Где найти инвестора для социального стартапа

На фото: инвестор и филантроп Игорь Рыбаков на демо-дне выпускников акселераторов социально ориентированных стартапов PhilTech. Автор фото: Вячеслав Замыслов.
На фото: инвестор и филантроп Игорь Рыбаков на демо-дне выпускников акселераторов социально ориентированных стартапов PhilTech. Автор фото: Вячеслав Замыслов.

Есть бизнес-модель социального стартапа, но вы ломаете голову, где же найти инвестора? Вариантов достаточно: хакатоны, акселераторы, фонды, бизнес-ангелы, бизнес-инкубаторы. О том, какие пути вас могут привести к инвестору, замредактора Теплицы Наталье Барановой рассказал инвестиционный директор в семейном офисе Игоря Рыбакова Роман Ульянов и партнер Rutech в России, основатель Центра развития бизнеса и команд Анна Шолина.

1. Хакатоны и конкурсы. По словам Романа Ульянова, хакатоны позволяют командам быстро сформировать концепт продукта, иногда даже дойти до MVP, и быстро получить обратную связь от инвесторов, иногда деньги. Если команда занимает призовое место, можно получить помощь с пиар-сопровождением и B2B продажами.

"Хакатоны и конкурсы – инструменты, подходящие начинающим командам и предпринимателям. Опытные стартаперы чаще идут в такие истории за определенными возможностями – PR в определенной среде и полезные определенные контакты". Роман Ульянов

"Конкурсы позволяют создать PR-трек и выстроить отношения с индустриальными партнерами, которые часто бывают партнерами конкурсов", – говорит о плюсах конкурсов специалист.

Роман Ульянов советует стартапам выбирать наиболее экологичные и прозрачные конкурсы с известными индустриальными партнерами, которые могут выступить в дальнейшим клиентами-инвесторами:

2. Акселераторы. Это интенсивные очные образовательные программы. Они дают не только менторскую поддержку и образовательную программу, но и в конце могут предложить инвестиции.

"Участие в таких акселераторах поможет не только получить инвестиции, но и при удачно сложившихся обстоятельствах запустить пилот «внутри» потенциального клиента", – говорит Анна Шолина.

Еще по теме: Импакт-инвестирование: бизнес-модели и финансовая устойчивость стартапа

3. Бизнес-инкубаторы. Это организации, которые поддерживают проекты начинающих предпринимателей на всех этапах развития: от разработки идеи до ее вывода на рынок. Бизнес-инкубаторы бывают как частные, так и с государственной поддержкой, региональные или всероссийские. Нужно просто сделать запрос «бизнес-инкубатор и название вашего региона».

  • Бизнес-инкубатор Высшей школы экономики – первый университетский инкубатор в России, работает с 2006 года. В 2013 году открыта программа инкубации для социальных предпринимателей и лаборатория прототипирования для технологических разработок. За 10 лет выпускниками инкубатора стали более 600 компаний, сумма привлеченных инвестиций превысила 350 млн рублей.

4. Технопарки. Это научно-технологически комплексы, которые поддерживают технологическое предпринимательство:

5. Бизнес-ангелы. Это частные венчурные инвесторы.

  • Игорь Рыбаков, сооснователь "Рыбаков фонда".
  • Александр Рудик, соучредитель издания об образовании «Мел» и президент фонда «Прообраз».
  • Сергей Дашков, сооснователь компании «СДС-Фудс», участник Venture Club.
  • Сергей Солонин, сооснователь Qiwi, глава Ассоциации "ФинТех", идеолог проекта vmeste1000.
  • Гор Нахапетян, предприниматель и филантроп, соучредитель сервиса «Профилум» и благотворительного фонда «Друзья».
  • Рубен Варданян, инвестбанкир и филантроп.
  • Сообщество бизнес-ангелов AngeLlist – мировой сервис для поиска стартапов и инвестиций. Есть возможность соинвестирования в проекты, размещения вакансий и резюме.

Еще по теме: Как провести хороший питчинг социального стартапа

6. Фонды. 

7. Международные акселераторы и базы стартапов.

  • Российские филиалы акселераторов международных компаний по теме филтека: компания Baer, SUPImpact Hub (сообщество социальных предпринимателей).
  • Крупная российская база стартапов Askcap, с которой работают венчурные фонды, инкубаторы, акселераторы и технопарки.

"Если вы заявляетесь на международный акселератор, вам необходимо оформлять свои проекты на английском языке, обязательно иметь сайт на английском языке и позаботиться о том, чтобы о вас было несколько статей, хотя бы постов в социальных сетях на английском языке. Чтобы в международных акселераторах вас поняли и услышали", – советует Анна Шолина.

8. Бизнес-завтраки. По мнению Романа Ульянова, бизнес-завтраки отлично подходят для нетворкинга и решения прикладных задач, но инвестиции там искать не стоит.

Еще по теме: Есть социальный стартап, хочу найти инвестиции: как действовать?

Советы Анны Шолиной

1. Рассказывайте о своем проекте всем своим друзьям и знакомым, обозначайте, что вы ищете инвестиции или ресурсы, или партнеров.

2. Оформите презентацию своего проекта на русском и английском языках. Обозначьте там основную проблему, которую решаете, ценности, которые предлагаете, то, что у вас есть и что вы ищете.

3. Заведите страницу своего проекта в Facebook и публикуйте все успехи, даже самые маленькие, – это сделает ваш проект более привлекательным для инвесторов.

4. Заводите знакомства в вашей отрасли и в онлайне, и в офлайне. Ходите по мероприятиям и знакомьтесь.

5. Пишите свою историю на русском и английском: больше публикаций – больше вероятности, что о вас узнают, что вы найдете союзников и, в конце концов, инвестиции.