Данные имеют значение: как оценить свой проект

Какие данные помогут вам доказать актуальность проекта. Фото: Shutterstock
Какие данные помогут вам доказать актуальность проекта. Фото: Shutterstock

Авто­рам соци­аль­ных про­ек­тов и сотруд­ни­кам неком­мер­че­ских орга­ни­за­ций нуж­но посто­ян­но дока­зы­вать важ­ность и акту­аль­ность сво­ей рабо­ты – при напи­са­нии гран­то­вых заявок, в обще­нии с доно­ра­ми и парт­не­ра­ми. Поэто­му важ­но про­во­дить иссле­до­ва­ния и оце­ни­вать, в чем нуж­да­ют­ся ваши бла­го­по­лу­ча­те­ли, какие у них есть про­бле­мы, что помо­жет их решить, как и кто зани­ма­ет­ся таки­ми же вопро­са­ми.

Как пра­виль­но и регу­ляр­но соби­рать дан­ные, кото­рые помо­гут вам оце­нить свою рабо­ту, Теп­ли­це рас­ска­за­ла Ната­лия Фре­ик, кан­ди­дат социо­ло­ги­че­ских наук, спе­ци­а­лист по оцен­ке, иссле­до­ва­тель.

Официальная статистика

Посмот­ри­те офи­ци­аль­ные ста­ти­сти­че­ские дан­ные по вашей про­бле­ме и тем кате­го­ри­ям бла­го­по­лу­ча­те­лей, с кото­ры­ми вы рабо­та­е­те. 

Где искать

  • ЕМИСС: госу­дар­ствен­ная ста­ти­сти­ка. Мож­но вве­сти клю­че­вое сло­во в стро­ке поис­ка или изу­чить в раз­де­ле «Пока­за­те­ли» под­бор­ки по ведом­ствам, тема­ти­кам, гос­про­грам­мам и пр.
  • Рос­стат: для соци­аль­ных про­ек­тов обыч­но актуа­лен раз­дел «Насе­ле­ние».
  • Сай­ты, инфор­ма­ци­он­ные ресур­сы про­филь­ных мини­стерств и ведомств – раз­де­лы «Откры­тые дан­ные», «Ста­ти­сти­че­ские дан­ные», «Ана­ли­ти­ка», «Докла­ды», «Резуль­та­ты» и пр.
  • Пор­та­лы госу­дар­ствен­ных про­грамм РФ, на них так­же часто есть дан­ные по реги­о­нам.
  • Пуб­ли­ка­ции, ста­тьи, где фигу­ри­ру­ют офи­ци­аль­ные дан­ные.

Что дает

  • Пони­ма­ние мас­шта­бов про­бле­мы: какое коли­че­ство людей она затра­ги­ва­ет, сколь­ко чело­век потен­ци­аль­но могут стать бла­го­по­лу­ча­те­ля­ми ваше­го про­ек­та.
  • Вы так­же оце­ни­те в дина­ми­ке, сколь­ко ресур­сов выде­ля­ет­ся на реше­ние про­бле­мы.

Коллеги по сектору

Огля­ни­тесь вокруг, кто еще рабо­та­ет по вашей теме, про­бле­ме, с той же кате­го­ри­ей бла­го­по­лу­ча­те­лей? 

Где искать

  • Обыч­ный поиск в Интер­не­те по клю­че­вым сло­вам (Google, Yandex и пр.).
  • Если вы уже зна­е­те основ­ных игро­ков, то регу­ляр­но отсле­жи­вай­те изме­не­ния в их дея­тель­но­сти (сай­ты, соц­се­ти, выступ­ле­ния на кон­фе­рен­ци­ях и пр.). Если таких игро­ков мно­го, выбе­ри­те для себя 1–3 клю­че­вые орга­ни­за­ции (бенч­марк): это могут быть очень похо­жие орга­ни­за­ции или, наобо­рот, «образ­цо­вые лиде­ры».
  • Спис­ки и опи­са­ния про­ек­тов участ­ни­ков и побе­ди­те­лей гран­то­вых кон­кур­сов по вашей тема­ти­ке. Напри­мер, на пор­та­ле Фон­да пре­зи­дент­ских гран­тов, сай­тах реги­о­наль­ных кон­кур­сов гран­тов и суб­си­дий (напри­мер, мос­ков­ских).
  • Вери­фи­ци­ро­ван­ные плат­фор­мы-листин­ги бла­го­тво­ри­тель­ных НКО: Нуж­на помощьДобро.Mail.ruБлаго.руИ все за одно­го
  • Раз­лич­ные реест­ры НКО: постав­щи­ков соци­аль­ных услуг, испол­ни­те­лей обще­ствен­но-полез­ных услуг, переч­ни НКО на сай­тах про­филь­ных депар­та­мен­тов, мини­стерств.

Что дает

  • Более глу­бо­кое погру­же­ние в тему, иссле­до­ва­ние тен­ден­ций: какие пре­об­ла­да­ют услу­ги, какие появ­ля­ют­ся новые темы, кто и что сей­час пре­иму­ще­ствен­но под­дер­жи­ва­ет, а в каких – дефи­цит.
  • Пони­ма­ние, что дела­ют кол­ле­ги по сек­то­ру и как они об этом рас­ска­зы­ва­ют, какие у них есть слож­но­сти и успе­хи, резуль­та­ты, пла­ны, затра­ты, фанд­рай­зин­го­вые стра­те­гии.
  • Источ­ни­ки новых идей и про­ек­тов.
  • Осо­зна­ние, в чем ваше отли­чие и уни­каль­ность, како­вы ваши силь­ные и сла­бые сто­ро­ны.
  • Воз­мож­ность объ­еди­не­ния уси­лий и сов­мест­ных про­ек­тов, поиск парт­не­ров, обмен опы­том.
  • Мето­ди­че­ские мате­ри­а­лы, поша­го­вые руко­вод­ства.

Еще по теме: Как оце­нить резуль­та­ты соци­аль­но зна­чи­мо­го про­ек­та.

Исследования

Узнай­те, какие есть науч­ные и при­клад­ные иссле­до­ва­ния по вашей теме. 

Где искать

  • Про­филь­ные жур­на­лы (рос­сий­ские и меж­ду­на­род­ные).
  • Сай­ты вузов, науч­но-иссле­до­ва­тель­ских орга­ни­за­ций и ана­ли­ти­че­ских цен­тров.
  • Мето­ди­че­ские раз­де­лы на сай­тах про­филь­ных НКО. Напри­мер, по теме сирот­ства – жур­нал «СиД» Фон­да Тим­чен­ко, пор­тал Наци­о­наль­но­го фон­да защи­ты детей от жесто­ко­го обра­ще­ния.
  • Раз­де­лы с иссле­до­ва­ни­я­ми на сай­тах инфра­струк­тур­ных НКО и ресурс­ных цен­тров. Напри­мер, «Соци­аль­ные резуль­та­ты и пока­за­те­ли» АНО «Эво­лю­ция и Филан­тро­пия»; БФ «Нуж­на помощь».
  • Меж­ду­на­род­ные ресур­сы с прак­ти­ка­ми с дока­зан­ной эффек­тив­но­стью. Подроб­нее про меж­ду­на­род­ный опыт, напри­мер, здесь, про рос­сий­ский – напри­мер, здесь).

Что дает

  • Пони­ма­ние, согла­су­ет­ся ли ваша рабо­та с науч­ны­ми тео­ри­я­ми, резуль­та­та­ми надеж­ных иссле­до­ва­ний, дея­тель­но­стью веду­щих орга­ни­за­ций.
  • Идеи для раз­ви­тия и улуч­ше­ния ваше­го про­ек­та, спо­со­бы пре­одо­ле­ния узких мест.
  • Дан­ные для срав­не­ния (бенч­мар­ков).
  • Поиск парт­не­ров и настав­ни­ков. Напри­мер, мест­ные вузы могут про­во­дить иссле­до­ва­ния по вашей про­бле­ме, у них могут быть надеж­ные дан­ные имен­но по ваше­му реги­о­ну, экс­пер­ти­за. А соот­вет­ствен­но, мож­но обра­тить­ся за сове­том и помо­щью, най­ти точ­ки для сотруд­ни­че­ства и про­ве­сти сов­мест­ные иссле­до­ва­тель­ские про­ек­ты.

Опросы

Посмот­ри­те, про­во­ди­лись ли опро­сы обще­ствен­но­го мне­ния по вашей тема­ти­ке. 

Где искать

  • Сай­ты иссле­до­ва­тель­ских, социо­ло­ги­че­ских цен­тров: Фонд обще­ствен­но­го мне­ния (ФОМ); Все­рос­сий­ский центр изу­че­ния обще­ствен­но­го мне­ния (ВЦИОМ); «Лева­да-Центр».
  • Сай­ты про­филь­ных и инфра­струк­тур­ных НКО (напри­мер, БФ «Нуж­на помощь»).
  • Пуб­ли­ка­ции в СМИ и на дру­гих ресур­сах.

Что дает

  • Пони­ма­ние, как обще­ство вос­при­ни­ма­ет вашу про­бле­му. 
  • Пред­став­ле­ние о вашей целе­вой груп­пе: ее осве­дом­лен­ность, отно­ше­ние, пове­де­ние. 
  • Пони­ма­ние дина­ми­ки: что и как изме­ня­ет­ся со вре­ме­нем, резуль­та­тив­ность пред­при­ни­ма­е­мых дей­ствий.
  • Воз­мож­ность обра­тить­ся к авто­рам иссле­до­ва­ний за экс­пер­ти­зой, сове­том, допол­ни­тель­ны­ми дан­ны­ми.

Обратная связь

Про­ана­ли­зи­руй­те опыт вашей орга­ни­за­ции и ваших бла­го­по­лу­ча­те­лей. Это осо­бен­но важ­но, если вы из года в год рабо­та­е­те над одной и той же про­бле­мой. Спро­си­те себя, есть ли изме­не­ния, не зани­ма­е­тесь ли вы борь­бой с вет­ря­ны­ми мель­ни­ца­ми и не сто­ит ли изме­нить под­ход в реше­нии про­бле­мы. 

Что это может быть

  • Иссле­до­ва­ния, оцен­ка, регу­ляр­ный сбор и ана­лиз обрат­ной свя­зи от бла­го­по­лу­ча­те­лей и парт­не­ров.
  • Пуб­ли­ка­ции, посты, пре­зен­та­ции и отчет­ные дан­ные по про­ек­ту, напри­мер, сколь­ко все­го чело­век обра­ти­лось в орга­ни­за­цию за год, с каки­ми про­бле­ма­ми, каких изме­не­ний уда­лось достичь и пр.
  • Осмыс­ле­ние соб­ствен­но­го опы­та – чего доби­лись, что ста­ли делать по-дру­го­му и поче­му.
  • Про­вер­ка сво­е­го под­хо­да на дока­за­тель­ность. Напри­мер, вос­поль­зуй­тесь мате­ри­а­ла­ми Стан­дар­та дока­за­тель­но­сти прак­тик в сфе­ре дет­ства, его мож­но при­ме­нить и к дру­гим сфе­рам.
  • Уча­стие в про­фес­си­о­наль­ных ассо­ци­а­ци­ях, пуб­лич­ных обсуж­де­ни­ях, кон­фе­рен­ци­ях, круг­лых сто­лах, про­филь­ных груп­пах в соци­аль­ных сетях и пр.

Что дает

  • Зна­ние дета­лей и нюан­сов, пони­ма­ние потреб­но­стей сво­их бла­го­по­лу­ча­те­лей, осмыс­ле­ние и извле­че­ние выво­дов из сво­е­го опы­та, наце­лен­ность на дости­же­ние боль­ших резуль­та­тов.
  • Повы­ше­ние дове­рия к вашей орга­ни­за­ции, демон­стра­ция про­фес­си­о­на­лиз­ма, осо­знан­но­сти того, что вы дела­е­те.