Импакт-инвестирование: бизнес-модели и финансовая устойчивость стартапа

Михаил Эрман рассказал Теплице, каким образом социальные стартапы могут получать доход. Изображение с сайта: www.freepik.com">Designed by rawpixel.com / Freepik (СС0).
Михаил Эрман рассказал Теплице, каким образом социальные стартапы могут получать доход. Изображение с сайта: www.freepik.com">Designed by rawpixel.com / Freepik (СС0).

Пожертвования не должны быть основным источником дохода в социальном стартапе, автору проекта необходимо искать другие способы монетизации. В этом уверен директор бизнес-инкубатора Национально-исследовательского университета "Высшая школа экономики" Михаил Эрман. Специалист рассказал замредактору Теплицы Наталье Барановой о том, каким образом социальные стартапы могут получать доход.

Что такое финансовая устойчивость

Для начала стоит разобраться, в чем заключается финансовая устойчивость венчурного стартапа (это инновационный бизнес-проект, который отличается новизной, риском и потенциальной доходностью).

Основная задача такого стартапа, по словам Михаила Эрмана, нарастить свою капитализацию через агрессивный рост и быстрое завоевание доли рынка, чтобы повысить стоимость своих акций. В итоге, эта доля рынка должна начать приносить прибыль компании, в которую трансформируется стартап.

В социальном стартапе, прибыль можно заменить на «благо», а капитализацию на «социальный эффект». "Но как и любой другой организации в нашем мире для функционирования социальному стартапу нужны деньги, - объясняет Эрман. - Также как и в случае венчурного бизнеса, социальный стартап первое время может быстро расти за счет денег инвесторов, но в конечном итоге он должен прийти к модели, когда он сможет самостоятельно обеспечить свою работу".

Если же у проекта нет дохода, то существует гигантский риск закрытия социального бизнеса. Причина в этом случае, по словам специалиста, будет банальна: нет денег. Поскольку в современном обществе невозможно расплачиваться «благом» напрямую.

Как могут получать доход социальные стартапы

1. Без акцента на сбор пожертвований. Михаил Эрман уверен, что основателям социального проекта на этапе старта необходимо задуматься о моделях монетизации, отличных от пожертвований. "Пожертвования могут быть альтернативой стартовых инвестиций, но сложно сделать их основным источником дохода в силу их нерегулярности и сложной прогнозируемости", - отметил специалист.

Например, на сайте свободной энциклопедии Wikipedia.org пользователь может отправить пожертвование и поддержать проект (функция недоступна для России). Но в то же время команда проекта регулярно делает масштабные кампании по сбору средств и ищет спонсоров проекта.

2. Социальный бизнес. Именно бизнес-составляющая позволит стартапу перерасти из проекта, у которого всегда есть конец, в долгосрочную историю: социальный бизнес. Обычно в этом случае, по словам Михаила Эрмана, пользователи - благополучатели, а клиенты, которые платят деньги, совсем другие категории.

В пример можно привести компании выпускников бизнес-инкубатора НИУ ВШЭ. Так компания «Простое добро» выпускает линейку товаров повседневного спроса, которая есть на полках обычных магазинов и в ассортименте общепита. Но при этом свою бухгалтерскую прибыль (то есть то, что остается после всех расходов) компания перечисляет в благотворительные фонды, например, в фонд "Живи" или фонд поддержки слепоглухих "Соединение".

Еще пример – платформа для дистанционного сурдоперевода SOL, которая помогает глухим и слабослышащим пользоваться услугами государственных органов и бизнес-структур.

Плюс в том, что сурдопереводчикам не нужно сопровождать глухих людей постоянно, а достаточно связываться с ними по телефону в случае необходимости. Деньги проекту платят сами организации, поскольку это помогает им обслуживать своих клиентов. О том, как создавалась платформа Теплице рассказал ее основатель Алексей Мельник.