Вечное сияние: как и зачем сохранять культурное наследие в цифре?

Будущее за цифровой гуманитаристикой. Изображение: pixabay.com.
Буду­щее за циф­ро­вой гума­ни­та­ри­сти­кой. Изоб­ра­же­ние: pixabay.com.

IT-энту­зи­аст из Тулы Алек­сандр Ники­тя­ев смог «ожи­вить» руко­пись, про­ле­жав­шую в зем­ле 36 лет. Так в 2017 году появи­лась рас­шиф­ров­ка пря­мых сви­де­тельств Холо­ко­ста – доку­мен­тов чле­нов еврей­ских зон­дер­ком­ман­до в лаге­ре Аушвиц-Бир­ке­нау. Что про­ис­хо­дит на сты­ке тех­но­ло­гий и гума­ни­тар­но­го зна­ния, и поче­му для нас это важ­но?

12-стра­нич­ная руко­пись гре­че­ско­го еврея Мар­се­ля Над­жа­ри была най­де­на в зем­ле рядом с руи­на­ми одно­го из кре­ма­то­ри­ев. Кол­бу немец­ко­го тер­мо­са, где нахо­ди­лись бума­ги, в нача­ле 80-х обна­ру­жил уче­ник тех­ни­ку­ма при убор­ке тер­ри­то­рии. Боль­шин­ство стра­ниц дол­гое вре­мя оста­ва­лись нечи­та­бель­ны­ми.

Оцифрованная рукопись Марселя Наджари. Изображение: hum.hse.ru.
Оциф­ро­ван­ная руко­пись Мар­се­ля Над­жа­ри. Изоб­ра­же­ние: hum.hse.ru.

В нача­ле 2019 года Алек­сандр Ники­тя­ев раз­ло­жил циф­ро­вые ска­ны руко­пи­си на цве­то­вые слои – про­сту­пи­ли кон­траст­ные бук­вы. Затем ее отда­ли на пере­вод, а поз­же – на пуб­ли­ка­цию, в Гре­ции вышла кни­га о Над­жа­ри с новы­ми дан­ны­ми. Таким обра­зом, имея лишь циф­ро­вые копии повре­жден­ных доку­мен­тов, спе­ци­а­ли­сты смог­ли вос­ста­но­вить стра­ни­цы нашей исто­рии. Сло­ва оче­вид­ца об устрой­стве нацист­ской систе­мы мас­со­во­го уни­что­же­ния мог­ли быть уте­ря­ны, но совре­мен­ные тех­но­ло­гии побе­ди­ли вре­мя.

Наука и искусство оживают в виртуальном мире

Это яркий при­мер того, для чего нуж­ны циф­ро­вые гума­ни­тар­ные нау­ки (digital humanities). Насле­дие миро­вой исто­рии, фило­со­фии, линг­ви­сти­ки, лите­ра­ту­ры, искус­ства, архео­ло­гии, музы­ки может полу­чить веч­ную жизнь – в вир­ту­аль­ном мире. Пред­ставь­те, что важ­ней­шие наход­ки уче­ных и про­из­ве­де­ния гени­аль­ных твор­цов ока­за­лись во все­об­щем досту­пе. Вы смо­же­те про­чи­тать древ­ние ману­скрип­ты, кото­рым не один деся­ток веков, – это уже реаль­ность.

В Окс­фор­де исполь­зо­ва­ние циф­ро­вых тех­но­ло­гий в гума­ни­тар­ных нау­ках откры­ло совер­шен­но новые обла­сти иссле­до­ва­ний.

Циф­ро­вые гума­ни­тар­ные нау­ки в Окс­форд­ском уни­вер­си­те­те. Видео кана­ла University of Oxford.

С одной сто­ро­ны, это пре­крас­но и захва­ты­ва­ю­ще, а с дру­гой – весь­ма стран­но вос­кре­шать сви­де­тель­ства минув­ших лет. Этич­но ли рас­по­ря­жать­ся этим насле­ди­ем и пре­да­вать его обна­ро­до­ва­нию? Кому долж­ны при­над­ле­жать пра­ва на автор­ские про­из­ве­де­ния, кто и по како­му прин­ци­пу откры­ва­ет к ним доступ?

Еще по теме: Три неудоб­ных вопро­са о кибер­эти­ке

Авто­ры хре­сто­ма­тии по циф­ро­вым гума­ни­тар­ным нау­кам (2017 год) срав­ни­ва­ют ситу­а­цию с жиз­нью героя рома­на Мэри Шел­ли. Когда созда­ние Фран­кен­штей­на нако­нец полу­ча­ет шанс пого­во­рить с ним, оно гово­рит: «Даже ты, мой созда­тель, нена­ви­дишь и оттал­ки­ва­ешь меня, свое тво­ре­ние, а ведь ты свя­зан со мной уза­ми, кото­рые может рас­торг­нуть толь­ко смерть одно­го из нас». По мне­нию авто­ров, глав­ным пре­ступ­ле­ни­ем явля­ет­ся не созда­ние искус­ствен­ной фор­мы жиз­ни, а небре­же­ние сво­им про­из­ве­де­ни­ем.

Сократ, в изло­же­нии Пла­то­на, наста­и­вал на том, что­бы мыс­ля­щие люди ста­но­ви­лись фило­со­фа­ми-аку­ше­ра­ми, кото­рые выно­сят при­го­вор пло­дам мыс­лей и пре­не­бре­га­ют теми пло­да­ми, кото­рые недо­ста­точ­но хоро­ши. Мэри Шел­ли пока­зы­ва­ет нам инже­не­ра, кото­рый дела­ет имен­но это и пре­тер­пе­ва­ет пре­сле­до­ва­ния от остав­лен­но­го им соб­ствен­но­го созда­ния. В ее исто­рии вопрос не в том, что мы дела­ем, а в том, как мы реа­ги­ру­ем на наши изоб­ре­те­ния и забо­тим­ся о них. Ком­пью­тер­ные тех­но­ло­гии уже исполь­зу­ют­ся в гума­ни­тар­ных нау­ках, про­бле­ма в том, что же с ними делать после избав­ле­ния от всех тре­вог. Из хре­сто­ма­тии «Циф­ро­вые гума­ни­тар­ные нау­ки»

Авто­ры кни­ги уве­ре­ны, что в сле­ду­ю­щие пять­де­сят лет дан­ные куль­тур­но­го насле­дия долж­ны быть отре­дак­ти­ро­ва­ны в свя­зи с воз­ник­но­ве­ни­ем систе­мы циф­ро­во­го хра­не­ния, досту­па и рас­про­стра­не­ния. По их мне­нию, эта систе­ма «выхо­дит за пре­де­лы наци­о­наль­ных и куль­тур­ных гра­ниц». То, что рань­ше каза­лось уто­пи­ей, ста­но­вит­ся реаль­но­стью. Блок­чейн может обес­пе­чить не толь­ко без­опас­ность тран­зак­ций, но и сохран­ность нема­те­ри­аль­ных дан­ных.

Миха­ил Палей, осно­ва­тель Charity blockchain association, счи­та­ет, что буду­щее не за чистым блок­чей­ном, а за синер­ги­ей меж­ду тех­но­ло­ги­я­ми рас­пре­де­лен­ных реест­ров и блок­чей­ном. «Мы явля­ем­ся сви­де­те­ля­ми того, как часто иска­жа­ют­ся фак­ты, в том чис­ле исто­ри­че­ские. В нашей стране, в дру­гих стра­нах, в част­но­сти на Укра­ине, где вооб­ще вычерк­нут путь, свя­зан­ный с Рос­си­ей. Если бы все основ­ные источ­ни­ки были зафик­си­ро­ва­ны в блок­чейне и были бы при­вяз­ки к этим рас­пре­де­лен­ны­ми базам дан­ных, то фаль­си­фи­ка­ция ста­ла бы невоз­мож­ной. Это не поз­во­лит вве­сти дан­ные зад­ним чис­лом или что-то уда­лить. Мы бы полу­ча­ли более досто­вер­ную кар­тин­ку, и людей не вво­ди­ли бы в заблуж­де­ние, в том чис­ле в поли­ти­че­ских целях», – счи­та­ет экс­перт.

Еще по теме: Смарт-кон­трак­ты: зачем пере­во­дить бумаж­ный доку­мен­то­обо­рот в «циф­ру»

Границы между формой и содержанием становятся прозрачными

Пер­вой из гума­ни­тар­ных наук «оциф­ро­ва­лась» линг­ви­сти­ка, но доста­точ­но быст­ро тех­но­ло­гии при­шли и в дру­гие сфе­ры. Меж­ду­на­род­ный бла­го­тво­ри­тель­ный фонд Пет­ра Чай­ков­ско­го и изда­тель­ство «Музы­ка» оциф­ро­ва­ли пол­ное собра­ние сочи­не­ний ком­по­зи­то­ра. Бри­тан­ская биб­лио­те­ка и Наци­о­наль­ная биб­лио­те­ка Фран­ции оциф­ро­ва­ли и раз­ме­сти­ли в сво­бод­ном досту­пе 800 сред­не­ве­ко­вых иллю­стри­ро­ван­ных руко­пи­сей.

Фрагмент страницы Большой Кентерберийской псалтыри. Изображение: polit.ru
Фраг­мент стра­ни­цы Боль­шой Кен­тер­бе­рий­ской псал­ты­ри. Изоб­ра­же­ние: polit.ru

Сего­дня вы може­те поли­стать Повесть вре­мен­ных лет (для удоб­ства чте­ния дает­ся транс­ли­те­ра­ция), побро­дить по кори­до­рам Бри­тан­ско­го музея (циф­ро­вая экс­по­зи­ция ста­ла сов­мест­ным про­ек­том с Google Cultural Institute), уви­деть кар­ти­ны Музея совре­мен­но­го искус­ства в Нью-Йор­ке, посмот­реть ред­кие доку­мен­таль­ные филь­мы 1926–2008 года, почи­тать интер­ак­тив­ную лите­ра­тур­ную энцик­ло­пе­дию.

На сай­те о циф­ро­вой гума­ни­та­ри­сти­ке «Циф­ро­вой Дис­курс» вы може­те про­чи­тать, как ведет­ся рабо­та по сбо­ру дан­ных для digital-про­ек­тов и узнать, что изу­ча­ют «циф­ро­вые фило­ло­ги», а так­же помочь в рабо­те с руко­пи­ся­ми и тек­ста­ми.

Еще по теме: Циф­ро­вые иссле­до­ва­ния в Рос­сии: Андрей Чех­лов рас­ска­зал о том, как запу­стил про­ект «Циф­ро­вой дис­курс»

По сло­вам осно­ва­те­ля про­ек­та Андрея Чех­ло­ва, циф­ро­вые гума­ни­тар­ные нау­ки актив­но раз­ви­ва­ют­ся в Рос­сии. Так, в мар­те 2019 года в рам­ках цик­ла Data & Science («Дан­ные и нау­ка») Яндекс про­вел кон­фе­рен­цию «Циф­ро­вые мето­ды в гума­ни­тар­ных нау­ках». Она ста­ла пер­вым меро­при­я­ти­ем в сте­нах ком­па­нии, кото­рое было посвя­ще­но ана­ли­зу имен­но гума­ни­тар­ных дан­ных – в фило­ло­гии, исто­рии, иссле­до­ва­нии куль­ту­ры. Экс­перт по тео­рии новых медиа Лев Мано­вич пред­по­ло­жил, что вме­сто тра­ди­ци­он­ной клас­си­фи­ка­ции по жан­рам, направ­ле­ни­ям искус­ства, худо­же­ствен­ным тече­ни­ям, нам нуж­на дата-ори­ен­ти­ро­ван­ная (data-driven) клас­си­фи­ка­ция.

Лев Мано­вич. Фраг­мент транс­ля­ции Data&Science – циф­ро­вые мето­ды в гума­ни­тар­ных нау­ках.

В эпо­ху вели­ких гео­гра­фи­че­ских откры­тий мы нано­си­ли на кар­ту кон­ти­нен­ты, а сей­час иссле­ду­ем циф­ро­вое про­стран­ство и на ощупь нахо­дим новые обла­сти зна­ний. Как мы будем чув­ство­вать себя в не извест­ных нам сфе­рах дея­тель­но­сти, зави­сит от мно­гих фак­то­ров. Ответ­ствен­ность за про­ис­хо­дя­щее на нас самих, как будет выгля­деть эта terra incognita, мы реша­ем сего­дня.

База зна­ний