Голос, а не текст: как «Благосфера» записывает подкасты

В студии "Благосферы" интервью дает актер, телеведущий и режиссер, обладатель гран-при Международного фестиваля социальной рекламы и коммуникаций LIME 2018 года Олег Голуб, ведущая: PR-менеджер Благосферы София Горовая.
В студии "Благосферы" интервью дает актер, телеведущий и режиссер, обладатель гран-при Международного фестиваля социальной рекламы и коммуникаций LIME 2018 года Олег Голуб, ведущая: PR-менеджер Благосферы София Горовая.

Под­ка­сты «Бла­го­сфе­ры» – это мне­ния экс­пер­тов, репор­та­жи с собы­тий, инструк­ции для эффек­тив­ной рабо­ты и ново­сти неком­мер­че­ско­го сек­то­ра. Центр запу­стил про­ект для НКО в декаб­ре 2018 года. Зачем под­ка­сты нуж­ны сек­то­ру и какие пре­иму­ще­ства есть у тако­го фор­ма­та, рас­ска­за­ла Еле­на Теми­че­ва, дирек­тор по ком­му­ни­ка­ци­ям и стра­те­ги­че­ско­му раз­ви­тию «Бла­го­сфе­ры».

Видео не смотрят, а слушают

За рубе­жом под­ка­сты для НКО уже ста­ли обы­ден­но­стью. Напри­мер, свой про­ект есть у фон­да раз­ви­тия филан­тро­пии Charities Aid Foundation (CAF) в Вели­ко­бри­та­нии или у пор­та­ла Nonprofit Hub. Опы­том ино­стран­ных кол­лег вдох­но­ви­лась коман­да «Бла­го­сфе­ры».

«Мы изу­ча­ли зару­беж­ные про­све­ти­тель­ские про­ек­ты внут­ри неком­мер­че­ско­го сек­то­ра. Ока­за­лось, что фор­мат ауди­о­за­пи­сей там очень раз­вит. Меня пора­зи­ло, что там даже есть рей­тин­ги «Топ-100 луч­ших под­ка­стов для НКО». При этом выпус­ки для неком­мер­че­ско­го сек­то­ра созда­ют как про­фес­си­о­на­лы в сфе­ре медиа, так и сами сотруд­ни­ки орга­ни­за­ций», – гово­рит Еле­на Теми­че­ва

Фор­мат под­ка­стов так­же удо­бен для совре­мен­но­го тем­па жиз­ни. Ауди­о­за­пи­си с полез­ной инфор­ма­ци­ей мож­но слу­шать, не отры­ва­ясь от дру­гих дел: за рулем, во вре­мя про­гул­ки или похо­да в мага­зин. Спе­ци­а­ли­сты «Бла­го­сфе­ры» выяс­ни­ли, что неко­то­рые сотруд­ни­ки НКО из реги­о­нов, кото­рые не могут при­ез­жать в центр на собы­тия, не смот­рят видео­за­пи­си с них, а слу­ша­ют как ауди­о­за­пи­си.

«Мы даже не дума­ли, что наши видео могут так исполь­зо­вать­ся. Люди их про­сто вклю­ча­ют в науш­ни­ках меж­ду делом, им так удоб­ней. После это­го мы реши­ли, что точ­но надо запус­кать под­ка­сты». Еле­на Теми­че­ва

Кратко или нет

Пока про­ект рабо­та­ет в тесто­вом режи­ме. Коман­да «Бла­го­сфе­ры» созда­ла кон­тент-план на осно­ве сво­е­го опы­та и тех запро­сов, кото­рые центр полу­ча­ет через анке­ти­ро­ва­ние НКО. Сей­час есть 12 руб­рик раз­но­го фор­ма­та и хро­но­мет­ра­жа.

Еле­на Теми­че­ва рас­ска­зы­ва­ет, что сотруд­ни­ки рос­сий­ских НКО, с кото­ры­ми «Бла­го­сфе­ра» обсуж­да­ла про­ект, сове­то­ва­ли делать под­ка­сты очень корот­ки­ми. Они наста­и­ва­ли, что каж­дая запись долж­на длить­ся око­ло 4–8 минут. Одна­ко опыт зару­беж­ных кол­лег гово­рит о том, что попу­ляр­но­стью поль­зу­ют­ся под­ка­сты дли­ной от полу­ча­са. А мень­ший хро­но­мет­раж про­сто не поз­во­ля­ет разо­брать­ся в обсуж­да­е­мой теме.

Поэто­му пока «Бла­го­сфе­ра» реши­ла запи­сы­вать как корот­кие, так и длин­ные аудио. «Мы счи­та­ем, что пер­вый год для нас будет проб­ным. Мы будем смот­реть на реак­цию ауди­то­рии, глу­би­ну про­слу­ши­ва­ния, на исполь­зо­ва­ние этих под­ка­стов. Мы будем соби­рать обрат­ную связь и в даль­ней­шем созда­вать новые руб­ри­ки и, воз­мож­но, отка­зы­вать­ся от теку­щих», – объ­яс­ня­ет Еле­на Теми­че­ва.

Разные голоса

«Бла­го­сфе­ра» изу­ча­ла, какие под­ка­сты для НКО уже есть в Рос­сии. Ока­за­лось, что пока пол­но­цен­но­го обра­зо­ва­тель­но­го про­ек­та для неком­мер­че­ско­го сек­то­ра в таком фор­ма­те не суще­ству­ет. Поэто­му коман­да реши­ла сде­лать свои под­ка­сты мак­си­маль­но раз­но­сто­рон­ни­ми по тема­ти­ке.

Еще по теме: «Будет хуже»: труд­но­сти и вызо­вы граж­дан­ско­го сек­то­ра

Напри­мер, спе­ци­а­ли­сты по ком­му­ни­ка­ци­ям делят­ся сво­им опы­том в руб­ри­ке «Как это дела­ет­ся». Авто­ры под­ка­стов в раз­де­ле «Посмот­ри» гото­вят обзо­ры филь­мов, свя­зан­ных с неком­мер­че­ским сек­то­ром. А в руб­ри­ке «Что слу­чи­лось» при­гла­шен­ный экс­перт ком­мен­ти­ру­ет глав­ные ново­сти сек­то­ра за неде­лю – веду­щим пер­во­го выпус­ка стал пред­се­да­тель сове­та бла­го­тво­ри­тель­но­го фон­да «Нуж­на помощь», дирек­тор пор­та­ла «Такие дела» Митя Алеш­ков­ский.

Для уча­стия «Бла­го­сфе­ра» при­гла­ша­ет самых раз­ных спе­ци­а­ли­стов: пред­ста­ви­те­лей биз­нес-сек­то­ра, СМИ, науч­ных экс­пер­тов и прак­ти­ков из НКО. Глав­ное, что­бы они мог­ли поде­лить­ся той инфор­ма­ци­ей, кото­рая помо­жет неком­мер­че­ским орга­ни­за­ци­ям в их рабо­те.

«Мы хотим, что­бы зву­ча­ли раз­ные голо­са. В наших под­ка­стах будут участ­во­вать не толь­ко пред­ста­ви­те­ли сек­то­ра, но и те, кто заин­те­ре­со­ван в его раз­ви­тии». Еле­на Теми­че­ва

Участ­ни­ки коман­ды «Бла­го­сфе­ра» гово­рят, что на дан­ном эта­пе они откры­ты для пред­ло­же­ний и сотруд­ни­че­ства. Сотруд­ник НКО или дру­гой экс­перт может пред­ло­жить свою идею коман­де про­ек­та. Заин­те­ре­со­ва­ны созда­те­ли под­ка­стов и в репор­та­жах со зна­чи­мых собы­тий в сфе­ре НКО. Но важ­но, что­бы инфор­ма­ция с меро­при­я­тия была полез­на слу­ша­те­лям.

Вернуться в контекст

У коман­ды про­ек­та есть и более гло­баль­ные цели. Еле­на Теми­че­ва счи­та­ет, что рос­сий­ским НКО важ­но пони­мать свое стра­те­ги­че­ское раз­ви­тие, срав­ни­вать себя с зару­беж­ны­ми кол­ле­га­ми и обме­ни­вать­ся с ними тех­но­ло­ги­я­ми.

«Исто­ри­че­ски сло­жи­лось, что наш неком­мер­че­ский сек­тор выпал из обще­ми­ро­во­го кон­тек­ста. Это свя­за­но и с ухо­дом зару­беж­ных доно­ров из Рос­сии. И с тем, что НКО нача­ли пере­ори­ен­ти­ро­вать свои про­грам­мы на част­ных доно­ров. Это хоро­шо для раз­ви­тия, но важ­но пони­мать, какое место мы зани­ма­ем в общем паз­ле соци­аль­ных изме­не­ний». Еле­на Теми­че­ва

Для это­го долж­ны появ­лять­ся новые инфор­ма­ци­он­ные источ­ни­ки и спо­со­бы вза­и­мо­дей­ствия, уве­ре­на экс­перт. И под­ка­сты для неком­мер­че­ско­го сек­то­ра могут стать одним из них. Что­бы рос­сий­ские НКО мог­ли пере­ни­мать опыт запад­ных орга­ни­за­ций, «Бла­го­сфе­ра» будет гото­вить обзо­ры зару­беж­ных источ­ни­ков, пишу­щих о неком­мер­че­ской сфе­ре.

Слу­ша­те­ли под­ка­стов так­же узна­ют, что их кол­ле­ги из дру­гих рос­сий­ских орга­ни­за­ций дума­ют о послед­них ново­стях, каса­ю­щих­ся рабо­ты сек­то­ра.