Стратегическая сессия для НКО: зачем нужна и как провести самим

Если вы будете регулярно проводить такие события, то избежите кризисов и выгорания.

Стратегические сессии пришли в некоммерческий сектор из бизнеса. Если вы будете регулярно проводить такие события, то избежите кризисов и выгорания. При этом даже небольшая НКО может организовать стратегическую сессию своими силами. О том, как это сделать грамотно и легко, журналисту Теплицы Екатерине Ульяновой рассказал креативный директор Young Group.Social Алексей Газарян.

Задайте себе вопросы

Стратегическая сессия – это групповая встреча, на которой организация принимает значимые решения и обсуждает дальнейшую работу. Планирование начинается в тот момент, когда команда сталкивается с новыми вызовами. Долгое время НКО может просто решать текущие вопросы, обеспечивая помощью определенное количество благополучателей. Если перед организацией встают новые задачи, она задумывается о будущем.

Важно сразу ответить самим себе на основные вопросы.

  • Кем бы вы хотели стать?
  • Чем бы вы хотели заниматься?  
  • Насколько вас удовлетворяет ситуация, в которой вы сейчас находитесь?
  • Кому бы вы хотели помогать?
  • Хотели бы вы увеличить или уменьшить количество благополучателей?
  • Хотели бы мы оказывать системное влияние, например, на законы?

Ответы на них станут первыми штрихами вашей стратегии, даже если горизонт планирования будет минимальным. Задавая себе подобные вопросы, вы учитесь мыслить наперед, а не только решать проблемы по мере их поступления. Помните, что умение составлять стратегии отправляет вас в будущее.

Определите ценности

Следующий шаг – определение системы ценностей. Для этого необходимо обозначить, что для вас наиболее важно в текущей работе, что бы вы хотели не потерять, а, наоборот, укрепить в будущем. Одни организации особенно ценят свою независимость, другие, напротив, хотели бы плотно сотрудничать с государством.

«Будущее нас пугает своей неопределенностью. Поэтому нам хотелось бы идти туда, понимая, что мы не потеряем важные вещи. Мы хотим остаться в контакте с тем, что согревает нашу жизнь и наше дело». Алексей Газарян.

Поэтому ценности – это основной вопрос, ответ на который позволяет нам определить, что бы вы хотели увидеть в будущей деятельности. Разобравшись с этим моментом, вы найдете изначальные точки опоры для построения стратегии.

Подумайте о прошлом

Для планирования будущего стоит оценить прошлое. Необходимо посмотреть на этапы, которые вы прожили, и спросить себя, что вам удавалось, а что нет. Вспомните, какие были препятствия и как вы их преодолевали. Ваш прошлый опыт – это тоже источник знаний.

Важно понимать, какие уроки преподнес прошлый путь. Спрашивайте себя, чему вы научились. Не забывайте о положительном подкреплении и обращайте внимание на то, за что могли бы себя похвалить, что можете считать своими достижениями.

Еще по теме: 5 советов из книги Дмитрия Дикмана для руководителей некоммерческих организаций

Ответы на эти вопросы также помогают составить представление о своих ценностях как организации и команды. Это создает стартовую платформу для понимания того, что бы вы хотели делать дальше.

Обратитесь к исследованиям

На стратсессии вы продумываете шаги для социальных изменений в будущем. Поэтому некоммерческая организация должна быть открыта к тому, чтобы узнать, как живут ее благополучатели и за что они переживают.

«Мы строим планы на основе картинки в собственной голове. Хотя на самом деле миссия общественных организаций – заботиться о благе людей, которым они помогают, и понимать их видение своей работы». Алексей Газарян.

Проведите исследование и узнайте, что сами благополучатели думают о том, какой ваша организация может быть через несколько лет, какие должны произойти изменения в системе помощи. Опросы, интервью, фокус группы, практики эмпатии и изучения пользовательского опыта позволяют найти ниши, о которых вы сами могли и не думать. В исследованиях также будут скрыты подсказки для построения стратегии.

Изучите мир будущего

Сейчас организации предпочитают строить среднесрочные стратегии на 3-5 лет вперед. От долгосрочного планирования на 10 лет отказываются, потому что изменения происходят очень быстро. Но какие-то факты про будущее известны уже сейчас. Например, текущие политические, экономические и социальные тренды. Они могут дать ответы на стратегические вопросы.

«При работе над стратегией важно посмотреть в будущее и подумать, что делать с распространением автоматизации. Или с тем, что крупные города становятся центрами жизни, а деревни погибают. Посмотрите, как меняется демографическая ситуация. Эти факторы могут повлиять на вашу работу». Алексей Газарян.

Обращаясь к общим тенденциям, вы получаете вводные для будущего своей организации. Теперь у вас есть наши ценности и навыки, вы узнали мнение людей и представили будущее. В этой точке уже открываются потенциальные варианты стратегии.

Подумайте о ресурсах

У стратегического планирования для НКО есть и своя специфика. Фонды должны учитывать интересы не только благополучателей, но и доноров. Организация попадает в своего рода «вилку». Вы определяете свою социальную миссию, решаете, как можете сделать жизнь людей лучше. И продумываете дальнейшие шаги, исходя из этих планов.

В этот момент важно помнить, что любая хорошая стратегия заканчивается пониманием того, как вы дойдете к созданному на бумаге будущему. Подумайте, хватит ли у вас ресурсов для осуществления задуманного. Вы можете нарисовать идеалистическую картину, но не забудьте спроецировать ее на реальность. Самые лучшие социальные стратегии остаются нереализованными, если на них нет средств.

В этот момент важно обратиться к вашим донорам. Это люди, которые жертвуют вам свое время и деньги. И у них тоже есть взгляд на дальнейшее развитие организации. При разработке стратегии вы можете по-разному расставить акценты. Но ожидания доноров обязательно стоит учитывать.

Определите фасилитатора

Провести стратегическую сессию без привлечения бизнес-тренера возможно, если сотрудники будут честно задавать друг другу вопросы. И с этим могут возникнуть трудности. Если сессию ведет руководитель, у которого в организации большая власть, сотрудникам будет трудно высказываться открыто о будущем НКО. Стороннему человеку проще давать голос разным людям.

«Хорошая стратегия – это та стратегия, которую принимает каждый участник команды. Когда в ней отражены его взгляды и планы, она представляет собой ценность», – уверен Алексей Газарян.

Поэтому стоит подумать о привлечении фасилитатора. Он также посоветует упражнения и задаст шаблоны, инициирующие осмысление рабочих процессов. Тем более можно найти специалиста, который согласится сотрудничать pro bono.

Если стратегическая сессия все-таки будет проходить без стороннего фасилитатора, то важно избавиться от иерархического давления. Постарайтесь также как следует подготовиться и изучить материалы и техники, которые позволяют грамотно задавать вопросы. И помните, стратегия – это план победы. Тот путь, который мы хотим пройти, чтобы достичь результата.