Ирина Шауфлер: 9 способов придумать идею

Как пользоваться методом SKAMPER. Фото: Shutterstock.
Как поль­зо­вать­ся мето­дом SKAMPER. Фото: Shutterstock.

В сво­ем теле­грам-кана­ле PRinNKO я соби­раю при­ме­ры пиар-кам­па­ний, фор­ма­тов и инстру­мен­тов. Мне хочет­ся раз­ме­щать на кана­ле исто­рии кре­а­тив­ных пиар-кам­па­ний толь­ко от НКО, но, под­би­рая кон­тент, я вижу пере­вес кре­а­тив­ных под­хо­дов в поль­зу биз­не­са.

Ком­мер­сан­ты бур­лят иде­я­ми на тему, как выгод­но пред­ста­вить свой про­дукт и обра­тить на него вни­ма­ние ауди­то­рии, тогда как неком­мер­че­ский сек­тор выда­ет мень­ше кон­тен­та, при­вле­ка­ю­ще­го вни­ма­ние к про­бле­мам и их реше­ни­ям, о кото­рых важ­но гово­рить гром­ко.

Как появ­ля­ют­ся кре­а­тив­ные идеи? Что нуж­но сде­лать, что­бы запу­стить поток гене­ра­ции идей? Как «выло­вить» из это­го пото­ка «нуж­ную» мысль, кото­рая даст ожи­да­е­мый резуль­тат, запу­стит «сара­фан­ное радио» и будет рабо­тать на орга­ни­за­цию?

Кро­ме извест­ных спо­со­бов поис­ка и обра­бот­ки идей, таких как: «6 шляп», «ассо­ци­а­ции», «моз­го­вой штурм», есть еще один, кото­рым я поль­зу­юсь посто­ян­но.

О нем и пой­дет речь даль­ше.

SKAMPER – метод, или девять прин­ци­пов твор­че­ско­го мыш­ле­ния.

Впер­вые был пред­ло­жен биз­не­сме­ном, авто­ром мето­да кре­а­тив­но­сти Алек­сом Осбор­ном.

SKAMPER – это мне­мо­ни­че­ское соче­та­ние. Выгля­дит сле­ду­ю­щим обра­зом.

  • S-Substitute – Заме­нить?
  • C – Combine – Ком­би­ни­ро­вать?
  • A – Adapt – Адап­ти­ро­вать?
  • M – Modifi = Magnifi – Моди­фи­ци­ро­вать? = Уве­ли­чить?
  • P – Put to other uses – Пред­ло­жить дру­гое при­ме­не­ние?
  • E – Eliminate of minify – Устра­нить или умень­шить?
  • R – Reverse = Rearrange – Поме­нять на про­ти­во­по­лож­ное? = Пере­ста­вить?

Метод осно­вы­ва­ет­ся на том, что новое – это допол­не­ние или видо­из­ме­не­ние чего-то, что уже суще­ству­ет. Бере­те пред­мет или, в нашем слу­чае, идею и созда­е­те из это­го что-то прин­ци­пи­аль­но дру­гое.

Еще по теме: Надеть шля­пу опти­ми­ста и еще несколь­ко спо­со­бов тре­ни­ро­вать свою фан­та­зию

Итак: сфор­му­ли­руй­те идею, о кото­рой хоти­те пораз­мыш­лять, и составь­те спи­сок вопро­сов, кото­рые запу­стят поток новых мыс­лей.

  • Мож­но ли что-то заме­нить?
  • Мож­но ли сочетать\комбинировать с чем-то дру­гим?
  • Мож­но ли адап­ти­ро­вать что-то для этой идеи?
  • Мож­но ли уве­ли­чить или что-то доба­вить?
  • Мож­но ли еще как-то изме­нить идею или моди­фи­ци­ро­вать ее?
  • Мож­но ли пред­ло­жить дру­гое при­ме­не­ние идее?
  • Мож­но ли что-то устра­нить из идеи?
  • Мож­но ли пере­ста­вить, пере­дви­нуть, пере­де­лать?
  • Что будет, если поме­нять идею на про­ти­во­по­лож­ную?

Исполь­зуя SKAMPER-метод, вы уви­ди­те, как идеи нач­нут появ­лять­ся почти непро­из­воль­но. Глав­ное – зада­вать нуж­ные вопро­сы.

Заменить?

Заме­на – это хоро­шее сред­ство раз­ра­ба­ты­вать идеи, аль­тер­на­тив­ные суще­ству­ю­щим. Как заме­нить то на это? Мож­но ли заме­нять пред­ме­ты, про­це­ду­ры, людей, чув­ства?

Задай­те вопро­сы:

  • Что мож­но заме­нить? Кого мож­но заме­нить?
  • Мож­но ли заме­нить пра­ви­ла?
  • Дру­гие состав­ля­ю­щие, мате­ри­а­лы, про­цес­сы, про­це­ду­ры?
  • Что еще вме­сто это­го? Какую дру­гую часть вме­сто этой?

При­мер: в моей прак­ти­ке было меро­при­я­тие, на кото­ром мы заме­ни­ли при­выч­ную бан­нер­ную фото­зо­ну на живых пер­со­на­жей в брен­ди­ро­ван­ной одеж­де. Фото­гра­фов и офи­ци­ан­тов мы так­же пере­оде­ли. В резуль­та­те гости фото­гра­фи­ро­ва­лись и выкла­ды­ва­ли фото в соци­аль­ные сети с ком­мен­та­ри­я­ми, что сего­дня они в одном зале с тема­ти­че­ски­ми пер­со­на­жа­ми.

Комбинировать?

Часто твор­че­ское мыш­ле­ние свя­за­но с соче­та­ни­ем не свя­зан­ных до это­го момен­та друг с дру­гом идей для созда­ния чего-то ново­го. Такой про­цесс назы­ва­ет­ся син­те­зом, и мно­гие счи­та­ют его осно­вой твор­че­ства.

Задай­те вопро­сы:

  • Какие идеи мож­но ком­би­ни­ро­вать?
  • Мож­но ли ском­би­ни­ро­вать цели?
  • Мож­но ли сме­шать, соста­вить ансамбль?

Какие потреб­но­сти мож­но ском­би­ни­ро­вать?

При­мер: назва­ние бла­го­тво­ри­тель­но­го фести­ва­ля «Тык­вы и коты», орга­ни­зо­ван­но­го фон­дом «Рэй». Вы тоже сей­час поду­ма­ли, какая связь меж­ду тык­ва­ми и кота­ми, и захо­те­ли узнать подроб­ней? Зна­чит, орга­ни­за­то­ры доби­лись сво­ей цели и при­влек­ли вни­ма­ние ауди­то­рии.

Фото с бла­го­тво­ри­тель­но­го фести­ва­ля «Тык­вы и коты», орга­ни­зо­ван­но­го фон­дом «Рэй»

Адаптировать?

Пара­докс твор­че­ства состо­ит в том, что нуж­но посто­ян­но отсле­жи­вать чужие мыс­ли, что­бы мыс­лить ори­ги­наль­но. Сде­лай­те при­выч­кой сле­дить за тем, что дела­ют дру­гие.

Ваша идея долж­на быть ори­ги­наль­ной лишь в той сте­пе­ни, в какой она адап­ти­ру­ет­ся к реша­е­мой зада­че.

Зада­вай­те вопро­сы:

  • На что это похо­же? На какие мыс­ли наво­дит?
  • Какие парал­ле­ли мож­но про­ве­сти с иде­я­ми про­шло­го?
  • Что мож­но ско­пи­ро­вать, кому под­ра­жать?
  • Чью идею мож­но исполь­зо­вать?
  • Какой про­цесс мож­но адап­ти­ро­вать, или как мож­но обо­га­тить мою идею?
  • В каком кон­тек­сте мож­но пред­ста­вить мою идею?

Увеличить?

Про­стой спо­соб создать новую идею – взять уже суще­ству­ю­щую и что-то к ней доба­вить.

Зада­вай­те вопро­сы:

  • Что мож­но сде­лать боль­ше или рас­ши­рить?
  • Что мож­но уве­ли­чить?
  • Что мож­но доба­вить: вре­мя, силу, высо­ту, дли­ну?
  • Что мож­но делать чаще или хотя бы удво­ить?
  • Как мож­но дове­сти это до мак­си­му­ма?

При­мер: В 2014 году мы изго­то­ви­ли 280 мет­ров кол­ба­сы (при­влек­ли кол­бас­но­го парт­не­ра) в честь юби­лея обла­сти. Этот инфо­по­вод под­хва­ти­ли все город­ские СМИ. В день меро­при­я­тия люди нача­ли при­хо­дить в парк задол­го до нача­ла, что­бы посмот­реть, как эти 280 мет­ров кол­ба­сы будут раз­ме­щать­ся на сто­лах.

Модифицировать?

Что мож­но изме­нить? Прак­ти­че­ски все – пол­но­стью или частич­но. Зада­вай­те вопро­сы:

  • Как мож­но изме­нить это в луч­шую сто­ро­ну? Что мож­но моди­фи­ци­ро­вать?
  • Воз­мо­жен ли новый пово­рот?
  • Мож­но ли изме­нить назва­ние?
  • Какие фор­мы может при­нять эта идея? Воз­мож­ны ли вари­ан­ты?

Предложить другое применение?

Идея или пред­мет обре­та­ют зна­че­ние в кон­тек­сте. Изме­ни­те кон­текст – изме­нит­ся и зна­че­ние. Зада­вай­те вопро­сы:

  • Как еще мож­но это исполь­зо­вать?
  • Есть ли дру­гие спо­со­бы при­ме­не­ния?
  • Что еще мож­но из это­го сде­лать?
  • Как мож­но рас­ши­рить или изме­нить фор­мат?

При­мер: Забег в Нью-Йор­ке 2018 года. Уни­каль­ное при­клю­че­ние для фана­тов меж­га­лак­ти­че­ской саги «Звезд­ные вой­ны». Штур­мо­ви­ки и повстан­цы, дже­даи и сит­хи. Мож­но про­бе­жать­ся рядом с Чуб­ак­кой или Дар­том Вей­де­ром и полу­чить ори­ги­наль­ную медаль побе­ди­те­ля. Фиш­ка забе­га – участ­ник может выбрать, за какую сто­ро­ну бежать: напри­мер в 2018 году с боль­шим пере­ве­сом побе­ди­ла Тем­ная сто­ро­на и старт полу­чил назва­ние Star Wars Half Marathon – The Dark Side.

Забег в Нью-Йор­ке Star Wars Half Marathon – The Dark Side. Фото с сай­та disneydiary.com

Устранить?

Часто новая идея воз­ни­ка­ет, если ее лишить чего-то при­выч­но­го. Обра­бот­ка идей посте­пен­но может при­ве­сти к тому, что она сузит­ся до под­лин­но важ­ных частей и функ­ций или пока­жет, что какая-то ее часть боль­ше под­хо­дит для ино­го при­ме­не­ния. Зада­вай­те вопро­сы:

  • А что если сде­лать мень­ше? Ниже?
  • Что мож­но опу­стить? Уда­лить, раз­бить на части?
  • Мож­но ли раз­де­лить?
  • Мож­но ли пре­не­бречь пра­ви­ла­ми?
  • Пере­ста­вить? Мож­но ска­зать, что твор­че­ство состо­ит в том, что­бы, пере­став­ляя уже извест­ное, узна­вать что-то новое.
  • Зада­вай­те вопро­сы:
  • Какая пере­ста­нов­ка может быть луч­ше?
  • Дру­гой пат­терн? Дру­гое рас­по­ло­же­ние? Иная после­до­ва­тель­ность, дру­гой поря­док?
  • Поме­нять места­ми при­чи­ну и след­ствие?
  • Изме­нить темп или гра­фик?
  • Изме­нить инстру­мент?

При­мер: Рос­сий­ская инно­ва­ци­он­ная про­грам­ма тера­пев­ти­че­ско­го спор­та «Лыжи меч­ты». Что­бы не пре­ры­вать заня­тия в лет­ний пери­од, орга­ни­за­то­ры заме­ни­ли лыжи роли­ка­ми.

Поменять на противоположное?

Обрат­ная пер­спек­ти­ва часто бла­го­твор­но ска­зы­ва­ет­ся на мыш­ле­нии. Взгля­ни­те на идею с дру­гой сто­ро­ны, и вы точ­но уви­ди­те то, что ина­че мог­ли бы про­пу­стить. Исто­ри­че­ские про­ры­вы Колум­ба и Копер­ни­ка шли враз­рез с обще­при­ня­ты­ми дог­ма­ми или про­ти­во­сто­я­ли им. Зада­вай­те вопро­сы:

  • Какие сто­ро­ны про­ти­во­по­лож­ны?
  • Что нега­тив­но?
  • Мож­но поме­нять места­ми нега­тив­ную и пози­тив­ную сто­ро­ну?
  • А что если изме­нить роли?
  • А что если это сде­лать неожи­дан­но?

При­мер: Одна­жды мы изме­ни­ли вре­мя про­ве­де­ния меро­при­я­тия. Вме­сто того что­бы про­во­дить его в при­выч­ное вре­мя (обыч­но это пят­ни­ца с 16 до 20 часов), мы пред­ло­жи­ли заказ­чи­ку про­ве­сти пре­зен­та­цию его ново­го това­ра в ноч­ное вре­мя. Резуль­тат пре­взо­шел все наши ожи­да­ния. Гостям понра­ви­лось вести «ноч­ной образ жиз­ни».

Неком­мер­че­ской орга­ни­за­ции важ­но созна­тель­но при­вле­кать вни­ма­ние к про­бле­мам, кото­рые эта орга­ни­за­ция реша­ет. В том пото­ке инфор­ма­ци­он­но­го шума, что с каж­дым днем нарас­та­ет, НКО прин­ци­пи­аль­но долж­ны пред­ла­гать новые идеи при­вле­че­ния вни­ма­ния с неожи­дан­но­го ракур­са и созда­вать соб­ствен­ное инфор­ма­ци­он­ное поле.