Ирина Шауфлер: 9 способов придумать идею

Как пользоваться методом SKAMPER

В своем телеграм-канале PRinNKO я собираю примеры пиар-кампаний, форматов и инструментов. Мне хочется размещать на канале истории креативных пиар-кампаний только от НКО, но, подбирая контент, я вижу перевес креативных подходов в пользу бизнеса.

Коммерсанты бурлят идеями на тему, как выгодно представить свой продукт и обратить на него внимание аудитории, тогда как некоммерческий сектор выдает меньше контента, привлекающего внимание к проблемам и их решениям, о которых важно говорить громко.

Как появляются креативные идеи? Что нужно сделать, чтобы запустить поток генерации идей? Как «выловить» из этого потока «нужную» мысль, которая даст ожидаемый результат, запустит «сарафанное радио» и будет работать на организацию?

Кроме известных способов поиска и обработки идей, таких как: «6 шляп», «ассоциации», «мозговой штурм», есть еще один, которым я пользуюсь постоянно.

О нем и пойдет речь дальше.

SKAMPER – метод, или девять принципов творческого мышления.

Впервые был предложен бизнесменом, автором метода креативности Алексом Осборном.

SKAMPER – это мнемоническое сочетание. Выглядит следующим образом.

  • S-Substitute – Заменить?
  • C – Combine – Комбинировать?
  • A – Adapt – Адаптировать?
  • M – Modifi = Magnifi – Модифицировать? = Увеличить?
  • P – Put to other uses – Предложить другое применение?
  • E – Eliminate of minify – Устранить или уменьшить?
  • R – Reverse = Rearrange – Поменять на противоположное? = Переставить?

Метод основывается на том, что новое – это дополнение или видоизменение чего-то, что уже существует. Берете предмет или, в нашем случае, идею и создаете из этого что-то принципиально другое.

Еще по теме: Надеть шляпу оптимиста и еще несколько способов тренировать свою фантазию

Итак: сформулируйте идею, о которой хотите поразмышлять, и составьте список вопросов, которые запустят поток новых мыслей.

  • Можно ли что-то заменить?
  • Можно ли сочетать\комбинировать с чем-то другим?
  • Можно ли адаптировать что-то для этой идеи?
  • Можно ли увеличить или что-то добавить?
  • Можно ли еще как-то изменить идею или модифицировать ее?
  • Можно ли предложить другое применение идее?
  • Можно ли что-то устранить из идеи?
  • Можно ли переставить, передвинуть, переделать?
  • Что будет, если поменять идею на противоположную?

Используя SKAMPER-метод, вы увидите, как идеи начнут появляться почти непроизвольно. Главное – задавать нужные вопросы.

Заменить?

Замена – это хорошее средство разрабатывать идеи, альтернативные существующим. Как заменить то на это? Можно ли заменять предметы, процедуры, людей, чувства?

Задайте вопросы:

  • Что можно заменить? Кого можно заменить?
  • Можно ли заменить правила?
  • Другие составляющие, материалы, процессы, процедуры?
  • Что еще вместо этого? Какую другую часть вместо этой?

Пример: в моей практике было мероприятие, на котором мы заменили привычную баннерную фотозону на живых персонажей в брендированной одежде. Фотографов и официантов мы также переодели. В результате гости фотографировались и выкладывали фото в социальные сети с комментариями, что сегодня они в одном зале с тематическими персонажами.

Комбинировать?

Часто творческое мышление связано с сочетанием не связанных до этого момента друг с другом идей для создания чего-то нового. Такой процесс называется синтезом, и многие считают его основой творчества.

Задайте вопросы:

  • Какие идеи можно комбинировать?
  • Можно ли скомбинировать цели?
  • Можно ли смешать, составить ансамбль?

Какие потребности можно скомбинировать?

Пример: название благотворительного фестиваля «Тыквы и коты», организованного фондом «Рэй». Вы тоже сейчас подумали, какая связь между тыквами и котами, и захотели узнать подробней? Значит, организаторы добились своей цели и привлекли внимание аудитории.

Фото с благотворительного фестиваля «Тыквы и коты», организованного фондом «Рэй»

Адаптировать?

Парадокс творчества состоит в том, что нужно постоянно отслеживать чужие мысли, чтобы мыслить оригинально. Сделайте привычкой следить за тем, что делают другие.

Ваша идея должна быть оригинальной лишь в той степени, в какой она адаптируется к решаемой задаче.

Задавайте вопросы:

  • На что это похоже? На какие мысли наводит?
  • Какие параллели можно провести с идеями прошлого?
  • Что можно скопировать, кому подражать?
  • Чью идею можно использовать?
  • Какой процесс можно адаптировать, или как можно обогатить мою идею?
  • В каком контексте можно представить мою идею?

Увеличить?

Простой способ создать новую идею – взять уже существующую и что-то к ней добавить.

Задавайте вопросы:

  • Что можно сделать больше или расширить?
  • Что можно увеличить?
  • Что можно добавить: время, силу, высоту, длину?
  • Что можно делать чаще или хотя бы удвоить?
  • Как можно довести это до максимума?

Пример: В 2014 году мы изготовили 280 метров колбасы (привлекли колбасного партнера) в честь юбилея области. Этот инфоповод подхватили все городские СМИ. В день мероприятия люди начали приходить в парк задолго до начала, чтобы посмотреть, как эти 280 метров колбасы будут размещаться на столах.

Модифицировать?

Что можно изменить? Практически все – полностью или частично. Задавайте вопросы:

  • Как можно изменить это в лучшую сторону? Что можно модифицировать?
  • Возможен ли новый поворот?
  • Можно ли изменить название?
  • Какие формы может принять эта идея? Возможны ли варианты?

Предложить другое применение?

Идея или предмет обретают значение в контексте. Измените контекст – изменится и значение. Задавайте вопросы:

  • Как еще можно это использовать?
  • Есть ли другие способы применения?
  • Что еще можно из этого сделать?
  • Как можно расширить или изменить формат?

Пример: Забег в Нью-Йорке 2018 года. Уникальное приключение для фанатов межгалактической саги «Звездные войны». Штурмовики и повстанцы, джедаи и ситхи. Можно пробежаться рядом с Чубаккой или Дартом Вейдером и получить оригинальную медаль победителя. Фишка забега – участник может выбрать, за какую сторону бежать: например в 2018 году с большим перевесом победила Темная сторона и старт получил название Star Wars Half Marathon – The Dark Side.

Забег в Нью-Йорке Star Wars Half Marathon – The Dark Side. Фото с сайта disneydiary.com

Устранить?

Часто новая идея возникает, если ее лишить чего-то привычного. Обработка идей постепенно может привести к тому, что она сузится до подлинно важных частей и функций или покажет, что какая-то ее часть больше подходит для иного применения. Задавайте вопросы:

  • А что если сделать меньше? Ниже?
  • Что можно опустить? Удалить, разбить на части?
  • Можно ли разделить?
  • Можно ли пренебречь правилами?
  • Переставить? Можно сказать, что творчество состоит в том, чтобы, переставляя уже известное, узнавать что-то новое.
  • Задавайте вопросы:
  • Какая перестановка может быть лучше?
  • Другой паттерн? Другое расположение? Иная последовательность, другой порядок?
  • Поменять местами причину и следствие?
  • Изменить темп или график?
  • Изменить инструмент?

Пример: Российская инновационная программа терапевтического спорта «Лыжи мечты». Чтобы не прерывать занятия в летний период, организаторы заменили лыжи роликами.

Поменять на противоположное?

Обратная перспектива часто благотворно сказывается на мышлении. Взгляните на идею с другой стороны, и вы точно увидите то, что иначе могли бы пропустить. Исторические прорывы Колумба и Коперника шли вразрез с общепринятыми догмами или противостояли им. Задавайте вопросы:

  • Какие стороны противоположны?
  • Что негативно?
  • Можно поменять местами негативную и позитивную сторону?
  • А что если изменить роли?
  • А что если это сделать неожиданно?

Пример: Однажды мы изменили время проведения мероприятия. Вместо того чтобы проводить его в привычное время (обычно это пятница с 16 до 20 часов), мы предложили заказчику провести презентацию его нового товара в ночное время. Результат превзошел все наши ожидания. Гостям понравилось вести «ночной образ жизни».

Некоммерческой организации важно сознательно привлекать внимание к проблемам, которые эта организация решает. В том потоке информационного шума, что с каждым днем нарастает, НКО принципиально должны предлагать новые идеи привлечения внимания с неожиданного ракурса и создавать собственное информационное поле.