Как делиться знаниями с коллегами и не бояться вырастить конкурентов

Как делиться знаниями с сотрудниками. Иллюстрация: Vectors graphics designed by Freepik (CC0).
Как делиться знаниями с сотрудниками. Иллюстрация: Vectors graphics designed by Freepik (CC0).

Задача руководителя – делать сотрудников героями, уверена Екатерина Иртикеева, экс-генеральный директор «Дирекции города-организатора Самары по подготовке и проведению в 2018 году чемпионата мира по футболу», член ассоциации «Профессиональное сообщество директоров «Директориум». Она рассказала журналисту Теплицы Екатерине Ульяновой, как правильно передавать знания внутри коллектива.

Вдохновляйте сотрудников

Постоянное развитие должно быть одной из корпоративных ценностей, пропитывать культуру компании. Добиться этого можно, прежде всего, собственным примером. Руководитель должен сам учиться и с удовольствием делиться информацией о том, что узнал, прочитал, услышал. Важно не просто получить новый навык, но и принести его в команду.

Екатерина Иртикеева советует поощрять и вдохновлять сотрудников. Фото Артёма Арсентьева.

«Я увлекаюсь спиральной динамикой и вертикальным развитием лидеров (теория развития человека, изложенная в книге «Спиральная динамика» Доном Беком и Крисом Кованом. – Прим. ред.). И много рассказываю своим коллегам об этом. В какой-то момент я услышала, что сотрудники стали употреблять специфические термины из данной области. Мне было приятно, что они меня услышали. И в компании появилось знание, которое объединяло только нас, практически общий секрет». Екатерина Иртикеева

Проводите чаты про развитие

Поддерживайте внутреннее обучение. Екатерина берет пример с Facebook. По ее словам, компания выяснила, что является лучшей мотивацией для сотрудников. Оказалось, людям важно, чтобы их карьерный путь учитывал личные приоритеты. Настоящий лидер должен представлять, в какую сторону смотрят его коллеги и какие перспективы компания может им предложить.

«В моем опыте было проведение еженедельного «Часа развития», на котором мы обсуждали с сотрудником, что именно ему я могу порекомендовать прочесть, какой карьерный совет дать, какое направление развития внутри компании предложить». Екатерина Иртикеева

Спрашивайте совета друг у друга

Не только руководитель должен делиться опытом. Всем участникам команды необходимо «опылять» друг друга знаниями. «Сейчас наступила такая эпоха, когда мы руководим людьми, которые знают больше нас», – говорит Екатерина Иртикеева. Она напоминает про принцип, которым руководствуется Евгений Касперский, генеральный директор «Лаборатории Касперского», – нанимать лучших и не мешать им работать.

Руководитель должен спрашивать совета у коллег и советоваться с ними, ведь узкие специалисты всегда будут сильнее в своих областях. Но это не значит, что сотрудники смогут управлять всеми процессами. Лидер видит общую картину. Именно руководитель может задать те вопросы, которые заставят сотрудника посмотреть на его работу под новым углом.

Организуйте библиотеку

Один из способов передачи знаний внутри команды – создание библиотеки. Если вас пугают затраты или у вас нет постоянного офиса, можно просто обмениваться с коллегами книгами, которые оказали на вас влияние.

«Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу тебе, кто ты. Не пугайтесь сложностей, на самом деле ваша роль как руководителя на начальном этапе может выражаться только в том, что вы будете делиться в общем чате названиями полезных книг», – говорит Екатерина Иртикеева.

Проводите неформальные встречи

Не надо бояться неформальных встреч с сотрудниками. Они не пошатнут авторитет руководителя, который строится на уважении и признании заслуг. Зато общение без лишних протоколов позволит обсудить то, что волнует или беспокоит людей. А руководителю будет проще дать свои советы и поделиться опытом.

«Важно, чтобы знания передавались в обе стороны. Руководитель должен быть открыт к информации от сотрудников. Для людей этот процесс должен быть прост и безопасен. Единственное, я советую все равно соблюдать дистанцию. Например, обращаться к руководителю только на «вы». Важно оставаться первым среди равных». Екатерина Иртикеева

Потратьте ресурсы

Организации, которым не все равно, с кем работать, тратят ресурсы на поиск, адаптацию, развитие и обучение людей. Руководство должно формировать пул необходимых компетенций у сотрудников, исходя из стратегических задач. Хорошее правило – быть в ответе за тех, кого наняли.

«Например, Michelin (французская компания, производитель шин. – Прим. ред.) нанимает людей не только ради выполнения ими своих функций, но и для раскрытия их потенциала. В трудовой политике компании прописана ее заинтересованность в долгосрочном росте сотрудников», – приводит пример специалист.

Делегируйте

Передача информации напрямую связана с делегированием. Знания, полномочия и ответственность должны передаваться вместе, уверена Екатерина Иртикеева. Помогут в этом процессе онлайн-инструменты.

Рабочие чаты в мессенджерах сделают общение более неформальным. При этом ничего не потеряется. В чате всегда видно, когда и кому дано поручение и как оно звучало. Также руководителю стоит использовать электронный планировщик, который позволяет делиться задачами и заметками с коллегами.

Еще по теме: Почему пора отказаться от бумажного ежедневника

Пропишите инструкции

Помните, что сотрудник имеет право обладать всей полнотой информации для выполнения задачи. Это позволит ему качественно сделать работу. Если руководитель не хочет делиться информацией и предпочитает контролировать даже простые задачи, он должен быть готов, что по каждому вопросу с ним будут советоваться.

Чтобы избежать подобных ситуаций, пропишите алгоритмы под разные типы заданий для всех сотрудников. Важно, чтобы они были живыми и работающими. Ни руководителю, ни его коллегам не нужны формальные бумаги или сухие данные.

Учитесь вместе

Спрашивать не стыдно. Руководитель также может учиться и задавать вопросы. Если вы столкнулись с задачей, которая требует новых знаний, постарайтесь провести командную работу и разобраться в вопросе вместе с коллегами.

Екатерина Иртикеева предлагает разбивать большой объем информации на части, распределять их между сотрудниками и затем вместе обсуждать изученное. Руководитель будет расти вместе с командой, и сотрудники увидят его искренний интерес и желание разобраться в теме.

Не бойтесь делиться знаниями

Не стоит думать, что вы растите себе конкурентов, когда передаете опыт своим сотрудникам. Чтобы расти по карьерной лестнице и становиться лидером, нужны не только знания, но и уникальный опыт, природные способности.

«Руководитель сам должен развиваться так, чтобы у него просто не было конкурентов. И помните, если дать человеку лопату, это не значит, что он правильно вскопает. Любое знание нужно уметь применять в своей работе». Екатерина Иртикеева