НКО «без ног»: почему новые знания не помогают в работе

Консультант может быть компасом, но не "ногами" НКО. Фото: Shutterstock.
Консультант может быть компасом, но не "ногами" НКО. Фото: Shutterstock.

Обу­ча­ю­щих мате­ри­а­лов для НКО очень мно­го. При этом новые зна­ния не все­гда помо­га­ют орга­ни­за­ци­ям в их рабо­те, счи­та­ет соос­но­ва­тель и парт­нер дизайн-бюро «Вер­стак» Мария Чер­ных. Она рас­ска­за­ла жур­на­ли­сту Теп­ли­цы Ека­те­рине Улья­но­вой, с каки­ми про­бле­ма­ми стал­ки­ва­ют­ся кон­суль­тан­ты неком­мер­че­ских орга­ни­за­ций.

НКО не хватает специалистов

Несмот­ря на раз­ви­тие кон­сал­тин­га в сфе­ре НКО за послед­ние годы и про­фес­си­о­наль­ный рост сек­то­ра, мно­гие орга­ни­за­ции не могут при­мять зна­ния в реаль­ной жиз­ни. Даже если кон­суль­тант раз­ра­бо­та­ет стра­те­гию, чет­кий план дей­ствий, то есть веро­ят­ность, счи­та­ет Мария Чер­ных, что у НКО про­сто может не быть рук, что­бы это реа­ли­зо­вать.

«Неком­мер­че­ские орга­ни­за­ции рабо­та­ют в очень жест­ких рам­ках. У них нет допол­ни­тель­ных мощ­но­стей, что­бы все кра­си­вые идеи вопло­щать в жизнь. Я с этим стал­ки­ва­лась очень часто. У НКО есть жела­ние менять себя, но нет на это ресур­сов. Мож­но очень кру­то все спла­ни­ро­вать, про­ве­сти несколь­ко стра­те­ги­че­ских сес­сий и иссле­до­ва­ний. Но вот вопло­щать все это про­сто неко­му». Мария Чер­ных

Орга­ни­за­ци­ям даже не обя­за­тель­но зака­зы­вать пер­со­наль­ный кон­сал­тинг. Появ­ля­ет­ся все боль­ше учеб­ных мате­ри­а­лов для сотруд­ни­ков НКО: спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ные онлайн-пор­та­лы, кана­лы в telegram, видео­уро­ки и кон­фе­рен­ции. При этом один спе­ци­а­лист даже при нали­чии всех воз­мож­но­стей для обу­че­ния не может осво­ить все направ­ле­ния сра­зу. А нанять ново­го очень слож­но, уве­ре­на Мария Чер­ных, пото­му что на рын­ке ост­ро ощу­ща­ет­ся кад­ро­вый голод.

«Что­бы был какой-то смысл в том, что дает инфо­биз­нес, нуж­ны люди, кото­рые смо­гут эти зна­ния исполь­зо­вать. Напри­мер, мы можем сколь­ко угод­но гово­рить, что нуж­на CRM. Но у НКО нет людей, кото­рые мог­ли бы настро­ить систе­му, и они не зна­ют, где их най­ти, как разо­брать­ся в мно­же­стве инстру­мен­тов и что дей­стви­тель­но им нуж­но. Ино­гда про­сто нет вре­ме­ни и сил на поиск раз­ра­бот­чи­ка, пото­му что слу­чил­ся “пожар” и нуж­но обра­ба­ты­вать запро­сы бла­го­по­лу­ча­те­лей. Это реаль­но тупик. Люди из биз­не­са дают неком­мер­че­ским орга­ни­за­ци­ям оче­вид­ные сове­ты, напри­мер “нуж­но знать свою целе­вую ауди­то­рию”. Но, что кон­крет­но делать, сотруд­ни­ки не пони­ма­ют. И все стра­те­гии пылят­ся на пол­ках». Мария Чер­ных 

Так же раз­ви­ва­ет­ся дви­же­ние pro bono. Появ­ля­ет­ся все боль­ше волон­те­ров-про­фи, кото­рые гото­вы помо­гать НКО сво­и­ми зна­ни­я­ми и экс­пер­ти­зой. Но такой фор­мат вза­и­мо­дей­ствия хоро­шо под­хо­дит для разо­вых или неболь­ших задач. Систем­ную же рабо­ту может делать толь­ко тот чело­век, кото­рый посто­ян­но нахо­дит­ся внут­ри коман­ды.

«Сег­мент инфо­биз­не­са рас­тет. Но я очень часто вижу, что зна­ния не исполь­зу­ют­ся. Я знаю руко­во­ди­те­лей неком­мер­че­ских орга­ни­за­ций, кото­рые пере­ста­ли ездить на кон­фе­рен­ции. Они счи­та­ют, что нет смыс­ла слу­шать одни и те же кей­сы, кото­рые они все рав­но не могут реа­ли­зо­вать». Мария Чер­ных

Мож­но нанять кон­суль­тан­та на регу­ляр­ную рабо­ту, что­бы он вме­сте с сотруд­ни­ком выстра­и­вал систе­му и внед­рял новые меха­ни­ки. Мария Чер­ных уве­ре­на, что это рабо­чая схе­ма, но нуж­но учи­ты­вать, что изме­не­ния будут не мгно­вен­ны­ми. 

Консультантам не доверяют

Сто­рон­ний экс­перт может пред­ло­жить новые пра­ви­ла и инстру­мен­ты для рабо­ты. Но пол­но­цен­но­го сотруд­ни­че­ства не полу­чит­ся, если НКО не дове­ря­ет кон­суль­тан­ту и не гото­ва менять­ся. Так­же экс­перт может не пони­мать, как в орга­ни­за­ции устро­ен цикл при­ня­тия реше­ний, и не раз­би­рать­ся в суб­ор­ди­на­ции.

Если в управ­ле­нии коман­дой есть белые пят­на, то экс­перт будет зна­чи­тель­но менее эффек­ти­вен. «Быва­ет так, что кон­суль­тант рабо­та­ет с гиб­ким сотруд­ни­ком, кото­рый готов впи­ты­вать инфор­ма­цию. А потом ока­зы­ва­ет­ся, что руко­вод­ство не гото­во к изме­не­ни­ям и наши сове­ты не будут исполь­зо­вать в рабо­те», – гово­рит Мария Чер­ных.

Еще по теме: Что такое инфо­биз­нес и зачем НКО кон­суль­тан­ты.

Кон­суль­тан­ты так­же стал­ки­ва­ют­ся с ситу­а­ци­я­ми, когда один участ­ник коман­ды готов сле­до­вать сове­там, но его не под­дер­жи­ва­ют дру­гие сотруд­ни­ки или сто­рон­ни­ки орга­ни­за­ции. Напри­мер, экс­перт реко­мен­ду­ет напи­сать пись­ма парт­не­рам. Спе­ци­а­лист по ком­му­ни­ка­ци­ям идет к осно­ва­те­лю орга­ни­за­ции, что­бы запро­сить кон­так­ты. Но руко­во­ди­тель гово­рит, что так делать не надо.

«Очень часто мы полу­ча­ем обрат­ную связь от НКО и слы­шим, что глав­ный волон­тер, кото­рый помо­га­ет орга­ни­за­ции 10 лет, пред­ло­жил не сле­до­вать нашим сове­там. И все, к нему при­слу­ша­лись, а к экс­пер­там нет». Мария Чер­ных

Сто­ит пом­нить, что кон­суль­тан­ту нужен мак­си­маль­ный доступ к инфор­ма­ции. Напри­мер, ко всем инфо­по­во­дам НКО, если экс­перт настра­и­ва­ет рабо­ту соци­аль­ных сетей. На стра­ни­цах неком­мер­че­ской орга­ни­за­ции долж­на быть пол­ная и понят­ная ауди­то­рии кар­ти­на ее рабо­ты. И в дан­ном слу­чае каче­ство и ско­рость напол­не­ния соц­се­тей будут зави­сеть от того, насколь­ко пол­ную и свое­вре­мен­ную инфор­ма­цию сотруд­ни­ки будут предо­став­лять кон­суль­тан­ту.

«Я могу мно­го раз ска­зать, что нуж­но систем­ное сотруд­ни­че­ство с инфор­ма­ци­он­ны­ми парт­не­ра­ми. И мне даже будут за это пла­тить. Но это не озна­ча­ет, что эта рабо­та будет делать­ся. Ино­гда сотруд­ни­ки орга­ни­за­ции даже не зна­ют, с каки­ми СМИ обща­ют­ся их кол­ле­ги. В таком слу­чае кон­суль­тант про­сто не помо­жет». Мария Чер­ных

Консалтинг не ставит на ноги

Сто­рон­ний кон­суль­тант может делить­ся зна­ни­я­ми, направ­лять и давать реко­мен­да­ции. Но выпол­нять рабо­ту за сотруд­ни­ков он не дол­жен. Мария Чер­ных уве­ре­на, что самый пло­хой вари­ант кон­сал­тин­га, когда экс­перт начи­на­ет все делать сам.

«Инфо­биз­нес – это ком­пас и кар­та. Мы пока­зы­ва­ем путь, но прой­ти его долж­на сама орга­ни­за­ция. «Ноги» мы не при­де­ла­ем. Мож­но давать обрат­ную связь, гово­рить, что луч­ше, что хуже. Но при­хо­дить и делать рука­ми кон­суль­тан­ты не долж­ны». Мария Чер­ных

Ино­гда у сотруд­ни­ков НКО про­сто нет ресур­сов, что­бы быст­ро внед­рить новые меха­ни­ки рабо­ты. Им тре­бу­ет­ся на это боль­ше вре­ме­ни, чем биз­не­су. Ком­мер­че­ские ком­па­нии могут опе­ра­тив­но рас­ши­рить штат или най­ти ста­же­ров для выпол­не­ния раз­ных задач. Неком­мер­че­ские орга­ни­за­ции, в кото­рых рабо­та­ют 4–5 чело­век, про­сто не успе­ва­ют при­ме­нять все зна­ния в рабо­те.

Кон­сал­тинг, инфо­биз­нес не могут быть вол­шеб­ной пилю­лей, кото­рая в одно­ча­сье меня­ет все к луч­ше­му. Нуж­но быть гото­вы­ми к росту и изме­не­ни­ям. По мне­нию Марии Чер­ных, уже появи­лись орга­ни­за­ции, кото­рые не толь­ко гото­вы менять не толь­ко себя, но и сек­тор.

Раз­ви­тие кон­сал­тин­га в НКО, в первую оче­редь, пока­зы­ва­ет, что запрос на изме­не­ния есть. «Оста­лось научит­ся внед­рять новое, не боять­ся экс­пе­ри­мен­ти­ро­вать и быть гото­вы­ми идти впе­ред. А какой ком­пас при этом подо­брать — дело уже вто­рое», – счи­та­ет Мария Чер­ных.