Со всей ответственностью: примеры социального дизайна

Со всей ответственностью: примеры социального дизайна
На фото: башни по очистке воздуха от смога, это датский проект Smog Free Project . Изображение: скриншот с сайта www.studioroosegaarde.net

Социально ответственный дизайн тесно связывают с именем американского проектировщика Виктора Попанека – автора культовой книги «Дизайн реального мира».

Этот тип дизайна во многом результат переосмысления дизайнерами их роли в обществе. Он вырос из стремления создавать не легко продаваемый товар, а нужные людям вещи с оглядкой на то, какое влияние финальный продукт оказывает на потребителя, общество и планету.

В части фокуса на особенностях пользователей социально ответственный дизайн может тесно переплетаться с человекоориентированным проектированием и инклюзивным дизайном, так как все эти подходы стремятся учитывать потребности как можно более обширных категорий людей и их ограничения.

Но социально ответственные дизайнеры мыслят намного шире и куда более амбициозны. Они не ограничиваются задачами по улучшению опыта пользователя и отличаются более холистичным подходом. Через свою работу они стремятся достичь позитивных перемен в обществе и в целом на планете: будь то снижение потребления или давления на окружающую среду, создание экономических возможностей и улучшение условий жизни для уязвимых групп.

Еще по теме: Что такое социально ориентированный дизайн?

Такое разнообразие задач вынуждает социально ответственных дизайнеров проявлять исключительную изобретательность, что позволяет этому типу дизайна претендовать на звание одного из самых креативных. Здесь представлена лишь крохотная часть тех экстраординарных идей, которыми бурлит мир социально ответственного дизайна по всей земле.

Ньюсмейкеры

Всемирно известный стартап Ocean Cleanup – один из ярчайших примеров социально ответственного дизайна. В этом году компания, ставящая перед собой задачу ни много ни мало – очистить от пластика весь Мировой океан, официально запустила первую плавучую систему радиусом около двух километров, которая, используя действие ветра, морских течений и волн, позволяет собирать плавающий в воде мусор. Ocean Cleanup заявляет, что 60 таких систем способны очистить 50 процентов океана.

Desolenator – еще один лидер индустрии социально ответственного дизайна, чья деятельность направлена на обеспечение доступа к чистой питьевой воде. Очиститель Desolenator работает на солнечной энергии и способен, как заявляет производитель, удалять как соль, так и тяжелые металлы, а также другие загрязнители.

Paperfuge – очень бюджетный вариант применяемой в медицинских лабораториях центрифуги. Журнал Wired предсказывал, что это изобретение может произвести революцию в здравоохранении.

Paperfuge может делать тысячи оборотов в минуту и выполнять необходимые для центрифуги функции, но при этом состоит из лески и бумаги, не нуждается в электричестве и стоит 20 центов. Ее создателя Ману Прокаша вдохновила игрушка.

Столяры

EcoFábrica Criativa Santos – проект, запущенный в бразильском городе Сантус при поддержке городских властей и местного клуба дизайнеров. Перед ним, как и диктует социально ответственный дизайн, стоит сразу несколько масштабных задач: переработка (в данном случае – древесины), создание возможностей заработка для социально незащищенных групп людей, экологическое образование и снижение объемов мусора.

30 дизайнеров и архитекторов, сотрудничающих с проектом, разрабатывают дизайн древесных изделий, которые затем создаются его студентами, обучающимися столярному делу. Каждый семестр проект выпускает 20 человек, овладевших новой профессией, и перерабатывает три тонны древесного вторсырья.

Cucula – немецкая компания «беженцев и для беженцев». Реализуемые ею дизайнерские продукты – плоды совместных усилий европейских дизайнеров, художников и беженцев, которые вместе трудятся в большом ателье в Берлине.

Еще по теме: Социально ориентированный дизайн в продуктах виртуальной и дополненной реальности

Эта история началась еще в 1974 году, когда итальянский дизайнер Энцо Мари опубликовал 14 «сделай-сам» проектов по созданию мебели. Почти сорок лет спустя, в 2013 году, немецкий дизайнер Себастьен Дешле познакомился с пятью выходцами из Западной Африки и запустил для них тренинги столярного мастерства с использованием разработок Энцо Мари.

Эти встречи переросли в самофинансируемый социальный проект, а Энцо Мари безвозмездно предоставил команде право производить и продавать мебель на основе его разработок. Стартовый капитал компании в размере 120 тысяч евро был собран в результате краудфандинга, сейчас она полностью автономна.

Еще одна мебельная компания – голландская Vepa – специализируется на создании продукции исключительно из вторсырья. Ее стулья Felt – обладатели награды Green Product Award 2018 – произведены из пластиковых бутылок. 60 бутылок = один стул.

Vepa заявляет, что стремится к стопроцентно безотходному производству. Так, остатки ткани, используемой для перетяжки мебели, прессуются и используются для звукоизоляции стен. Перерабатывает Vepa и стальную стружку, она также собирается, обрабатывается и превращается в металлоблоки.

Любопытные гаджеты

Simprints – некоммерческий стартап студентов Кембриджского университета, а его основной продукт – гаджет для считывания отпечатков пальцев. Как пишут авторы проекта, в сегодняшнем мире полтора миллиарда человек – в основном обитатели трущоб – не имеют никаких документов и формальной идентификации. Это обстоятельство серьезно ограничивает их возможности для получения экономической помощи и доступ к услугам здравоохранения.

Как утверждает команда Simprints, их аппараты для считывания биометрических данных на 228 процентов точнее существующих коммерческих эквивалентов и в четыре раза дешевле. Более того, алгоритмы учитывают повреждения, которые могут быть на пальцах людей, занимающихся тяжелым трудом, в том числе шрамы и мозоли. Гаджеты Simprints призваны содействовать организациям, занимающимся предоставлением жизненно важных услуг, в идентификации получателей помощи.

Smog Free Project – датский проект. Его основные продукты – башни по очистке воздуха от смога, кольца и велосипеды. Все эти дизайнерские с виду мало соотносящиеся друг с другом вещи на самом деле тесно связаны между собой.

Свои Smog Free Towers их создатель Даан Рузгард называет «пылесосами воздуха», и делают они именно это: с помощью запатентованной технологии ионизации отчищают воздух от смога. Семиметровые башни пропускают до 30 тысяч кубометров воздуха в час и предназначены для мест скопления людей, например, парков.

Кольца Smog Free – ювелирные изделия, выполненные с применением частиц смога, собранного башнями в Пекине и Роттердаме. Доход от продажи украшений инвестируется в создание новых технологических решений по борьбе с загазованностью, например, велосипедов Smog Free, способных при движении всасывать грязный воздух и очищать его.

Berlin Boombox – «самые экологически устойчивые переносные колонки в мире» – выполнены из переработанного картона и родились благодаря энтузиастам на Kickstarter’е. По словам их создателя Александра Пфендера, его разработка не только гарантирует звук высшего качества, совместима со смартфонами и другими Bluetooth-девайсами, но содержит минимум электронных и пластиковых элементов.

Все производство местное и базируется в Берлине, а сами колонки представляют собой «сделай-сам» модульные наборы, поэтому они занимают мало места при доставке, легко собираются, а в случае поломки производитель может выслать любую запчасть, продлевая жизнь «картонного бумбокса». Кроме того, картон, из которого он произведен, можно переработать вновь.

Комплексные решения

Консалтинговая и дизайнерская компания Ecosistema Urbano специализируется на решениях, сочетающих элементы урбанизма, архитектуры, инженерного проектирования и социологии. Ее основатели – авторы многих известных проектов в Европе, в частности павильона Eco-Boulevard в Мадриде площадью 500 на 50 метров.

Павильон Eco-Boulevard в Мадриде. Изображение с сайта: ecosistemaurbano.com
Павильон Eco-Boulevard в Мадриде. Изображение с сайта: ecosistemaurbano.com

Его целью было оживить промышленный и неудачно спроектированный район и приблизить жителей к природе путем создания общественного пространства, кондиционирование которого осуществляется путем снижения температуры воздуха через эвапотранспирацию. При возведении павильона использовались в основном переработанные строительные материалы, а его создание профинансировал Евросоюз.

Другая испанская фирма, Basurama, объединяет дизайнеров, создающих из вторсырья – дерева, шин, пластика – игровые площадки, элементы декора и другие дизайнерские решения.

Binners – удивительный проект, имеющий как экологическую, так и социальную составляющую. Он поддерживает людей, собирающих бутылки, жестяные банки и другие вещи, годные для переработки, и ставит целью разрушить сопровождающую их стигму, а также вывести на новый уровень сортировку мусора.

«Эти люди позитивно влияют на окружающую среду. Благодаря им огромное количество объектов не заканчивает свою жизнь в помойной яме», – заявляют создатели проекта. Через него компании и организации могут привлечь команды сортировщиков для разбора мусора и тем самым как помочь экономической интеграции этих людей, так и внести свою лепту в улучшение переработки сырья.

Программа Design for Extreme Affordability Стэнфордского университета учит дизайнеров социальной ответственности. В рамках курса студенты предлагают свои решения проблем, существующих в развивающихся странах.

Среди разработанных и уже переданных партнерам проектов значатся сотни идей: от дешевого напольного покрытия для хижин в Руанде, которое позволяет снизить уровень распространения кишечных инфекций в доме на 78 процентов, до девайсов для утепления юрт в промерзающем зимой монгольском Улан-Баторе, где значительная часть социально уязвимого населения обитает в традиционных жилищах.