Данные имеют значение: как оценить свой проект

Как собирать данные рассказала исследовательница Наталья Фреик

Авторам социальных проектов и сотрудникам некоммерческих организаций нужно постоянно доказывать важность и актуальность своей работы – при написании грантовых заявок, в общении с донорами и партнерами. Поэтому важно проводить исследования и оценивать, в чем нуждаются ваши благополучатели, какие у них есть проблемы, что поможет их решить, как и кто занимается такими же вопросами.

Как правильно и регулярно собирать данные, которые помогут вам оценить свою работу, Теплице рассказала Наталия Фреик, кандидат социологических наук, специалист по оценке, исследователь.

Официальная статистика

Посмотрите официальные статистические данные по вашей проблеме и тем категориям благополучателей, с которыми вы работаете.  

Где искать

  • ЕМИСС: государственная статистика. Можно ввести ключевое слово в строке поиска или изучить в разделе «Показатели» подборки по ведомствам, тематикам, госпрограммам и пр.
  • Росстат: для социальных проектов обычно актуален раздел «Население».
  • Сайты, информационные ресурсы профильных министерств и ведомств – разделы «Открытые данные», «Статистические данные», «Аналитика», «Доклады», «Результаты» и пр.
  • Порталы государственных программ РФ, на них также часто есть данные по регионам.
  • Публикации, статьи, где фигурируют официальные данные.

Что дает

  • Понимание масштабов проблемы: какое количество людей она затрагивает, сколько человек потенциально могут стать благополучателями вашего проекта.
  • Вы также оцените в динамике, сколько ресурсов выделяется на решение проблемы.

Коллеги по сектору

Оглянитесь вокруг, кто еще работает по вашей теме, проблеме, с той же категорией благополучателей? 

Где искать

  • Обычный поиск в Интернете по ключевым словам (Google, Yandex и пр.).
  • Если вы уже знаете основных игроков, то регулярно отслеживайте изменения в их деятельности (сайты, соцсети, выступления на конференциях и пр.). Если таких игроков много, выберите для себя 1-3 ключевые организации (бенчмарк): это могут быть очень похожие организации или, наоборот, «образцовые лидеры».
  • Списки и описания проектов участников и победителей грантовых конкурсов по вашей тематике. Например, на портале Фонда президентских грантов, сайтах региональных конкурсов грантов и субсидий (например, московских).
  • Верифицированные платформы-листинги благотворительных НКО: Нужна помощьДобро.Mail.ruБлаго.руИ все за одного
  • Различные реестры НКО: поставщиков социальных услуг, исполнителей общественно-полезных услуг, перечни НКО на сайтах профильных департаментов, министерств.

Что дает

  • Более глубокое погружение в тему, исследование тенденций: какие преобладают услуги, какие появляются новые темы, кто и что сейчас преимущественно поддерживает, а в каких – дефицит.
  • Понимание, что делают коллеги по сектору и как они об этом рассказывают, какие у них есть сложности и успехи, результаты, планы, затраты, фандрайзинговые стратегии.
  • Источники новых идей и проектов.
  • Осознание, в чем ваше отличие и уникальность, каковы ваши сильные и слабые стороны.
  • Возможность объединения усилий и совместных проектов, поиск партнеров, обмен опытом.
  • Методические материалы, пошаговые руководства.

Еще по теме: Как оценить результаты социально значимого проекта.

Исследования

Узнайте, какие есть научные и прикладные исследования по вашей теме. 

Где искать

  • Профильные журналы (российские и международные).
  • Сайты вузов, научно-исследовательских организаций и аналитических центров.
  • Методические разделы на сайтах профильных НКО. Например, по теме сиротства – журнал «СиД» Фонда Тимченко, портал Национального фонда защиты детей от жестокого обращения.
  • Разделы с исследованиями на сайтах инфраструктурных НКО и ресурсных центров. Например, «Социальные результаты и показатели» АНО «Эволюция и Филантропия»; БФ «Нужна помощь».
  • Международные ресурсы с практиками с доказанной эффективностью. Подробнее про международный опыт, например, здесь, про российский – например, здесь).

Что дает

  • Понимание, согласуется ли ваша работа с научными теориями, результатами надежных исследований, деятельностью ведущих организаций.
  • Идеи для развития и улучшения вашего проекта, способы преодоления узких мест.
  • Данные для сравнения (бенчмарков).
  • Поиск партнеров и наставников. Например, местные вузы могут проводить исследования по вашей проблеме, у них могут быть надежные данные именно по вашему региону, экспертиза. А соответственно, можно обратиться за советом и помощью, найти точки для сотрудничества и провести совместные исследовательские проекты.

Опросы

Посмотрите, проводились ли опросы общественного мнения по вашей тематике.  

Где искать

  • Сайты исследовательских, социологических центров: Фонд общественного мнения (ФОМ); Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ); «Левада-Центр».
  • Сайты профильных и инфраструктурных НКО (например, БФ «Нужна помощь»).
  • Публикации в СМИ и на других ресурсах.

Что дает

  • Понимание, как общество воспринимает вашу проблему. 
  • Представление о вашей целевой группе: ее осведомленность, отношение, поведение. 
  • Понимание динамики: что и как изменяется со временем, результативность предпринимаемых действий.
  • Возможность обратиться к авторам исследований за экспертизой, советом, дополнительными данными.

Обратная связь

Проанализируйте опыт вашей организации и ваших благополучателей. Это особенно важно, если вы из года в год работаете над одной и той же проблемой. Спросите себя, есть ли изменения, не занимаетесь ли вы борьбой с ветряными мельницами и не стоит ли изменить подход в решении проблемы. 

Что это может быть

  • Исследования, оценка, регулярный сбор и анализ обратной связи от благополучателей и партнеров.
  • Публикации, посты, презентации и отчетные данные по проекту, например, сколько всего человек обратилось в организацию за год, с какими проблемами, каких изменений удалось достичь и пр.
  • Осмысление собственного опыта – чего добились, что стали делать по-другому и почему.
  • Проверка своего подхода на доказательность. Например, воспользуйтесь материалами Стандарта доказательности практик в сфере детства, его можно применить и к другим сферам.
  • Участие в профессиональных ассоциациях, публичных обсуждениях, конференциях, круглых столах, профильных группах в социальных сетях и пр.

Что дает

  • Знание деталей и нюансов, понимание потребностей своих благополучателей, осмысление и извлечение выводов из своего опыта, нацеленность на достижение больших результатов.
  • Повышение доверия к вашей организации, демонстрация профессионализма, осознанности того, что вы делаете.