Импакт-инвестирование: что такое теория изменений

Импакт-инвестирование: что такое теория изменений
Что такое теория изменений и из чего она состоит Теплице рассказал специалист «Рыбаков фонда» по теме импакт-инвестиций Михаил Перевозов. Изображение с сайта pexels.com (CC0).

Представьте: вы автор социального стартапа. И вам нужно ответить на такие вопросы: что для вас значит проект, какую цель ставите в глобальном масштабе и что именно хотите изменить? Ответы помогут сформулировать теорию изменений вашего стартапа. О том, из чего именно состоит теория изменений, замредактора Теплицы Наталье Барановой рассказал специалист по оценке импакта «Рыбаков фонд» Михаил Перевозов. 

Теория вокруг филантропического проекта выстраивается в логической цепочке.

Она состоит из нескольких показателей:

  1. Input – разнообразные ресурсы (деньги, патенты), которые задействованы в производстве продукта, при реализации проекта;
  2. Output – производимый продукт, прямой результат усилий. Например, если вы разработали образовательную программу и проводите тренинги по ней, то ваш output – это люди, прошедшие тренинг;
  3. Outcome – эффект от продукта, то, как его используют пользователи и благоприобретатели;
  4. Impact – долговременное устойчивое изменение в жизни целевой аудитории.
Теория изменений. Изображение предоставил Михаил Перевозов.
Теория изменений. Изображение предоставил Михаил Перевозов.

Теория изменений – это понимание вашего проекта, определение цели в глобальном масштабе, того, что именно вы хотите изменить в жизни целевой группы.

Также стоит определить проблему и описать, как именно решение этой проблемы изменит жизнь целевой группы. Затем описать предлагаемое решение и обоснование того, почему ваше решение лучше для достижения заявленных целей.

По мнению Михаила Перевозова, стоит сконцентрироваться на конкретной группе людей. Например, вы делаете приложение для слабовидящих, ваша цель – улучшить жизнь слабовидящих, дальше стоит перейти к проблеме, которая есть, и ответить на вопрос, почему решение проблемы улучшит их жизнь, каким именно образом упростит процедуру трудоустройства.

«В этой теории изменений необходимо объяснить, почему то, как ты решишь проблему, улучшит жизнь этой категории людей. Почему их показатели безработицы улучшатся?» Михаил Перевозов

Теория изменений – это теоретическое обоснование того, как ваша деятельность приведет к изменению в социальном положении вашей целевой группы. В первом приближении теорию изменений стоит расписать с точки зрения логической цепочки, по принципу «если…. то…».

«Если мы проведем тренинг, то участники сделают что-то (смогут и будут мотивированы). Если они сделают это, то изменится что-то еще. Например, если мы провели тренинг для учителей, как научить школьников каким-либо навыкам, то учителя научат своих учеников этим навыкам; если ученики получат эти навыки, то они будут использовать их; если они будут использовать эти навыки, то… и т.д.», – приводит пример специалист.

Но это должно быть не как в обычном бизнес-плане, до момента окупаемости, а до определения эффекта, который будет в итоге.

«Современный инвестор, который вкладывается в проекты, хочет видеть, что его деньги реально изменили что-то в положении людей определенной группы». Михаил Перевозов

Теория изменений в своей заключительной части должна предлагать индикаторы, которые можно измерять и которые в результате реализации проекта приведут к улучшению жизни.

Существуют такие индикаторы:

  1. Impact indicators – измерение достижения цели относительно «базы»;
  2. Outcome indicators – измерение прогресса на пути к цели, использование продукта;
  3. Output indicators – показатели продукта на входе в рынок;
  4. Input indicators – сколько потратили денег и ресурсов;
  5. Process indicators – показатели процесса, кто, что и как делает.

Построение логической цепочки, связанной с индикаторами на каждом ее этапе, позволит отслеживать реализацию. Эта обратная связь даст возможность корректировки всего проекта от Input до Impact.