Тренды социально ориентированного дизайна

В целом, по мнению Алексея Полеухина, социально ориентированный дизайн должен отвечать глобальным трендам в области устойчивого развития. На инфографике изображены 17 целей в области устойчивого развития. Изображение с сайта www.un.org
По мнению Алексея Полеухина, социально ориентированный дизайн должен отвечать глобальным трендам в области устойчивого развития. На инфографике изображены 17 целей в области устойчивого развития. Изображение с сайта www.un.org

Социально ориентированный дизайн должен отвечать глобальным трендам в области устойчивого развития. В этом уверен арт-директор, преподаватель, сооснователь студии визуальных коммуникаций «Гонзо-дизайн» Алексей Полеухин. Специалист рассказал и.о. редактора Теплицы Наталье Барановой о том, на какие проблемы стоит обращать внимание и почему.

Алексею Полеухину ближе всего определение социального дизайна воздействия (social impact design), когда речь идет про степень воздействия с помощью дизайна на общество. "Те проекты и продукты, какие ты разрабатываешь как дизайнер, оказывают положительное влияние, например, на вопросы гендера, проблемы межкультурного разнообразия, особенных людей, разрыва поколений, – объясняет Алексей Полеухин. – То есть важна конечная цель, а то, что разным категориям пользователей будет удобно пользоваться продуктом, это само собой".

По словам дизайнера, главный тренд, который существует последние 10-15 лет, в том, что произошла смена парадигм. А именно постепенный переход от машинного серийного производства, которое определялось исключительно коммерческими интересами, к тому, что во главе должна стоять социальная миссия.

"Сейчас западным компаниям неловко признаться, что их главный интерес – это интерес акционеров. Публично об этом говорить не будут, а будут только о том, что важно для общества (страны, региона, социальной группы). В России сдвиг в этом направлении начался, конечно, значительно позже, чем в Европе и Северной Америке", – делится наблюдениями Алексей.

Проблема, по мнению Алексея Полеухина, в том, что российские компании часто перенимают лишь внешние признаки и атрибуты политики корпоративной социальной ответственности (КСО).

"Сейчас это выглядит примерно так:"Давайте поставим скамейки или посадим деревья, съездим в детский дом, привезем им игрушки и шарики, – приводит в пример специалист. – Это, в любом случае, мило и лучше, чем ничего, но здесь отсутствует система и логика как на уровне целеполагания в целом, так и на уровне непосредственной реализации конкретных программ КСО. И главная проблема здесь – это прежде всего отсутствие понимания с точки зрения social impact. Если рассматривать проектирование как процесс, то здесь должна быть взаимосвязь между деятельностью компании, ее миссией и социальными процессами в обществе".

Еще по теме: Социально ориентированный дизайн для людей с ограничениями по зрению

Дизайн может выступать одним из инструментов для решения подобной проблемы. По убеждению специалиста, каждый проект должен начинаться с определения потенциала его социальной значимости. А в целом социально ориентированный дизайн должен отвечать глобальным трендам в области устойчивого развития.

В 2015 году 193 страны определили 17 целей в области устойчивого развития (англ. Sustainable Development Goals), достижение которых способно в комплексе гарантировать устойчивое развитие: экономическое, социальное и экологическое. Эти цели планируется достичь до 2030 года. Именно они могут служить основными трендами в социально ориентированном дизайне.

Цели в области устойчивого развития

1. Повсеместная ликвидация нищеты во всех ее формах.

2. Ликвидация голода, обеспечение продовольственной безопасности и улучшение питания и содействие устойчивому развитию сельского хозяйства.

3. Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте.

4. Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех.

5. Обеспечение гендерного равенства и расширение прав и возможностей всех женщин и девочек.

Еще по теме: Социально ориентированный дизайн в продуктах виртуальной и дополненной реальности

6. Обеспечение наличия и рациональное использование водных ресурсов и санитарии для всех.

7. Обеспечение доступа к недорогим, надежным, устойчивым современным источникам энергии для всех.

8. Содействие неуклонному, всеохватному и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работе для всех.

9. Создание прочной инфраструктуры, содействие обеспечению всеохватной и устойчивой индустриализации и внедрению инноваций.

10. Снижение уровня неравенства внутри стран и между ними.

11. Обеспечение открытости, безопасности, жизнестойкости и устойчивости городов и населенных пунктов.

12. Обеспечение рациональных моделей потребления и производства.

13. Принятие срочных мер по борьбе с изменением климата и его последствиями.

14. Сохранение и рациональное использование океанов, морей и морских ресурсов в интересах устойчивого развития.

15. Защита, восстановление экосистем суши и содействие их рациональному использованию, рациональное управление лесами, борьба с опустыниванием, прекращение и обращение вспять процесса деградации земель и прекращение процесса утраты биологического разнообразия.

16. Содействие построению миролюбивых и открытых обществ в интересах устойчивого развития, обеспечение доступа к правосудию для всех и создание эффективных, подотчетных и основанных на широком участии учреждений на всех уровнях.

17. Укрепление средств достижения устойчивого развития и активизация работы механизмов глобального партнерства в интересах устойчивого развития.

Подробнее о каждой цели можно прочитать на специальном сайте. О примерах социально ориентированного дизайна, отвечающих этим целям, Теплица уже рассказывала в этом материале.

У студии "Гонзо-дизайн" есть несколько проектов, отвечающих на актуальные проблемы, обсуждаемых в обществе.

1. Generations StoriesМеждународный мультимедийный проект, который помогает внукам и их дедушкам и бабушкам с помощью семейного фото-архива начать разговор по душам, формируя тем самым пространство сердечности, сокращая разрыв между поколениями и ломая возрастные и культурные стереотипы.

Главная страница проекта Generations Stories. Изображение: скриншот с сайта generationstories.online
Главная страница проекта Generations Stories. Изображение: скриншот с сайта generationstories.online

2. Словарь без правил. "Это самый настоящий словарь, только слова в нем необычные: они не существуют в русском языке. Это слова, придуманные детьми в живом повседневном течении их жизни. Мы сделали этот проект, чтобы создать свободное от ограничений пространство фантазии и творческого мышления", - рассказал Алексей Полеухин.

Еще по теме: 7 правил эффективного социального проектирования

3. «Глубоко внутри»Проект рассказывает о жизни подопечных благотворительной организации «Перспективы» — людях с тяжелыми множественными нарушениями развития, которые живут в психоневрологическом интернате.Проект был представлен в виде сайта, книги и мультимедийной инсталляции в крупных торговых центрах Санкт-Петербурга.

Цель проекта по словам авторов, сделать видимыми мир и людей, находящихся за стенами закрытых учреждений таких как психоневрологический интернат для широкой аудитории. Тем самым, повысить уровень осознанности, культуры восприятия этой темы, привлечь к ней внимание и потенциальную поддержку. Подробнее о том, как создавался проект, можно прочитать по ссылке.

4. «В холоде». Документальная история о 24 семьях трудовых мигрантов в России и в их родной стране — Таджикистане. Проект разрушает привычные стереотипы о мигрантах, рассказывая об их жизни через жизнь их семей. Подробнее о том, как создавался проект, можно прочитать по ссылке.

В заключение специалист отметил, что зачастую нельзя решить проблему, находясь в стереотипных рамках отдельных профессий — необходим кросс дисциплинарный подход. “Использовать стоит только те инструменты, которые наиболее эффективны для конкретной задачи. Мы не проектируем сайты или плакаты только потому что можем. Если мы понимаем, что лучше всего будет провести публичную дискуссию или создать инсталляцию, то мы делаем именно так. А если дизайнер исполняет запрос от НКО и не анализирует на входе потенциальную эффективность реализации этого запроса, то он просто делает дизайн, а не решает проблему”, — подытожил Алексей Полеухин.

Студия "Гонзо-дизайн" — участник программы "Пасека".