Импакт-инвестирование: как сделать идеальный отчет для инвестора

Управляющий партнер SmartHub Ольга Дорофеева рассказала Теплице из чего должен состоять отчет. Фото с интенсива акселератора социальных технологических стартапов Philtech. Автор фото: Слава Замыслов для Рыбаков фонда.
Управляющий партнер SmartHub Ольга Дорофеева рассказала Теплице из чего должен состоять отчет. Фото с интенсива акселератора социальных технологических стартапов Philtech. Автор фото: Слава Замыслов для Рыбаков фонда.

В отчете перед инвестором расскажите истории успеха и как изменилась ваша прибыль за месяц. А главное – не бойтесь просить обратную связь, рассказывать о проблемах и просить совета у инвестора. Такие советы дала управляющий партнер SmartHub Ольга Дорофеева. Специалист рассказала главному редактору Теплицы Наталье Барановой, из чего должен состоять отчет.

Как делать отчет

В отчете перед инвестором необходимо рассказать, как развивается ваш проект. Команда делает отчет после завершения раунда финансирования. Как правило, его нужно предоставлять раз в месяц или раз в квартал. Но этот момент стоит обсудить с инвестором.

«Если даже инвестор не требует с вас отчет, все равно делайте его. Приучайте себя к этой культуре». Ольга Дорофеева

По словам Ольги Дорофеевой, у некоторых инвесторов есть своя форма для отчета, и тогда стоит пользоваться ею. Если же такой формы нет, команда стартапа сама ее определяет.

Из чего состоит отчет

  • Что у вас получилось: ключевые события.
  • Финансовые метрики. Укажите, как за месяц изменились прибыль и регулярный доход, количество продаж и остаток средств.
  • Успешный опыт работы с клиентами.
  • KPI: показатели, которые отражают показатели продукта на рынке, привлечение и вовлеченность новых пользователей. Например, расскажите о продлении подписок или виральности.

«Найдите баланс метрик, чтобы можно было понять о качестве бизнеса. Отчет не должен быть слишком большим, многостраничные презентации ни к чему», – советует Ольга Дорофеева. Также важно, чтобы у метрик была преемственность, а именно – постоянство данных. Если вы отчитываетесь по определенной группе метрик, обновляйте их каждый месяц и не в разных документах, а в одном.

Еще по теме: Импакт-инвестирование: процедуры, которые проходят во время переговоров с инвестором

Правило хорошего тона: не просто описать в отчете, что было сделано, но и сравнить с тем, что планировалось сделать, и проанализировать результат.

По опыту специалиста, сначала инвестор получает отчет, внимательно его изучает, а затем задает детальные вопросы.

«На ранней стадии стартапа есть много текстовых отчетов, в которых команда объясняет, как работала с гипотезой. Но чем старше стартап, тем больше появляется формальных метрик», – отметила Ольга Дорофеева.

Как получать обратную связь

В конце отчета команда может указать несколько просьб к инвестору. Это отличный способ получить от него обратную связь.

«В умном стартапе обязательно пишут о своих потребностях, например, познакомиться с кем-то, узнать дополнительную информацию», – говорит Ольга Дорофеева.

Вы можете рассказать о проблеме и спросить видение инвестора в управлении. Если вы будете открыто обо всем рассказывать, обратную связь с инвестором удастся установить куда быстрее.

5 советов

1. Соблюдайте отчетность. Делайте ее с самого начала проекта и вовремя. Регулярная подготовка отчетов – это хорошая дисциплина и показатель взрослости команды.

2. Берите в отчет только самое важное. Найдите золотой баланс между большим количеством информации и тем, что действительно будет необходимо знать инвестору.

3. Сами пользуйтесь отчетами. Отчеты – это ориентир не только для инвестора, но и для управленцев в команде.

4. Сопоставляйте данные с прошлым отчетным периодом. Если показатели не сходятся и цель не выполнена, объясните, почему это произошло.

5. Не бойтесь спрашивать у инвестора то, что вам сейчас нужно.