НКО «без ног»: почему новые знания не помогают в работе

Консультант может быть компасом, но не "ногами" НКО. Фото: Shutterstock.

Мнение соосновательницы дизайн-бюро «Верстак» Марии Черных

Обучающих материалов для НКО очень много. При этом новые знания не всегда помогают организациям в их работе, считает сооснователь и партнер дизайн-бюро «Верстак» Мария Черных. Она рассказала журналисту Теплицы Екатерине Ульяновой, с какими проблемами сталкиваются консультанты некоммерческих организаций.

НКО не хватает специалистов

Несмотря на развитие консалтинга в сфере НКО за последние годы и профессиональный рост сектора, многие организации не могут примять знания в реальной жизни. Даже если консультант разработает стратегию, четкий план действий, то есть вероятность, считает Мария Черных, что у НКО просто может не быть рук, чтобы это реализовать.

«Некоммерческие организации работают в очень жестких рамках. У них нет дополнительных мощностей, чтобы все красивые идеи воплощать в жизнь. Я с этим сталкивалась очень часто. У НКО есть желание менять себя, но нет на это ресурсов. Можно очень круто все спланировать, провести несколько стратегических сессий и исследований. Но вот воплощать все это просто некому». Мария Черных

Организациям даже не обязательно заказывать персональный консалтинг. Появляется все больше учебных материалов для сотрудников НКО: специализированные онлайн-порталы, каналы в telegram, видеоуроки и конференции. При этом один специалист даже при наличии всех возможностей для обучения не может освоить все направления сразу. А нанять нового очень сложно, уверена Мария Черных, потому что на рынке остро ощущается кадровый голод.

«Чтобы был какой-то смысл в том, что дает инфобизнес, нужны люди, которые смогут эти знания использовать. Например, мы можем сколько угодно говорить, что нужна CRM. Но у НКО нет людей, которые могли бы настроить систему, и они не знают, где их найти, как разобраться в множестве инструментов и что действительно им нужно. Иногда просто нет времени и сил на поиск разработчика, потому что случился “пожар” и нужно обрабатывать запросы благополучателей. Это реально тупик. Люди из бизнеса дают некоммерческим организациям очевидные советы, например “нужно знать свою целевую аудиторию”. Но, что конкретно делать, сотрудники не понимают. И все стратегии пылятся на полках». Мария Черных  

Так же развивается движение pro bono. Появляется все больше волонтеров-профи, которые готовы помогать НКО своими знаниями и экспертизой. Но такой формат взаимодействия хорошо подходит для разовых или небольших задач. Системную же работу может делать только тот человек, который постоянно находится внутри команды.

«Сегмент инфобизнеса растет. Но я очень часто вижу, что знания не используются. Я знаю руководителей некоммерческих организаций, которые перестали ездить на конференции. Они считают, что нет смысла слушать одни и те же кейсы, которые они все равно не могут реализовать». Мария Черных

Можно нанять консультанта на регулярную работу, чтобы он вместе с сотрудником выстраивал систему и внедрял новые механики. Мария Черных уверена, что это рабочая схема, но нужно учитывать, что изменения будут не мгновенными.  

Консультантам не доверяют

Сторонний эксперт может предложить новые правила и инструменты для работы. Но полноценного сотрудничества не получится, если НКО не доверяет консультанту и не готова меняться. Также эксперт может не понимать, как в организации устроен цикл принятия решений, и не разбираться в субординации.

Если в управлении командой есть белые пятна, то эксперт будет значительно менее эффективен. «Бывает так, что  консультант работает с гибким сотрудником, который готов впитывать информацию. А потом оказывается, что руководство не готово к изменениям и наши советы не будут использовать в работе», – говорит Мария Черных.

Еще по теме: Что такое инфобизнес и зачем НКО консультанты.

Консультанты также сталкиваются с ситуациями, когда один участник команды готов следовать советам, но его не поддерживают другие сотрудники или сторонники организации. Например, эксперт рекомендует написать письма партнерам. Специалист по коммуникациям идет к основателю организации, чтобы запросить контакты. Но руководитель говорит, что так делать не надо.

«Очень часто мы получаем обратную связь от НКО и слышим, что главный волонтер, который помогает организации 10 лет, предложил не следовать нашим советам. И все, к нему прислушались, а к экспертам нет». Мария Черных

Стоит помнить, что консультанту нужен максимальный доступ к информации. Например, ко всем инфоповодам НКО, если эксперт настраивает работу социальных сетей. На страницах некоммерческой организации должна быть полная и понятная аудитории картина ее работы. И в данном случае качество и скорость наполнения соцсетей будут зависеть от того, насколько полную и своевременную информацию сотрудники будут предоставлять консультанту.

«Я могу много раз сказать, что нужно системное сотрудничество с информационными партнерами. И мне даже будут за это платить. Но это не означает, что эта работа будет делаться. Иногда сотрудники организации даже не знают, с какими СМИ общаются их коллеги. В таком случае консультант просто не поможет». Мария Черных

Консалтинг не ставит на ноги

Сторонний консультант может делиться знаниями, направлять и давать рекомендации. Но выполнять работу за сотрудников он не должен. Мария Черных уверена, что самый плохой вариант консалтинга, когда эксперт начинает все делать сам.

«Инфобизнес – это компас и карта. Мы показываем путь, но пройти его должна сама организация. «Ноги» мы не приделаем. Можно давать обратную связь, говорить, что лучше, что хуже. Но приходить и делать руками консультанты не должны». Мария Черных

Иногда у сотрудников НКО просто нет ресурсов, чтобы быстро внедрить новые механики работы. Им требуется на это больше времени, чем бизнесу. Коммерческие компании могут оперативно расширить штат или найти стажеров для выполнения разных задач. Некоммерческие организации, в которых работают 4-5 человек, просто не успевают применять все знания в работе.

Консалтинг, инфобизнес не могут быть волшебной пилюлей, которая в одночасье меняет все к лучшему. Нужно быть готовыми к росту и изменениям. По мнению Марии Черных, уже появились организации, которые не только готовы менять не только себя, но и сектор.

Развитие консалтинга в НКО, в первую очередь, показывает, что запрос на изменения есть. «Осталось научится внедрять новое, не бояться экспериментировать и быть готовыми идти вперед. А какой компас при этом подобрать — дело уже второе», — считает Мария Черных.

Самое популярное

Будьте с нами на связи, независимо от алгоритмов

Telegram-канал E-mail рассылка RSS-рассылка
Как победить алгоритмы: прочитай инструкции, как настроить приоритетный показ материалов в социальных сетях и подключить RSS-ленту.