Лучшие онлайн-кампании 2018 года

Онлайн-кампании, которые получили отклик у пользователей в 2018 году. Фото: Shutterstock/Vector Goddess
Онлайн-кампании, которые получили отклик у пользователей в 2018 году. Фото: Shutterstock/Vector Goddess

Собрать миллион правды, жертвовать фондам рубль в день, построить клуб в уральской деревне – с этими и другими призывами обращались к людям в 2018 году некоммерческие организации и активисты. Журналист Теплицы Екатерина Ульянова выбрала онлайн-кампании, которые получили наибольший отклик у пользователей, и узнала, в чем именно с них стоит брать пример.

Клуб в Малом Турыше

Автор проекта Гузель Санжапова сделала ставку на офлайн-мероприятия.

В июле 2018 года завершился уже пятый успешный крауд-проект основательницы медового бренда Coccobello Гузель Санжаповой. Она собирала деньги на строительство клуба для работы и жизни в деревне Малый Турыш, где и находится «штаб-квартира» Coccobello. Но только в этот раз предприниматель отказалась от привычных инструментов крауд-продвижения – социальных сетей и рассылок. Гузель Санжапова сделала ставку на офлайн-мероприятия.

Она купила домен и сделала с него редирект на крауд-кампанию. В конце каждого своего выступления на различных мероприятиях предприниматель предлагала зрителям игру: выводила на экран слайд с доменом турыш.рф, просила перейти по нему и поучаствовать в проекте. Первым пяти спонсорам она обещала приз – крем-мед Coccobello. По словам Гузель Санжаповой, на форуме «Бизнес со смыслом» такая игра с залом принесла в проект около 270 тысяч рублей.

Кампанию также поддержала группа «Чайф», дав благотворительный концерт на месте будущего клуба. Все средства с продажи билетов пошли на строительство здания. Приглашения на концерт были выставлены в качестве лотов крауд-кампании. В деревню, где проживают всего 52 человека, съехались люди буквально со всей страны. А крауд-проект в итоге собрал более полумиллиона рублей (148% от заявленной суммы).

Настольная игра «74»

В апреле 2018 года правозащитное общество «Мемориал» объявило сбор денег на печать настольной игры «74», посвященной советской истории и жизни людей в СССР. Игроки начинают свой путь в 1917 году и завершают в 1991-м. Участники собирают карточки, которые формируют биографию игрового персонажа, а затем и целой семьи. Игра заканчивается, когда кто-то достигает 1991 года. В конце участники рассказывают историю жизни своих персонажей.

На Planeta.ru «Мемориал» собрал более полумиллиона рублей (772% от заявленного) на печать игры. Кстати, в декабре 2018 года также успешно завершился еще один похожий проект – Музей истории ГУЛАГа собирал средства на сборник графических новелл о жертвах репрессий. Вероятно, складывается новая тенденция – с молодым поколением начинают говорить на важные исторические и социальные темы на понятном им языке.

Петиция «Дома с маяком»

В поддержку Екатерины Конновой выступили благотворительные организации, чиновники и СМИ.

В июне 2018 года полиция задержала Екатерину Коннову, маму шестилетнего Арсения, подопечного хосписа «Дом с маяком». Ребенок страдает атрезией, ДЦП и эпилепсией. Судороги мучали его по нескольку раз в день. Чтобы снять приступы у сына, Екатерина Коннова купила в Интернете микроклизмы с диазепамом, приобрести их официально в России нельзя.

Женщина не использовала все клизмы и решила продать остатки лекарства в социальной сети «ВКонтакте». Покупатель оказался сотрудником ОВД Мещанского района, который проводил «проверочную закупку». На Екатерину Коннову завели уголовное дело по статье о производстве и сбыте наркотических средств.

Хоспис «Дом с маяком» запустил петицию в защиту женщины на платформе Change.org. С поддержкой Екатерины Конновой также выступили другие благотворительные организации и чиновники. Петицию подписало более 286 тысяч человек. Дело было официально закрыто. Сотрудники «Дома с маяком» надеются, что эта история приведет к другой победе – изменению законодательства и регистрации на территории России лекарств, которые сейчас родители покупают незаконно.

«Смешарики» и «Фиксики» против лесных пожаров

Популярные персонажи донесут до детей важные ценности.

В декабре 2018 года российское отделение «Гринпис» начало сбор средств на новые серии «Смешариков» и «Фиксиков», которые научат детей правильному отношению к огню. 90% лесных пожаров возникает по вине человека. Представители «Гринпис» уверены, что для решения этой проблемы необходимо изменить сознание людей. А донести правильные ценности проще всего именно детям. Причем делать это надо с помощью игр и мультфильмов, а не нравоучений.

Анимационные студии пошли навстречу «Гринпис» и разрешили бесплатно пользоваться брендами «Смешарики» и «Фиксики». Чтобы создать мультипликационные фильмы, экологическая организация запустила краудфандинговые проекты на своем сайте и на Planeta.ru. В кампании участвует известный артист и музыкант Алексей Кортнев.

Представители «Гринпис» говорят, что фандрайзинговый проект со «Смешариками» и «Фиксиками» на сегодня самый успешный для организации. Сейчас на обоих ресурсах собрано уже более 1,5 миллиона рублей. Сбор продолжается, специальные серии выпустят уже в 2019 году.

Миллион правды

«Лимон правды» стал громкой общественной кампанией.

В сентябре 2017 года ректор Петербургского горного университета Владимир Литвиненко подал иск о защите чести, достоинства и деловой репутации года из-за расследования «Миллиардер с горы», которое провело российское отделение «Трансперенси Интернешнл». Суд встал на сторону антикоррупционной организации, но потребовал выплатить 1 миллион рублей компенсации за другой материал, где Владимир Литвиненко упоминается в списке главных «коррупционных кейсов» 2016 года.

Организация начала сбор средств в октябре 2018 года. «Один миллион стоит наше с вами право говорить правду, поэтому мы так его и прозвали – лимон правды», – написали представители «Трансперенси Интернешнл» в социальных сетях. Призыв оказался успешным, и за месяц необходимая сумма была собрана.

Владимир Литвиненко обещал отдать деньги на благотворительность, но пока не выходит на связь и не забирает свой миллион. Чтобы привлечь внимание ректора СПГУ, организация даже запустила в социальных сетях хештег #заберителимон.

Мультфильмы об эволюции человека

В декабре 2018 года команда проекта Антропогенез.ру начала на Planeta.ru сбор средств на производство мультфильмов для детей про антропогенез. Авторы хотят познакомить детей с научным взглядом на мир на понятном им языке. Поэтому отвечать на серьезные вопросы они решили в ярких мультфильмах, которые будут доступны каждому.

У проекта есть сообщество, об эволюции человека Антропогенез.ру рассказывает уже 8 лет. К тому же в 2017 году команда уже выпустила мультфильм «Эволюция от обезьяны к человеку», который собрал на Youtube больше 3 млн просмотров. Для крауд-кампании команда подобрала интересные вознаграждения и привлекла к работе над проектом ведущих российских ученых. Проект собрал 1,7 миллиона (115% от заявленной суммы).

Еще по теме: Главные ошибки в продвижении краудфандинговых проектов

«Гарри Поттер и методы рационального мышления»

Проект один день был самым успешным в истории российского краудфандинга.

Самая громкая крауд-кампания прошлого года на платформе Planeta.ru – это некоммерческая печать книги Элиезера Юдковского «Гарри Поттер и методы рационального мышления». Проект на один день даже стал самым успешным в истории российского краудфандинга, ему удалось собрать больше 11,4 млн рублей.

«Гарри Поттер и методы рационального мышления» – самый известный фанфик по произведению Джоан Роулинг. Он находится в открытом доступе на гпмрм.рф. Но книгу не издавали, потому что Роулинг разрешила использовать придуманный ею мир только в некоммерческих целях. Публикация и печать фанфиков законны, если за это никто не получает прибыли.

Инициатор кампании, экс-глава русской пастафарианской церкви Михаил Самин уделил продвижению проекта большое внимание. В течение трех месяцев подготовки крауд-кампании он собирал заявки от желающих получить книгу, просчитывал максимальный тираж и стоимость одного экземпляра. И когда проект запустился, люди, оставившие заявки на участие, получили уведомление о старте краудфандинга. Благодаря такой подготовке было собрано на 1052% больше средств, чем было заявлено.

Рубль в день

В декабре 2018 года благотворительный фонд «Нужна помощь» запустил в сети акцию «Рубль в день». Любой желающий может оформить небольшое ежемесячное пожертвование (от 30 до 300 рублей) в пользу одной из 133 проверенных благотворительных организаций. Главное, чтобы помощь была регулярной. Организаторы подчеркивают, что именно системная поддержка помогает организациям планировать свою работу и решать социальные вопросы.

Акцию поддержали многие известные люди, в их числе Константин Хабенский, Владимир Познер, Данила Козловский и Ирина Горбачева. Она получила широкий охват в социальных сетях и СМИ. На данный момент к акции присоединилось почти 50 тысяч человек, которые пожертвовали 8 миллионов рублей.