Импакт-инвестирование: что такое инвестиционный раунд

Что такое инвестиционный раунд, из каких этапов он состоит и как можно оценить объем инвестиций, Теплице рассказала управляющий партнер SmartHub Ольга Дорофеева. Изображение: http://www.freepik.com">Designed by rawpixel.com / Freepik
Что такое инвестиционный раунд, из каких этапов он состоит и как можно оценить объем инвестиций, Теплице рассказала управляющий партнер SmartHub Ольга Дорофеева. Изображение: http://www.freepik.com">Designed by rawpixel.com / Freepik

"Семья, друзья и дураки". Именно так называется первый этап финансирования стартапа. Все потому, что это единственные люди, которые готовы вложиться в идею проекта. О том, что такое инвестиционный раунд, из каких этапов он состоит и как можно оценить объем инвестиций, замредактора Теплицы Наталье Барановой рассказала управляющий партнер SmartHub Ольга Дорофеева. 

Инвестиционный раунд – этап привлечения финансирования, средства которого позволяют стартапу разработать продукт, проверить ключевые гипотезы относительно рынка, каналов привлечения клиентов, сформировать команду и масштабировать продажи.

Ольга Дорофеева назвала несколько раундов привлечения инвестиций.

1. FFF (family, friends, fools – семья, друзья и дураки) – самое первое финансирование. Это стадия идеи, когда никто, кроме вышеперечисленных FFF, не готов размещать в проекте свои деньги. Инвесторам последующих стадий важно видеть, что этот этап состоялся и основатель инвестировал в проект свои собственные деньги и/или убедил близких. Это значит, что он достаточно мотивирован на построение стабильного бизнеса.

"Хоть основатель на этом этапе и рад любым средствам, важно понимать, что не стоит принимать инвестиции от кого угодно, – если совладельцем компании станет ненадежный человек или человек с плохой репутацией, это практически закроет проекту возможность получить дальнейшие инвестиции". Ольга Дорофеева

2. Предпосевной (pre-seed). На этом этапе у проекта появляется MVP (minimum valuable product, или прототип), первые тестовые клиенты, идеи и гипотезы, как построить бизнес вокруг создаваемого продукта. Как правило, на этом этапе инвестируют бизнес-ангелы – частные венчурные инвесторы.

3. Посевная стадия (seed). У проекта уже есть первые продажи в динамике, стало понятно, в какие каналы нужно вкладывать деньги, как наращивать бизнес. Здесь инвестируют уже помимо бизнес-ангелов посевные фонды.

"Часто стартапам ранних стадий приходится развиваться с минимальными вложениями или вообще без них – попасть в "долину смерти", когда средств инвесторов и/или продаж недостаточно для планомерного роста. Инвесторам важно, чтобы команда показала свою волю к победе и креативность в развитии без бюджета". Ольга Дорофеева

4. Раунд А. На этом этапе проект имеет стабильно растущие продажи и привлекает финансирование для географической экспансии или масштабирования на новых вертикалях рынка.

Далее есть раунды В, С и прочие вплоть до IPO (Initial Public Offering – размещение акций компании на бирже). Их особенности в том, что по факту стартап уже стал бизнесом и привлекает новые инвестиции для агрессивного роста.

Еще по теме: Импакт-инвестирование: что такое теория изменений

Как можно оценить объем инвестиций на каждый раунд

1. Оценка снизу. Очень простой подход. Объем раунда – сумма, необходимая для выхода на новый этап, – шаг развития за минусом того, что стартап собирается заработать за этот период. По мнению Дорофеевой, важно понимать, что финансирование – затратный процесс и на привлечение нового раунда уйдет не менее нескольких месяцев, поэтому целесообразно привлекать средства, необходимые для развития на 1-1,5 года.

"Важно держать баланс и не взять слишком мало, чтобы не пришлось без адекватных результатов снова идти по инвесторам, но и не слишком много, чтобы не отдать значимую долю бизнеса по невысокой оценке". Ольга Дорофеева

2. Оценка сверху. Для каждого этапа развития стартапа есть определенный бенчмарк (показатель, используемый для оценки состояния рынка) и с точки зрения доли, которую стоит отдавать, и с точки зрения стоимости компании. Например, по словам Ольги Дорофеевой, предпосевной раунд компании часто оценивают по ставкам акселераторов: в России акселераторы предлагают $10-50 тысяч за  7-14% компании, в США – в 2-5 раз выше за ту же долю (особенность в том, что содержание компании там сильно дороже).

"Любой профессиональный инвестор общается с сотнями компаний в год и прекрасно понимает, какая оценка и объем привлечения адекватны для текущего раунда каждого стартапа, поэтому для проведения качественных переговоров и основателям стартапа надо понимать реалии рынка", – заключила специалист.

Посмотреть иллюстрацию на тему инвестиционных раундов можно по ссылке