«Зеленый Драйвер»: экотренер – профессия будущего

Экотренер - это профессия будущего , уверены основатели "Зеленого Драйвера". Фото Shutterstock.
Экотренер - это профессия будущего , уверены основатели "Зеленого Драйвера". Фото Shutterstock.

Перед Рос­си­ей сто­ят эко­ло­ги­че­ские вызо­вы: мусор­ная про­бле­ма, загряз­не­ние воды, воз­ду­ха, поч­вы. Круп­ные кор­по­ра­ции все чаще при­гла­ша­ют на рабо­ту мене­дже­ров по устой­чи­во­му раз­ви­тию, кото­рые в том чис­ле оце­ни­ва­ют воз­дей­ствие ком­па­нии на окру­жа­ю­щую сре­ду. Но что делать пред­ста­ви­те­лям мало­го или сред­не­го биз­не­са, кото­рые гото­вы эко­ло­ги­зи­ро­вать свою рабо­ту, но не име­ют воз­мож­но­сти нанять отдель­но­го спе­ци­а­ли­ста? Им помо­гут эко­тре­не­ры или эко­про­по­вед­ни­ки, уве­ре­ны осно­ва­те­ли Шко­лы эко­тре­не­ров «Зеле­ный Драй­вер» Роман Саб­лин и Алек­сандр Баш­кир­цев. Они рас­ска­за­ли жур­на­ли­сту Теп­ли­цы Ека­те­рине Улья­но­вой, как они гото­вят спе­ци­а­ли­стов, кото­рые помо­га­ют людям изме­нить свои при­выч­ки в жиз­ни и биз­не­се на эко­ло­гич­ные.

Путь в экотренеры

Роман Саб­лин десять лет про­ра­бо­тал на руко­во­дя­щих долж­но­стях в кор­по­ра­тив­ном PR-РУСАЛ, Тех­но­НИ­КОЛЬ. В Тех­но­НИ­КОЛЬ в Москве вырос до руко­во­ди­те­ля PR-отде­ла. Но, по его сло­вам, после пяти лет рабо­та пере­ста­ла быть смыс­лом жиз­ни, хотя и при­но­си­ла хоро­шие день­ги. Все поме­ня­лось, когда Роман Саб­лин при­со­еди­нил­ся к эко­дви­же­нию. Вме­сте с новы­ми дру­зья­ми эко­ак­ти­ви­ста­ми в июне 2010 года орга­ни­зо­вал «Эко­лофт на Пят­ниц­кой». На один год быв­шая мос­ков­ская ком­му­наль­ная квар­ти­ра ста­ла поли­го­ном для про­вер­ки эко­при­вы­чек, эко­шко­лой по чет­вер­гам, шта­бом для мно­гих эко­про­ек­тов.

Этот опыт так вдох­но­вил Рома­на, что он ушел из кор­по­ра­ции и пол­то­ра года зани­мал­ся эко­ак­ти­виз­мом. А потом слу­чай­но попал на кон­фе­рен­цию по инфо­биз­не­су и понял, что его зна­ния мож­но моне­ти­зи­ро­вать. Роман Саб­лин орга­ни­зо­вал свой пер­вый мастер-класс и стал назы­вать себя эко­тре­не­ром. Начал актив­но писать в соци­аль­ные сети, вести экоб­лог. В 2013 году он обоб­щил свой опыт в кни­ге «Зеле­ный драй­вер. Код эко­ло­гич­ной жиз­ни в горо­де» и собрал день­ги на изда­ние с помо­щью кра­уд­фандин­га.

После того как кни­га была опуб­ли­ко­ва­на, Роман Саб­лин стал полу­чать все боль­ше запро­сов от ком­па­ний и част­ных лиц по всей Рос­сии и СНГ. Эко­тре­не­ра про­си­ли орга­ни­зо­вать раз­дель­ный сбор отхо­дов в офи­се, про­чи­тать лек­цию или про­ве­сти эко­ме­ро­при­я­тие. Так появил­ся про­ект «Зеле­ный Драй­вер», коман­да кото­ро­го ста­ла зани­мать­ся эко­ло­ги­за­ци­ей жиз­ни и биз­не­са. А в 2018 году Роман Саб­лин позна­ко­мил­ся с Алек­сан­дром Баш­кир­це­вым. И эта встре­ча дала новый тол­чок к раз­ви­тию про­ек­та.

Роман Саб­лин позна­ко­мил­ся с Алек­сан­дром Баш­кир­це­вым, вме­сте они запу­сти­ли онлайн-шко­лу эко­тре­не­ров «Зеле­ный Драй­вер». Фото предо­став­ле­но спи­ке­ра­ми.

Алек­сандр Баш­кир­цев, кан­ди­дат эко­но­ми­че­ских наук, зани­мал­ся нау­кой и пре­по­да­вал ака­де­ми­че­ские дис­ци­пли­ны в одном из вузов Ека­те­рин­бур­га. Ему нра­ви­лось пре­по­да­вать, но совсем не нра­ви­лись уро­вень дохо­да и кон­сер­ва­тив­ный под­ход к обу­че­нию. Поэто­му он решил оста­вить свое место рабо­ты и уйти в биз­нес. В тече­ние несколь­ких лет пере­про­бо­вал поряд­ка 20 раз­ных ниш: откры­вал кофей­ню, мага­зин здо­ро­во­го пита­ния, запус­кал кон­ди­тер­ское про­из­вод­ство, тор­го­вал щеб­нем, сан­тех­ни­кой и отде­лоч­ны­ми мате­ри­а­ла­ми. Полу­чи­лась обрат­ная ситу­а­ция: достой­ный уро­вень дохо­да, но ни одна из ниш не при­шлась по душе. Так Алек­сандр Баш­кир­цев решил вер­нуть­ся в сфе­ру обра­зо­ва­ния, запу­стив соб­ствен­ные ком­мер­че­ские про­ек­ты.

«Я опре­де­лил­ся с нишей, раз­ра­бо­тал и успеш­но запу­стил обу­ча­ю­щие кур­сы и про­грам­мы по раз­лич­ным темам, но все рав­но оста­вал­ся в поис­ке. Зна­ком­ство с Рома­ном поз­во­ли­ло най­ти очень эко­ло­гич­ную тему не толь­ко с точ­ки зре­ния защи­ты окру­жа­ю­щей сре­ды, но и с точ­ки зре­ния мора­ли и поль­зы. Я уви­дел, где могут быть полез­ны мои уси­лия и ком­пе­тен­ции», – рас­ска­зы­ва­ет он. Пер­вым сов­мест­ным про­ек­том Рома­на Саб­ли­на и Алек­сандра Баш­кир­це­ва ста­ла онлайн-шко­ла эко­тре­не­ров «Зеле­ный Драй­вер» в сен­тяб­ре 2018 года.

Больше чем проповедник

Соста­ви­те­ли «Атла­са новых про­фес­сий» (про­ект Агент­ства стра­те­ги­че­ских ини­ци­а­тив и мос­ков­ской шко­лы управ­ле­ния «Скол­ко­во») вклю­чи­ли в него про­фес­сию «эко­про­по­вед­ник». «Мне все ста­ли гово­рить, что это про меня. Но я этот тер­мин исполь­зую боль­ше в шут­ку. И все­гда при­хо­дит­ся добав­лять, что в нем нет рели­ги­оз­но­го под­тек­ста. Хотя да, я про­по­ве­дую эко­ло­гич­ный образ жиз­ни на соб­ствен­ном при­ме­ре. Но мы обу­ча­ем имен­но эко­тре­не­ров. Это более широ­кое поня­тие, чем эко­про­по­вед­ник», – гово­рит Роман Саб­лин.

Эко­тре­нер зани­ма­ет­ся не толь­ко про­све­ще­ни­ем, к нему обра­ща­ют­ся за раз­ны­ми услу­га­ми. Фото предо­став­ле­но спи­ке­ра­ми.

Эко­тре­не­ры зани­ма­ют­ся про­све­ще­ни­ем, про­во­дят лек­ции, игро­те­ки и мастер-клас­сы, запус­ка­ют обра­зо­ва­тель­ные кур­сы и рас­ска­зы­ва­ют людям, как сде­лать эко­ло­ги­че­ские при­выч­ки частью сво­ей жиз­ни. Но это лишь поло­ви­на их рабо­ты. Пред­ста­ви­те­ли ком­мер­че­ских ком­па­ний при­гла­ша­ют эко­тре­не­ров, когда нуж­но эко­ло­ги­зи­ро­вать биз­нес-про­цес­сы в офи­се или на про­из­вод­стве.

Орга­ни­за­то­ры фести­ва­лей зака­зы­ва­ют эко­тре­не­рам такие услу­ги, кото­рые дела­ют их меро­при­я­тия более дру­же­люб­ным по отно­ше­нию к при­ро­де. А еще выпуск­ни­ки Шко­лы эко­тре­не­ров про­во­дят эко­не­твор­кин­ги и зани­ма­ют­ся «зеле­ным» пиа­ром – помо­га­ют про­дви­гать эко­ло­ги­че­ские про­ек­ты и това­ры, ста­но­вят­ся экоб­ло­ге­ра­ми.

«Это огром­ный функ­ци­о­нал, и эко­тре­нер пред­став­ля­ет­ся таким мно­го­ру­ким мно­го­но­гом. Но на самом деле у каж­до­го наше­го уче­ни­ка появ­ля­ет­ся какая-то спе­ци­а­ли­за­ция. Невоз­мож­но все знать, но важен систем­ный взгляд и под­ход. Эко­тре­не­ры раз­ви­ва­ют сооб­ще­ство, выстра­и­ва­ют отно­ше­ния и при­вле­ка­ют узких спе­ци­а­ли­стов к раз­ным зада­чам. Напри­мер, если эко­тре­не­ра при­гла­си­ли эко­ло­ги­зи­ро­вать пти­це­фаб­ри­ку, он зна­ет, каких спе­ци­а­ли­стов нуж­но при­гла­сить». Роман Саб­лин

Эко­тре­не­рам не надо осва­и­вать сра­зу несколь­ко спе­ци­а­ли­за­ций. Но созда­те­ли Шко­лы эко­тре­не­ров наста­и­ва­ют на том, что­бы все их выпуск­ни­ки запус­ка­ли свой инфо­про­дукт. Выхо­дить на рынок они долж­ны, в первую оче­редь, с обу­ча­ю­щим кур­сом или цик­лом лек­ций и толь­ко потом ока­зы­вать дру­гие услу­ги.

Кто хочет стать экотренером

Один поток в Шко­ле эко­тре­не­ров длит­ся четы­ре меся­ца и состо­ит из пяти моду­лей. Сна­ча­ла уче­ни­ки полу­ча­ют тео­ре­ти­че­ские зна­ния по эко­ло­гии и эко­ло­ги­че­ско­му обра­зу жиз­ни от 12 экс­пер­тов шко­лы. И толь­ко потом пере­хо­дят к темам эко­про­све­ще­ния и эко­пред­при­ни­ма­тель­ства. Пере­ско­чить через моду­ли нель­зя, базо­вые заня­тия обя­за­тель­ны даже для опыт­ных слу­ша­те­лей.

«Эко­ак­ти­ви­сты и даже про­фес­си­о­наль­ные эко­ло­ги часто про­сят нас про­пу­стить первую часть про­грам­мы. Они уве­ре­ны, что уже зна­ют всю тео­рию. Но потом ока­зы­ва­ет­ся, что неко­то­рые момен­ты они зна­ли недо­ста­точ­но хоро­шо, а что-то надо изу­чить более систем­но. Мы хотим, что­бы на рынок выхо­ди­ли под­го­тов­лен­ные спе­ци­а­ли­сты и что­бы наш обу­ча­ю­щий про­ект не штам­по­вал неком­пе­тент­ных эко­тре­не­ров». Роман Саб­лин

Учить­ся в Шко­лу эко­тре­не­ров при­хо­дят не толь­ко про­фес­си­о­наль­ные эко­ло­ги и био­ло­ги, но и все, кого инте­ре­су­ет тема эко­ло­гии. Уче­ни­ков объ­еди­ня­ет запрос на изме­не­ние соб­ствен­ной жиз­ни, уве­ре­ны созда­те­ли про­ек­та.

Осно­ва­те­ли Шко­лы эко­тре­не­ров уве­ре­ны, что спрос на эко­про­све­ще­ние рас­тет. Фото предо­став­ле­но спи­ке­ра­ми.

Алек­сандр Баш­кир­цев счи­та­ет, что на рын­ке тру­да есть огром­ное коли­че­ство людей, кото­рые толь­ко ищут себя. И это резуль­тат неэф­фек­тив­ной систе­мы обра­зо­ва­ния – во вре­мя уче­бы в инсти­ту­те они не нашли точек при­ме­не­ния сво­их уси­лий и не полу­чи­ли нуж­ных ком­пе­тен­ций.

«Я сам вышел из ака­де­ми­че­ской сре­ды и пре­крас­но пони­маю, насколь­ко без­дар­но у нас учат в боль­шин­стве вузов. Часто люди за пару биз­нес-тре­нин­гов усва­и­ва­ют гораз­до боль­ше, чем за несколь­ко лет в вузе. Совре­мен­ная обра­зо­ва­тель­ная систе­ма тер­пит крах и тре­бу­ет ради­каль­ных пере­мен. Но этот сек­тор очень кос­ный и мед­лен­но реа­ги­ру­ет на коле­ба­ния рын­ка. Гото­вить эко­тре­не­ров в рос­сий­ских уни­вер­си­те­тах нач­нут лет через десять». Алек­сандр Баш­кир­цев

Ком­мер­че­ский сек­тор реа­ги­ру­ет намно­го быст­рее. Пред­при­ни­ма­те­ли чув­ству­ют, какие темы ста­но­вят­ся акту­аль­ны­ми, и запус­ка­ют обу­ча­ю­щие про­грам­мы. Так и слу­чи­лось с «Зеле­ным Драй­ве­ром». Созда­те­ли кур­са уви­де­ли, что рас­тет инте­рес к эко­ло­ги­че­ским темам. И воз­ни­ка­ет спрос на эко­тре­не­ров-про­вод­ни­ков, кото­рые помо­гут дру­гим людям поме­нять свой образ жиз­ни.

Экотренер на перекрестке

Основ­ная зада­ча Шко­лы эко­тре­не­ров – дать выпуск­ни­кам новую про­фес­сию, что­бы они мог­ли зара­ба­ты­вать на жизнь люби­мым делом. Буду­щих эко­про­по­вед­ни­ков учат тому, как пра­виль­но упа­ко­вы­вать и про­дви­гать свои зна­ния. Созда­те­ли про­ек­та счи­та­ют, что они запус­ка­ют сво­им уче­ни­кам пред­при­ни­ма­тель­ское и стра­те­ги­че­ское мыш­ле­ние. Но они не наста­и­ва­ют на том, что­бы каж­дый выпуск­ник откры­вал свой соб­ствен­ный биз­нес.

«Тренд на пред­при­ни­ма­тель­ство в Рос­сии обой­дет­ся нам мил­ли­о­на­ми сло­ман­ных жиз­ней. Ста­тус наем­ной рабо­ты силь­но пада­ет. И мно­гие бро­са­ют все силы, что­бы открыть соб­ствен­ное дело, вле­за­ют в дол­ги. А мог­ли бы рабо­тать в ком­па­нии и быть отлич­ны­ми испол­ни­те­ля­ми. Мы вос­пи­ты­ва­ем ремес­лен­ни­ков, кото­рые могут зани­мать­ся сво­им делом. Но если чело­век пони­ма­ет, что он хочет рабо­тать на ком­па­нию, он все рав­но най­дет себе место в нашей шко­ле». Алек­сандр Баш­кир­цев

Если чело­век после шко­лы не соби­ра­ет­ся запус­кать соб­ствен­ный про­ект, полу­чен­ные зна­ния он может при­ме­нять в повсе­днев­ной жиз­ни или на сво­ей основ­ной рабо­те. Напри­мер, выпуск­ни­ка­ми кур­са уже ста­ли сотруд­ни­ки Volvo и ИКЕА, кото­рые соби­ра­ют­ся раз­ви­вать эко­ло­ги­че­ские направ­ле­ния в сво­их ком­па­ни­ях.

Роман Саб­лин гово­рит, что часто уче­ни­ки из-за син­дро­ма само­зван­ца не чув­ству­ют цен­но­сти сво­е­го опы­та. Фото предо­став­ле­но спи­ке­ром.

«Если чело­век отпра­вит­ся в сво­бод­ное пла­ва­ние, мы ему дали кон­крет­ные инстру­мен­ты: гото­вое ком­мер­че­ское пред­ло­же­ние и реко­мен­да­ции по рабо­те с заказ­чи­ка­ми. Захо­чет запу­стить эко­стар­тап, новые зна­ния тоже помо­гут, ведь эко­то­вар сам себя не про­даст. Если оста­нет­ся в сво­ей ком­па­нии, то смо­жет, напри­мер, про­све­щать сотруд­ни­ков, ста­нет внут­рен­ним амбас­са­до­ром. По фак­ту эко­тре­нер будет нахо­дить­ся на пере­крест­ке, и все доро­ги будут ему откры­ты». Роман Саб­лин

Так­же осно­ва­те­ли шко­лы счи­та­ют, что у каж­до­го уче­ни­ка уже есть экс­перт­ность в какой-либо обла­сти, – кто-то уме­ет орга­ни­зо­вы­вать эко­ло­ги­че­ские акции или мно­го лет прак­ти­ку­ет раз­дель­ный сбор отхо­дов. Но часто люди из-за син­дро­ма само­зван­ца не чув­ству­ют цен­но­сти сво­е­го опы­та. Они дума­ют, что не име­ют пра­ва учить дру­гих и делить­ся зна­ни­я­ми за день­ги.

«К нам при­хо­дят не из без­воз­душ­но­го про­стран­ства, обыч­но наши уче­ни­ки уже эко­ори­ен­ти­ро­ва­ны. И одна из задач кур­са – рас­крыть их экс­перт­ность, дора­бо­тать её, орга­ни­зо­вать в понят­ный и дей­ствен­ный про­ект, упа­ко­вать его и выве­сти на рынок». Алек­сандр Баш­кир­цев

Поэто­му курс в Шко­ле эко­тре­не­ров состо­ит не толь­ко из видео­уро­ков и веби­на­ров. Осо­бое вни­ма­ние созда­те­ли про­ек­та уде­ля­ют кон­суль­та­ци­ям – они лич­но обща­ют­ся с каж­дым уче­ни­ком и помо­га­ют еще в про­цес­се обу­че­ния выбрать нишу для даль­ней­шей рабо­ты. Их зада­ча, что­бы выпуск­ник после окон­ча­ния кур­са уже на сле­ду­ю­щий день мог идти к потен­ци­аль­но­му заказ­чи­ку и пред­ла­гать свои услу­ги.

Еще по теме: Как акти­ви­сты Breathe.Moscow мони­то­рят воз­дух.

Роман Саб­лин и Алек­сандр Баш­кир­цев гово­рят, что они зани­ма­ют­ся соци­аль­ным про­ек­ти­ро­ва­ни­ем и раз­ви­ти­ем эко­со­об­ще­ства, а не про­сто инфо­биз­не­сом. Одна­ко они уве­ре­ны, что запрос на обра­зо­ва­тель­ные услу­ги будет толь­ко рас­ти. Поэто­му выпуск­ни­ки Шко­лы эко­тре­не­ров, кото­рые вый­дут на рынок с новы­ми инфо­про­дук­та­ми, ока­жут­ся вос­тре­бо­ван­ны­ми.

«Насту­па­ет бум эко­про­све­ще­ния. И нуж­ны гра­мот­ные спе­ци­а­ли­сты, кото­рые будут рабо­тать в этом направ­ле­нии и разъ­яс­нять, как мож­но спра­вить­ся с эко­ло­ги­че­ски­ми вызо­ва­ми. А эту зада­чу мы долж­ны решить в первую оче­редь, ина­че все осталь­ные миро­вые про­бле­мы ока­жут­ся уже неваж­ны­ми». Роман Саб­лин