Вечное сияние: как и зачем сохранять культурное наследие в цифре?

Будущее за цифровой гуманитаристикой. Изображение: pixabay.com.
Будущее за цифровой гуманитаристикой. Изображение: pixabay.com.

IT-энтузиаст из Тулы Александр Никитяев смог «оживить» рукопись, пролежавшую в земле 36 лет. Так в 2017 году появилась расшифровка прямых свидетельств Холокоста – документов членов еврейских зондеркоммандо в лагере Аушвиц-Биркенау. Что происходит на стыке технологий и гуманитарного знания, и почему для нас это важно?

12-страничная рукопись греческого еврея Марселя Наджари была найдена в земле рядом с руинами одного из крематориев. Колбу немецкого термоса, где находились бумаги, в начале 80-х обнаружил ученик техникума при уборке территории. Большинство страниц долгое время оставались нечитабельными.

Оцифрованная рукопись Марселя Наджари. Изображение: hum.hse.ru.
Оцифрованная рукопись Марселя Наджари. Изображение: hum.hse.ru.

В начале 2019 года Александр Никитяев разложил цифровые сканы рукописи на цветовые слои – проступили контрастные буквы. Затем ее отдали на перевод, а позже – на публикацию, в Греции вышла книга о Наджари с новыми данными. Таким образом, имея лишь цифровые копии поврежденных документов, специалисты смогли восстановить страницы нашей истории. Слова очевидца об устройстве нацистской системы массового уничтожения могли быть утеряны, но современные технологии победили время.

Наука и искусство оживают в виртуальном мире

Это яркий пример того, для чего нужны цифровые гуманитарные науки (digital humanities). Наследие мировой истории, философии, лингвистики, литературы, искусства, археологии, музыки может получить вечную жизнь – в виртуальном мире. Представьте, что важнейшие находки ученых и произведения гениальных творцов оказались во всеобщем доступе. Вы сможете прочитать древние манускрипты, которым не один десяток веков, – это уже реальность.

В Оксфорде использование цифровых технологий в гуманитарных науках открыло совершенно новые области исследований.

Цифровые гуманитарные науки в Оксфордском университете. Видео канала University of Oxford.

С одной стороны, это прекрасно и захватывающе, а с другой – весьма странно воскрешать свидетельства минувших лет. Этично ли распоряжаться этим наследием и предавать его обнародованию? Кому должны принадлежать права на авторские произведения, кто и по какому принципу открывает к ним доступ?

Еще по теме: Три неудобных вопроса о киберэтике

Авторы хрестоматии по цифровым гуманитарным наукам (2017 год) сравнивают ситуацию с жизнью героя романа Мэри Шелли. Когда создание Франкенштейна наконец получает шанс поговорить с ним, оно говорит: «Даже ты, мой создатель, ненавидишь и отталкиваешь меня, свое творение, а ведь ты связан со мной узами, которые может расторгнуть только смерть одного из нас». По мнению авторов, главным преступлением является не создание искусственной формы жизни, а небрежение своим произведением.

Сократ, в изложении Платона, настаивал на том, чтобы мыслящие люди становились философами-акушерами, которые выносят приговор плодам мыслей и пренебрегают теми плодами, которые недостаточно хороши. Мэри Шелли показывает нам инженера, который делает именно это и претерпевает преследования от оставленного им собственного создания. В ее истории вопрос не в том, что мы делаем, а в том, как мы реагируем на наши изобретения и заботимся о них. Компьютерные технологии уже используются в гуманитарных науках, проблема в том, что же с ними делать после избавления от всех тревог. Из хрестоматии «Цифровые гуманитарные науки»

Авторы книги уверены, что в следующие пятьдесят лет данные культурного наследия должны быть отредактированы в связи с возникновением системы цифрового хранения, доступа и распространения. По их мнению, эта система «выходит за пределы национальных и культурных границ». То, что раньше казалось утопией, становится реальностью. Блокчейн может обеспечить не только безопасность транзакций, но и сохранность нематериальных данных.

Михаил Палей, основатель Charity blockchain association, считает, что будущее не за чистым блокчейном, а за синергией между технологиями распределенных реестров и блокчейном. «Мы являемся свидетелями того, как часто искажаются факты, в том числе исторические. В нашей стране, в других странах, в частности на Украине, где вообще вычеркнут путь, связанный с Россией. Если бы все основные источники были зафиксированы в блокчейне и были бы привязки к этим распределенными базам данных, то фальсификация стала бы невозможной. Это не позволит ввести данные задним числом или что-то удалить. Мы бы получали более достоверную картинку, и людей не вводили бы в заблуждение, в том числе в политических целях», – считает эксперт.

Еще по теме: Смарт-контракты: зачем переводить бумажный документооборот в «цифру»

Границы между формой и содержанием становятся прозрачными

Первой из гуманитарных наук «оцифровалась» лингвистика, но достаточно быстро технологии пришли и в другие сферы. Международный благотворительный фонд Петра Чайковского и издательство «Музыка» оцифровали полное собрание сочинений композитора. Британская библиотека и Национальная библиотека Франции оцифровали и разместили в свободном доступе 800 средневековых иллюстрированных рукописей.

Фрагмент страницы Большой Кентерберийской псалтыри. Изображение: polit.ru
Фрагмент страницы Большой Кентерберийской псалтыри. Изображение: polit.ru

Сегодня вы можете полистать Повесть временных лет (для удобства чтения дается транслитерация), побродить по коридорам Британского музея (цифровая экспозиция стала совместным проектом с Google Cultural Institute), увидеть картины Музея современного искусства в Нью-Йорке, посмотреть редкие документальные фильмы 1926-2008 года, почитать интерактивную литературную энциклопедию.

На сайте о цифровой гуманитаристике «Цифровой Дискурс» вы можете прочитать, как ведется работа по сбору данных для digital-проектов и узнать, что изучают «цифровые филологи», а также помочь в работе с рукописями и текстами.

Еще по теме: Цифровые исследования в России: Андрей Чехлов рассказал о том, как запустил проект «Цифровой дискурс»

По словам основателя проекта Андрея Чехлова, цифровые гуманитарные науки активно развиваются в России. Так, в марте 2019 года в рамках цикла Data & Science («Данные и наука») Яндекс провел конференцию «Цифровые методы в гуманитарных науках». Она стала первым мероприятием в стенах компании, которое было посвящено анализу именно гуманитарных данных – в филологии, истории, исследовании культуры. Эксперт по теории новых медиа Лев Манович предположил, что вместо традиционной классификации по жанрам, направлениям искусства, художественным течениям, нам нужна дата-ориентированная (data-driven) классификация.

Лев Манович. Фрагмент трансляции Data&Science – цифровые методы в гуманитарных науках.

В эпоху великих географических открытий мы наносили на карту континенты, а сейчас исследуем цифровое пространство и на ощупь находим новые области знаний. Как мы будем чувствовать себя в не известных нам сферах деятельности, зависит от многих факторов. Ответственность за происходящее на нас самих, как будет выглядеть эта terra incognita, мы решаем сегодня.

База знаний