Фандрайзер Ася Калебина: «Любую работу в НКО можно монетизировать»

Главные мысли с международной конференции «Белые ночи фандрайзинга»

Часто команды некоммерческих инициатив сомневаются в своих возможностях и не понимают, как выстроить бизнес-модель вокруг своего проекта. Но любую деятельность в НКО можно попробовать монетизировать. В этом уверена независимый фандрайзер Ася Калебина, соосновательница пространств для детей и родителей «Вилла «Курица» в Красноярске. На международной конференции «Белые ночи фандрайзинга», которая проходит в Самаре с 12 по 15 июня, эксперт рассказала о своей истории социального бизнеса.

Александра Агапова специально для Теплицы записала главные мысли с сессии про социальное предпринимательство и монетизацию услуг НКО.

Советы для начинающих социальных предпринимателей Аси Калебиной

«Вилла «Курица» – это целая концепция и инновационная модель, дом мечты детей и «пространство, в котором можно». В 2015 году пространство появилось в результате фандрайзинговой кампании, а сейчас это уже известная в России товарная марка, которая имеет три филиала по франшизе в других городах и несколько наград на международном уровне.

Ася Калебина на конференции «Белые ночи фандрайзинга». Автор фото: Александра Агапова.

1. Превращайте управленческие задачи в возможности.

У нас не было помещения и денег на ремонт, поэтому мы сколотили мебель из старых досок. Так появился интерьер в стиле лофт.

Пустует обеденное и летнее время, а помещение нужно оплачивать? Мы придумали группы временного пребывания в будние дни и летний городской лагерь.

Не хватает рук? Мы стали приглашать родителей, которые сами придумывали свои проекты. Все идеи мы тестировали, а самые лучшие сделали продуктом. Например, так появилась «мужская школа», в которой мальчиков учат выживанию, туристическим навыкам и работе с инструментами.

2. Пробуйте на чем-нибудь одном.

Берите маленькую услугу, запускайте ее и не бойтесь отсутствия ресурсов – все это придет в процессе. Рынок вас поведет сам.

«Очень часто я слышу от некоммерческих организаций: «У нас ничего нет, мы ничего не умеем, боимся пробовать…». Но вы делаете колоссальную работу, причем без денег, а ведь любую работу можно монетизировать. Берите и делайте, не бойтесь!» Ася Калебина

3. В коммерциализации не забывайте про социальную составляющую.

У нас есть не только платные услуги, но и система для льготных категорий граждан: скидки и «подвешенный билет» – когда обеспеченная семья может купить тем, кто не может этого сделать сам.

4. Создавайте партнерские связи с НКО.

В позапрошлом году «Вилла «Курица» реализовала очень интересный проект «Школа семейного волонтерства» – мы предоставили площадку и помогли с грантовой заявкой, а НКО получила на нее грантовые средства. Но участвовать в совместных проектах стоит, даже если приходится нести затраты, – это отличный маркетинговый инструмент, потому что к вам привлекается внимание целевой аудитории.

5. Используйте уже существующие идеи.

Не бойтесь брать за основу чьи-то идеи. Пробуйте, изменяйте их – только в постоянном эксперименте появляется инновационная модель.

Как подготовиться к монетизации своих проектов?

Опытом поделилась исполнительный директор «Центра инноваций в социальной сфере» РУСАЛ из Краснотурьинска Наталия Носкова. Она также рассказала про онлайн-школу социального предпринимателя, в которой может учиться любой желающий. Эксперт уверена, чтобы монетизировать свои проекты, нужно снять свой внутренний барьер – «это не про меня, я не продаю, а несу добро».

«Человеку, пришедшему с социальной миссией, тяжело сформулировать и увидеть выгоду, упаковать продукт. А предприниматели четко видят, что и как можно продать, но не понимают социального эффекта. Некоммерческие организации решают проблемы, а предприниматели позволяют социальной деятельности развиваться немного дальше». Наталия Носкова

Советы Наталии Носковой

  1. Анализируйте запросы благополучателей. Если на них можно построить продаваемый продукт, то благополучатели могут стать вашими клиентами. Но если спроса нет, то нужно посмотреть, что у вас есть. Благополучатели могут ими же и остаться, а клиенты придут совсем из другой сферы.
На фото: Наталия Носкова на конференции «Белые ночи фандрайзинга». Автор фото: Александра Агапова.

2. Будьте готовы к изменениям. Человеку, который долго вел некоммерческую деятельность, сложно перейти в состояние продаж. Если вы понимаете, что в проектную деятельность нужно внедрять устойчивые механизмы, необходимо учиться.

3. Начинайте с тех шагов, которые можно сделать «здесь и сейчас». Планировать нужно, но надо заниматься планированием одновременно с возможными действиями. Маленькие упакованные продукты больше расскажут о том, востребована ли ваша идея, чем стройная стратегия с крупной линейкой продаж. Только когда вы попробуете продать свой продукт, узнаете, действительно ли он востребован и хотят ли за него платить.

4. Посмотрите, что у вас приобретено на грантовые средства, что из этого можно монетизировать. Это может быть оборудование для реабилитации детей или веревочный парк, на котором организация готова зарабатывать.

5. Будьте готовы к тому, что в процессе коммерциализации ваш идеальный продукт изменится. Не бойтесь! Это не трагедия, а эволюция.

6. Выстраивайте взаимодействие с коллегами. В сообществе, которое живет теми же проблемами, ты получаешь больше, чем просто общение.