Надеть шляпу оптимиста и еще несколько способов тренировать свою фантазию

Надеть шляпу оптимиста и еще несколько способов тренировать свою фантазию
Методики, которые помогут вам создавать новые идеи. Фото: Shutterstock.

Представьте, что сложная задача, с которой вы столкнулись в работе, – дракон. А вы герой, который должен ее победить. Это лишь один из способов придумать интересную идею. Журналист Теплицы Екатерина Ульянова выбрала способы, которые помогут вам придумывать новые идеи.

Мозговой штурм

С известной техникой мозгового штурма можно экспериментировать. Фото: Shutterstock.

Как это работает

Наверное, одна из самых простых и известных методик. Но от этого не менее эффективная. Помогает услышать разные точки зрения и выбрать те, которые больше всего подходят для успешного решения задачи. А еще с этой техникой можно экспериментировать и давать участникам штурма разные задания.

Как действовать

Соберите коллег, объясните им, какую проблему нужно решить, дайте 10-15 минут на размышление. Пусть люди подумают над поставленным вопросом и запишут свои идеи. Выслушайте каждого участника и проголосуйте за лучшую идею. При мозговом штурме можно использовать инструмент из психологии отношений «Почему бы вам не… – Да, но», описанный Эриком Берном. Так вы не будете критиковать коллег, но сможете задать им дополнительные вопросы.

Полезные ссылки

Эрик Берн. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.

Приложение Фильтры Манна.  

Карты Проппа

Победите своего личного дракона. Фото: Shutterstock.

Как это работает

В сказках добро побеждает зло. Почему бы и вам не стать главным героем своей истории и победить возникшую проблему как добрый молодец злого Кощея?

Еще по теме: Сесть на стул мечтателя и другие способы тренировать свою фантазию

Владимир Пропп, филолог и фольклорист, определил повторяющиеся элементы, которые встречаются в сказочных сюжетах. Оказалось, что все сказки состоят из 31 действия главных героев. Эти элементы вы и можете использовать при составлении своего сюжета.

Как действовать

Представьте себя главным героем и опишите сказочные ситуации, которые помогут вам справиться с поставленной задачей. Ваш личный Змей Горыныч – это ваша проблема. Найдите добрых помощников и придумайте, как можете отрубить ему головы. А по дороге спасти красную девицу из темницы. Конец обязательно должен быть счастливым.

Полезные ссылки

Владимир Пропп. Морфология сказки.

Приложение StoryCubes.

Эмили Ньюбугер. Банка с историями.

Метод шести шляп Эдварда де Боно

Примерьте одну из шляп и следуйте отведенной роли. Фото: Shutterstock.

Как это работает

Метод разработан писателем и психологом Эдвардом де Боно. Эта техника – психологическая ролевая игра. Участники «надевают» на себя шляпы разных цветов и примеряют разные типы мышления. Главное, хорошо вжиться в роль и следовать определенной линии поведения.

Как действовать

Соберите шесть человек, выдайте каждому участнику «шляпу» – предмет определенного цвета. У каждого цвета будет своя роль.

  • Синяя шляпа достается руководителю. Он следит за дискуссией, определяет цели, подводит итоги.
  • Красная шляпа отвечает за чувства. Человек высказывает все догадки, делится эмоциями.
  • Желтая шляпа означает оптимизм. Участник думает над преимуществами и перспективами.
  • Черная шляпа достается критику. Он описывает риски и недостатки.
  • Зеленая шляпа отвечает за творчество. Человек предлагает идеи.
  • Белая шляпа переходит к аналитику. Он анализирует факты и цифры.

Полезные ссылки

Эдвард де Боно. Шесть шляп мышления.

Брейнрайтинг 6-5-3

Брейнрайтинг – "тихий" мозговой штурм. Фото: Shutterstock.

Как это работает

Эта письменная методика рассчитана на команду из шести человек. Метод в 1968 году придумал Бернд Рорбах. Брейнрайтинг – это «тихий» мозговой штурм, участники которого записывают свои мысли в специальную таблицу, а затем передают ее по кругу.

Как действовать

6-5-3 – это группа из шести человек, каждый из которых в течение пяти минут придумывает и записывает по три идеи. Через пять минут листы с идеями передаются следующим участникам. Вы должны пройти полный круг. Затем команда оценивает предложенные варианты и выбирает самые удачные. За 30 минут вы получаете больше 100 идей.

Полезные ссылки

Тони МакКафри, Why You Should Stop Brainstorming.

Форма для групповой работы.

Фантастические гипотезы

Придумывайте самые невероятные сценарии. Фото: Shutterstock.

Как это работает

Очень простой метод, который ограничивается только вашей фантазией. Придумывайте самые невероятные вопросы и ответы на них. Не пытайтесь быть слишком серьезными, ведь именно в свободном полете мысли вы можете найти интересующие вас ответы.

Как действовать

Просто задайте себе вопрос «Что было бы, если?». И придумайте его окончание. Например, «Что было бы, если бы все люди в мире начали помогать благотворительным фондам?». Или просто отвлекитесь на что-нибудь абстрактное. Например, на вопрос, что было бы, если б вы научились дышать под водой? Не останавливайтесь на вопросе, придумайте ответы, развивайте даже абсурдную тему.

Полезные ссылки

Джанни Родари. Грамматика фантазии.

Юрген Вольф. Литературный мастер-класс.

Фила

Обратитесь за помощью к племени. Фото: Unsplash.

Как это работает

Иногда общаться с воображаемыми людьми и голосами в голове очень полезно. Примерно на таком подходе и строится этот метод. Вспомните людей, которые положительно повлияли на вас. Или своих кумиров. А теперь обратитесь к ним, попросите у них совета в решении ваших задач.

Как действовать

Сначала займитесь подготовительной частью. Выберите членов своей филы (от греческого «фила» – часть племени, произошедшая от одного родоначальника. – Прим. ред.). Составьте их биографию, портфолио, соберите цитаты. Очень важно, чтобы досье было максимально полным, ведь именно в нем вы будете искать ответы. Определите задачу. «Задайте» вопрос одному из участников филы, выберите случайный ответ из его портфолио, запишите результат. Обратитесь с тем же вопросом к другому «собеседнику». И так вы соберете мнения всех членов филы.

Полезные ссылки

Майкл Микалко. Рисовый штурм и еще 21 способ мыслить нестандартно.

Майкл Микалко. Взлом креатива.