Колонка редактора: инфобизнес в благотворительности

В апреле редакция Теплицы будет рассказывать про инфобизнес.
В апреле редакция Теплицы будет рассказывать про инфобизнес. На фото: Наталья Баранова

Евгений Зубов в родном городе Тольятти успел запустить серию it-порталов, информационных сайтов, модельное агентство. Уезжать не хочет и не думал, в свои 27 много путешествует. И бизнеса в один момент стало мало. Понял, что его навыки могут помочь в благотворительности, где с продвижением все не очень. Так появился Mercy.Marketing.

Евгений разбирается в маркетинге и консультирует НКО. Он помог фонду «Детские сердца» настроить Google Ads, а «Добрым городам» – продвинуть фестиваль в группе «ВКонтакте».

Инструменты стали настолько сложными, что нужны отдельные люди, чтобы помочь разобраться, как ими пользоваться. В некоммерческом секторе появилась ниша тех, кто объясняет, помогает и направляет. Это похоже на целую экосистему.

Можно сколько угодно говорить о том, что в НКО надо работать по бизнес-процессам, читать Паллотту, но внутри команда сама себя не перестроит. Ей жизненно нужна внешняя экспертиза. Для переоценки, новой траектории. Именно консультант может помочь разобраться, как действовать: показать, что работает и почему. А дальше – в свободное плавание до следующей экспертизы.

Важно, что инфобизнесмены и консультанты сами должны быть практикующими специалистами. Они могут разбираться в бизнесе, фандрайзинге, технологиях, дизайне, менеджменте. И у них есть реальный опыт. Успешный и провальный.

Я изучала, как команда «Бременских консультантов» перезапускает НКО. Учит их говорить на языке людей (а это, правда, беда) и зарабатывать. Они год помогали Команде 29 с UX-дизайном, с нуля запустили фандрайзинг российской ЛГБТ-сети. И Теплице тоже помогли: вместе обновили плагин для онлайн-пожертвований «Лейка». Прошли путь пользователя: от установки до платежа и сделали редизайн. Эффект почувствовали все.

Прежде всего – глубинное исследование и много вопросов о том, что хочет потребитель, как это будет резонировать с организацией, ее этапом развития, какой продукт вообще реально создать, а какой нет. Приглашают фокус-группу, тестируют, смотрят на аналитику (это вообще главный инструмент). На некоторые вопросы иногда и руководитель ответа не знает. И это большая проблема: НКО не всегда понимают, где они сейчас и к чему хотят прийти. Задача инфобизнесмена пробраться через эти дебри и найти суть.

В некоммерческом секторе бывают резонные вопросы: «Ну, и что вот эти коучи/консультанты/тренеры, чем помогли? А кто они вообще такие?». И пока все на доверии и рекомендациях. Очень страшно наткнуться на «инфоцыган», купить не тот курс, пройти бесполезный тренинг, потерять и деньги, и время.

В апреле редакция Теплицы изучит, как устроен российский инфобизнес в благотворительности. Мы расскажем истории инфобизнесменов и консультантов, какие они выбрали для себя стратегии и какие появляются новые профессии.

Все материалы по теме будут собраны по ссылке.

Если у вас есть история и вам как-то помогали с консультацией (вы довольны или не очень), поделитесь ей с нами, напишите мне на почту: [email protected]