­ще­ства, меро­при­я­тия, обу­ча­ю­щие кур­сы и исто­рии успе­ха.

Напри­мер, Lean Impact  это одна из ини­ци­а­тив, направ­лен­ных на рас­про­стра­не­ние прин­ци­пов «береж­ли­во­го стар­та­па» для соци­аль­но­го пред­при­ни­ма­тель­ства.

Исполь­зуя основ­ные под­хо­ды к про­ек­ти­ро­ва­нию и управ­ле­нию про­ек­том, мож­но более эффек­тив­но орга­ни­зо­вать его раз­ви­тие в кон­тек­сте неком­мер­че­ских IT-сер­ви­сов. Алек­сей Сидо­рен­ко «Мето­до­ло­гии Agile и Lean в при­ме­не­нии к обще­ствен­ным про­ек­там: как созда­вать и тести­ро­вать соци­аль­ные стар­та­пы»