Импакт-инвестирование: определения, которые надо знать

Целевая аудитория - это та социальная группа, на которую направлены действия проекта и/или которой адресуется информация о нем. В статье разбираем ключевые термины в теме импакт-инвестирования. Изображение с сайта pexels.com (CC0).
Целевая аудитория - это та социальная группа, на которую направлены действия проекта и/или которой адресуется информация о нем. В статье разбираем ключевые термины в теме импакт-инвестирования. Изображение с сайта pexels.com (CC0).

Авто­ру соци­аль­но­го стар­та­па перед запус­ком про­ек­та необ­хо­ди­мо пра­виль­но опи­сать целе­вую ауди­то­рию и глав­ную про­бле­му, с кото­рой он хочет бороть­ся. Разо­брать­ся в клю­че­вых тер­ми­нах по теме импакт-инве­сти­ро­ва­ния замре­дак­то­ра Теп­ли­цы Ната­лье Бара­но­вой помог осно­ва­тель ком­па­нии Group 36 и член сове­та «Рыба­ков фонд» Дмит­рий Дик­ман.

Целе­вая ауди­то­рия – это та соци­аль­ная груп­па, на кото­рую направ­ле­ны дей­ствия про­ек­та и/или кото­рой адре­су­ет­ся инфор­ма­ция о нем. В пер­вом слу­чае это могут быть бене­фи­ци­а­ры дея­тель­но­сти организации/программы, во вто­ром – потен­ци­аль­ные доно­ры, волон­те­ры, широ­кая обще­ствен­ность, а так­же пред­ста­ви­те­ли пер­вой груп­пы, то есть потре­би­те­ли услуг. Ауди­то­ри­ей стар­та­па может быть любая кате­го­рия насе­ле­ния.

Напри­мер, есть про­ек­ты, ори­ен­ти­ро­ван­ные на сла­бо­слы­ша­щих, а дру­гие – на моло­деж­ное сооб­ще­ство, кото­рое может жерт­во­вать день­ги онлайн. Те и дру­гие явля­ют­ся целе­вой ауди­то­ри­ей, но цели рабо­ты с ними раз­ные. Более того, у двух раз­ных про­ек­тов фор­маль­но может быть одна и та же ауди­то­рия, но прин­ци­пи­аль­но раз­ные зада­чи.

«Если вер­нуть­ся к при­ме­ру с про­ек­та­ми для сла­бо­слы­ша­щих, цель одно­го из них может сво­дить­ся к меди­цин­ской помо­щи людям для частич­но­го или пол­но­го вос­ста­нов­ле­ния слу­ха, а цель дру­го­го – соци­а­ли­за­ция сла­бо­слы­ша­щих в обще­стве, помощь в полу­че­нии обра­зо­ва­ния и устрой­стве на рабо­ту. Орга­ни­за­ция, мето­ды рабо­ты и изме­ре­ние успе­ха у двух таких про­ек­тов будут корен­ным обра­зом раз­ли­чать­ся, несмот­ря на то, что целе­вая ауди­то­рия будет в основ­ном сов­па­дать», – уточ­нил Дмит­рий Дик­ман.

Спе­ци­а­лист доба­вил, что ауди­то­рия стар­та­па опре­де­ля­ет­ся, исхо­дя из мис­сии про­ек­та, направ­ле­ния его дея­тель­но­сти и про­бле­мы, кото­рую про­ект пыта­ет­ся решить.

Еще по теме: Иссле­до­ва­ние Теп­ли­цы: что такое импакт-инве­сти­ро­ва­ние

Про­бле­ма. Зача­стую, по сло­вам Дмит­рия Дик­ма­на, авто­ры про­ек­тов начи­на­ют бороть­ся не с той про­бле­мой. «Напри­мер, одна из гло­баль­ных про­блем – пере­на­се­ле­ние Зем­ли, но мы же не будем бороть­ся с уве­ли­че­ни­ем про­дол­жи­тель­но­сти жиз­ни. Важ­но пра­виль­но опре­де­лить фокус», – гово­рит Дик­ман. Выбор про­бле­мы, реше­ние кото­рой не по силам, чре­ват бес­смыс­лен­ным тру­дом и даже вре­ден.

Поэто­му сто­ит выде­лить зада­чу, направ­лен­ную на реше­ние гло­баль­ной про­бле­мы, но кото­рая при этом будет по силам вашей коман­де. «После того как вы опре­де­ли­ли про­бле­му, необ­хо­ди­мо чет­ко поста­вить цель, кото­рая долж­на соот­вет­ство­вать и рабо­тать на реше­ние про­бле­мы. Она долж­на быть доста­точ­но амби­ци­оз­на, но при этом хотя бы тео­ре­ти­че­ски выпол­ни­ма. Все стро­ит­ся вокруг пра­виль­но­го опре­де­ле­ния», – уточ­нил Дмит­рий.

Логи­че­ская модель – один из инстру­мен­тов по стра­те­ги­че­ско­му пла­ни­ро­ва­нию про­ек­та. Это стро­и­тель­ство логи­че­ской цепоч­ки меж­ду тем, что вы хоти­те сде­лать, и тем, как вы это буде­те делать. То есть меж­ду дей­стви­ем, обсто­я­тель­ства­ми, ресур­са­ми и резуль­та­та­ми.

Логи­че­ская модель – это клас­си­че­ский инстру­мент в бла­го­тво­ри­тель­но­сти. «Часто у людей есть идея, и им кажет­ся, что они зна­ют, как ее осу­ще­ствить. Но потом ока­зы­ва­ет­ся, что их мето­ды не рабо­та­ют. Логи­че­ская модель помо­га­ет про­ве­рить логи­ку ваше­го про­ек­та и свя­зать пер­вый шаг с послед­ним», – объ­яс­нил экс­перт. Необ­хо­ди­мо понять, к како­му резуль­та­ту при­ве­дет каж­дый шаг и будут ли все они в сово­куп­но­сти вести к реше­нию про­бле­мы.

Еще по теме: 5 при­ме­ров импакт-инве­сти­ро­ва­ния в Рос­сии и за рубе­жом

Оцен­ка соци­аль­но­го эффек­та – обя­за­тель­ный ком­по­нент филан­тро­пи­че­ской дея­тель­но­сти. Не зная, какой резуль­тат достиг­нут, вести раз­го­вор об эффек­тив­но­сти той или иной про­грам­мы бес­смыс­лен­но. По мере «взрос­ле­ния» про­грам­мы изме­ре­ния ста­но­вят­ся все более мас­штаб­ны­ми (и доро­го­сто­я­щи­ми). На началь­ных эта­пах, при очень огра­ни­чен­ных ресур­сах, при­хо­дит­ся обхо­дить­ся сво­и­ми сила­ми. Важ­но мерить толь­ко то, что дей­стви­тель­но име­ет зна­че­ние, и не увле­кать­ся изме­ре­ни­ем все­го и вся.

По мне­нию экс­пер­та, есть неко­то­рые фак­то­ры, кото­рые сле­ду­ет при­нять как акси­о­му и не пытать­ся под­ве­сти под это слож­ные рас­че­ты. «К при­ме­ру, если вы зани­ма­е­тесь улуч­ше­ни­ем эко­ло­ги­че­ской ситу­а­ции в каком-то реги­оне, вы може­те при­нять за акси­о­му пред­по­ло­же­ние о том, что сокра­ще­ние чис­ла авто­мо­би­лей на доро­гах реги­о­на при­ве­дет к сни­же­нию губи­тель­но­го вли­я­ния пар­ни­ко­во­го эффек­та на окру­жа­ю­щую сре­ду. Вам не обя­за­тель­но зани­мать­ся рас­че­та­ми, изме­ре­ни­ем и дока­за­тель­ством этой вза­и­мо­свя­зи само­сто­я­тель­но», – гово­рит Дмит­рий Дик­ман.

«Вооб­ще, изме­рять резуль­та­ты нуж­но обя­за­тель­но, но осто­рож­но, пото­му что пока­за­ния изме­ре­ния не все­гда будет одно­знач­ным. Что­бы пра­виль­но оце­нить вли­я­ние, нуж­но иметь опыт и при­ни­мать во вни­ма­ние кучу кос­вен­ных фак­то­ров. Тут есть место для спе­ку­ля­ции». Дмит­рий Дик­ман

Оцен­ка соци­аль­но­го эффек­та явля­ет­ся очень хоро­шим инстру­мен­том ком­му­ни­ка­ции с вашей целе­вой ауди­то­ри­ей и осо­бен­но с доно­ра­ми (суще­ству­ю­щи­ми и потен­ци­аль­ны­ми).

Соци­аль­ный воз­врат на инве­сти­ции (Social Return on Investment, SROI) – под­ход, кото­рый поз­во­ля­ет изме­рять и учи­ты­вать цен­ность соци­аль­ной дея­тель­но­сти в финан­со­вом выра­же­нии. Таким обра­зом, срав­ни­вая вло­жен­ные сред­ства с полу­чен­ным резуль­та­том в денеж­ном экви­ва­лен­те, мож­но изме­рить эффек­тив­ность той или иной про­грам­мы. «При­том что я боль­шой поклон­ник циф­ро­вых пока­за­те­лей, думаю, не сто­ит сле­по пола­гать­ся на пока­за­тель SROI и пытать­ся его рас­счи­тать на эта­пе стар­та­па. Это не так про­сто сде­лать. И он в любом слу­чае не может быть един­ствен­ным пока­за­те­лем успе­ха», – отме­тил Дик­ман.