Импакт-инвестирование: что такое теория изменений

Что такое теория изменений и из чего она состоит Теплице рассказал специалист "Рыбаков фонда" по теме импакт-инвестиций Михаил Перевозов. Изображение с сайта pexels.com (CC0).

Пред­ставь­те: вы автор соци­аль­но­го стар­та­па. И вам нуж­но отве­тить на такие вопро­сы: что для вас зна­чит про­ект, какую цель ста­ви­те в гло­баль­ном мас­шта­бе и что имен­но хоти­те изме­нить? Отве­ты помо­гут сфор­му­ли­ро­вать тео­рию изме­не­ний ваше­го стар­та­па. О том, из чего имен­но состо­ит тео­рия изме­не­ний, замре­дак­то­ра Теп­ли­цы Ната­лье Бара­но­вой рас­ска­зал спе­ци­а­лист по оцен­ке импак­та «Рыба­ков фонд» Миха­ил Пере­во­зов. 

Тео­рия вокруг филан­тро­пи­че­ско­го про­ек­та выстра­и­ва­ет­ся в логи­че­ской цепоч­ке.

Она состоит из нескольких показателей:

  1. Input – раз­но­об­раз­ные ресур­сы (день­ги, патен­ты), кото­рые задей­ство­ва­ны в про­из­вод­стве про­дук­та, при реа­ли­за­ции про­ек­та;
  2. Output – про­из­во­ди­мый про­дукт, пря­мой резуль­тат уси­лий. Напри­мер, если вы раз­ра­бо­та­ли обра­зо­ва­тель­ную про­грам­му и про­во­ди­те тре­нин­ги по ней, то ваш output – это люди, про­шед­шие тре­нинг;
  3. Outcome – эффект от про­дук­та, то, как его исполь­зу­ют поль­зо­ва­те­ли и бла­го­при­об­ре­та­те­ли;
  4. Impact – дол­го­вре­мен­ное устой­чи­вое изме­не­ние в жиз­ни целе­вой ауди­то­рии.
Теория изменений. Изображение предоставил Михаил Перевозов.
Тео­рия изме­не­ний. Изоб­ра­же­ние предо­ста­вил Миха­ил Пере­во­зов.

Тео­рия изме­не­ний – это пони­ма­ние ваше­го про­ек­та, опре­де­ле­ние цели в гло­баль­ном мас­шта­бе, того, что имен­но вы хоти­те изме­нить в жиз­ни целе­вой груп­пы.

Так­же сто­ит опре­де­лить про­бле­му и опи­сать, как имен­но реше­ние этой про­бле­мы изме­нит жизнь целе­вой груп­пы. Затем опи­сать пред­ла­га­е­мое реше­ние и обос­но­ва­ние того, поче­му ваше реше­ние луч­ше для дости­же­ния заяв­лен­ных целей.

По мне­нию Миха­и­ла Пере­во­зо­ва, сто­ит скон­цен­три­ро­вать­ся на кон­крет­ной груп­пе людей. Напри­мер, вы дела­е­те при­ло­же­ние для сла­бо­ви­дя­щих, ваша цель – улуч­шить жизнь сла­бо­ви­дя­щих, даль­ше сто­ит перей­ти к про­бле­ме, кото­рая есть, и отве­тить на вопрос, поче­му реше­ние про­бле­мы улуч­шит их жизнь, каким имен­но обра­зом упро­стит про­це­ду­ру тру­до­устрой­ства.

«В этой тео­рии изме­не­ний необ­хо­ди­мо объ­яс­нить, поче­му то, как ты решишь про­бле­му, улуч­шит жизнь этой кате­го­рии людей. Поче­му их пока­за­те­ли без­ра­бо­ти­цы улуч­шат­ся?» Миха­ил Пере­во­зов

Тео­рия изме­не­ний – это тео­ре­ти­че­ское обос­но­ва­ние того, как ваша дея­тель­ность при­ве­дет к изме­не­нию в соци­аль­ном поло­же­нии вашей целе­вой груп­пы. В пер­вом при­бли­же­нии тео­рию изме­не­ний сто­ит рас­пи­сать с точ­ки зре­ния логи­че­ской цепоч­ки, по прин­ци­пу «если…. то…».

«Если мы про­ве­дем тре­нинг, то участ­ни­ки сде­ла­ют что-то (смо­гут и будут моти­ви­ро­ва­ны). Если они сде­ла­ют это, то изме­нит­ся что-то еще. Напри­мер, если мы про­ве­ли тре­нинг для учи­те­лей, как научить школь­ни­ков каким-либо навы­кам, то учи­те­ля научат сво­их уче­ни­ков этим навы­кам; если уче­ни­ки полу­чат эти навы­ки, то они будут исполь­зо­вать их; если они будут исполь­зо­вать эти навы­ки, то… и т.д.», – при­во­дит при­мер спе­ци­а­лист.

Но это долж­но быть не как в обыч­ном биз­нес-плане, до момен­та оку­па­е­мо­сти, а до опре­де­ле­ния эффек­та, кото­рый будет в ито­ге.

«Совре­мен­ный инве­стор, кото­рый вкла­ды­ва­ет­ся в про­ек­ты, хочет видеть, что его день­ги реаль­но изме­ни­ли что-то в поло­же­нии людей опре­де­лен­ной груп­пы». Миха­ил Пере­во­зов

Тео­рия изме­не­ний в сво­ей заклю­чи­тель­ной части долж­на пред­ла­гать инди­ка­то­ры, кото­рые мож­но изме­рять и кото­рые в резуль­та­те реа­ли­за­ции про­ек­та при­ве­дут к улуч­ше­нию жиз­ни.

Существуют такие индикаторы:

  1. Impact indicators – изме­ре­ние дости­же­ния цели отно­си­тель­но «базы»;
  2. Outcome indicators – изме­ре­ние про­грес­са на пути к цели, исполь­зо­ва­ние про­дук­та;
  3. Output indicators – пока­за­те­ли про­дук­та на вхо­де в рынок;
  4. Input indicators – сколь­ко потра­ти­ли денег и ресур­сов;
  5. Process indicators – пока­за­те­ли про­цес­са, кто, что и как дела­ет.

Постро­е­ние логи­че­ской цепоч­ки, свя­зан­ной с инди­ка­то­ра­ми на каж­дом ее эта­пе, поз­во­лит отсле­жи­вать реа­ли­за­цию. Эта обрат­ная связь даст воз­мож­ность кор­рек­ти­ров­ки все­го про­ек­та от Input до Impact.