Импакт-инвестирование: что такое концепция smart мoney

Smart money - это концепция, при которой стартаперу нужны не только, и не столько деньги, сколько компетенции, репутация и контакты инвестора. Фото с акселератора Philtech. Автор: Мария Колодина для Рыбаков фонда
Smart money - это концепция, при которой стартаперу нужны не только, и не столько деньги, сколько компетенции, репутация и контакты инвестора. Фото с акселератора Philtech. Автор: Мария Колодина для Рыбаков фонда

Для автора социального стартапа порой важнее получить нужный контакт, рекомендацию или совет опытного специалиста, чем просто финансирование. Замредактора Теплицы Наталья Баранова поговорила с экспертами о концепции smart money и выяснила, почему деньги не главное.

Smart money – это концепция, при которой стартаперу нужны не только и не столько деньги, сколько компетенции, репутация и контакты инвестора.

По словам замдиректора центра содействия инновациям в обществе «СОЛь» Андрея Андрусова, иногда приходят предприниматели, которым деньги вовсе не нужны, но они готовы продать часть компании инвестору, чтобы получить smart money.

"Это связано с тем, что проект, который стал частью нашего портфеля, получает нашу отраслевую экспертизу (знание большого количества игроков, бизнес-моделей и трендов), более тесное и доверительное взаимодействие с десятком других проектов в нашем портфеле и, более широко, – в портфеле венчурного инвестора Сергея Солонина, выходы на широкий круг контактов в образовании и бизнесе", – объясняет специалист.

Еще по теме: Импакт-инвестирование: как оценить стоимость социального стартапа

Что входит в smart money:

  • полезные контакты: база менторов, специалистов разных профилей, экспертов из разных сфер, курирующих проекты;
  • экспертиза рынка и помощь с аналитикой;
  • закрытие некоторых внутренних функций стартапа за счет компетенций сотрудников инвестора, например, пиар проекта;
  • выход на компании партнеры инвестора.

По мнению инвестиционного директора семейного офиса Игоря Рыбакова Романа Ульянова, социальный стартапер должен ответить на вопрос: какую ценность он приобретет, если начнет сотрудничать именно с этим инвестором.

"Я уверен, что сильному проекту деньги нужны далеко не в первую очередь". Роман Ульянов

"Собирайте информацию об инвесторе у других портфельных компаний, в открытых источниках, чтобы иметь более сильную переговорную позицию и выбирать конкретного инвестора. Прогнозируйте, будет ли вам комфортно с этим человеком, подходит ли он вам по типу мышления, по энергии? Какие у него есть компетенции и ресурсы? Все эти ценности нужно обсуждать до заключения сделки", – советует Роман Ульянов.

Что говорят стартапы про smart money

Основатель проекта "КиберЛенинка" Дмитрий Семячкин (в проект инвестировал Игорь Рыбаков) утверждает, что благодаря менторству Рыбакова удалось получить совершенно новый опыт.

"Деньги от частного инвестора, в нашем случае – от яркого представителя крупного бизнеса, – это история не только и не столько про деньги. Мы вышли на следующий уровень самих себя через новый опыт, людей, эмоции, коммуникации и множество возможностей, о существовании которых раньше даже не предполагали", – рассказывает о плюсах менторства Семячкин.

"Часто бывает так, что основатели (особенно социального стартапа) замкнуты на проекте. Когда к ним присоединяется партнер, не являющийся носителем идеи и хорошо дополняющий команду, происходят фантастические изменения. У нас это произошло: мы стали более широко смотреть на то, что делаем, и ставить гораздо большие цели". Дмитрий Семячкин, основатель "КиберЛенинки".

По опыту Дмитрия Семячкина, важно, чтобы внутри команды инвестора был человек – драйвер сделки, который будет «болеть» за стартап. "У нас таким драйвером стала вице-президент по социальному направлению «Рыбаков Фонда» Алена Светушкова. У нее с самого начала нашего общения был огромный интерес к проекту и сильная вовлеченность. Уверен, что наши предыдущие походы по фондам, в том числе государственным, не были успешными во многом потому, что такого человека не находилось и интерес был поверхностным", – делится наблюдениями Семячкин.

Еще по теме: Где найти инвестора для социального стартапа

Также успех сильно зависит от самого инвестора и его команды. По мнению Дмитрия Семячкина, важны две вещи – совпадение по ценностям и личность инвестора.

"Выбирая инвестора, вы выбираете себе партнера для того, чтобы предпринимать и менять мир к лучшему. А хороший партнер – это тот, кто сильнее тебя, к кому есть уважение и сильная мотивация тянуться. Про наш кейс могу сказать, что команда "Рыбаков Фонда" напрямую не участвует в "КиберЛенинке" (мы полностью самостоятельны в своих решениях), но при этом они оказывают помощь, важность которой сложно переоценить", – советует Дмитрий Семячкин.