Фандрайзер Ася Калебина: «Любую работу в НКО можно монетизировать»

На фото: Ася Калебина на конференции "Белые ночи фандрайзинга". Автор фото: Александра Агапова.
На фото: Ася Кале­би­на на кон­фе­рен­ции «Белые ночи фанд­рай­зин­га». Автор фото: Алек­сандра Ага­по­ва.

Часто коман­ды неком­мер­че­ских ини­ци­а­тив сомне­ва­ют­ся в сво­их воз­мож­но­стях и не пони­ма­ют, как выстро­ить биз­нес-модель вокруг сво­е­го про­ек­та. Но любую дея­тель­ность в НКО мож­но попро­бо­вать моне­ти­зи­ро­вать. В этом уве­ре­на неза­ви­си­мый фанд­рай­зер Ася Кале­би­на, соос­но­ва­тель­ни­ца про­странств для детей и роди­те­лей «Вил­ла «Кури­ца» в Крас­но­яр­ске. На меж­ду­на­род­ной кон­фе­рен­ции «Белые ночи фанд­рай­зин­га», кото­рая про­хо­дит в Сама­ре с 12 по 15 июня, экс­перт рас­ска­за­ла о сво­ей исто­рии соци­аль­но­го биз­не­са.

Алек­сандра Ага­по­ва спе­ци­аль­но для Теп­ли­цы запи­са­ла глав­ные мыс­ли с сес­сии про соци­аль­ное пред­при­ни­ма­тель­ство и моне­ти­за­цию услуг НКО.

Советы для начинающих социальных предпринимателей Аси Калебиной

«Вил­ла «Кури­ца» – это целая кон­цеп­ция и инно­ва­ци­он­ная модель, дом меч­ты детей и «про­стран­ство, в кото­ром мож­но». В 2015 году про­стран­ство появи­лось в резуль­та­те фанд­рай­зин­го­вой кам­па­нии, а сей­час это уже извест­ная в Рос­сии товар­ная мар­ка, кото­рая име­ет три фили­а­ла по фран­ши­зе в дру­гих горо­дах и несколь­ко наград на меж­ду­на­род­ном уровне.

Ася Кале­би­на на кон­фе­рен­ции «Белые ночи фанд­рай­зин­га». Автор фото: Алек­сандра Ага­по­ва.

1. Пре­вра­щай­те управ­лен­че­ские зада­чи в воз­мож­но­сти.

У нас не было поме­ще­ния и денег на ремонт, поэто­му мы ско­ло­ти­ли мебель из ста­рых досок. Так появил­ся инте­рьер в сти­ле лофт.

Пусту­ет обе­ден­ное и лет­нее вре­мя, а поме­ще­ние нуж­но опла­чи­вать? Мы при­ду­ма­ли груп­пы вре­мен­но­го пре­бы­ва­ния в буд­ние дни и лет­ний город­ской лагерь.

Не хва­та­ет рук? Мы ста­ли при­гла­шать роди­те­лей, кото­рые сами при­ду­мы­ва­ли свои про­ек­ты. Все идеи мы тести­ро­ва­ли, а самые луч­шие сде­ла­ли про­дук­том. Напри­мер, так появи­лась «муж­ская шко­ла», в кото­рой маль­чи­ков учат выжи­ва­нию, тури­сти­че­ским навы­кам и рабо­те с инстру­мен­та­ми.

2. Про­буй­те на чем-нибудь одном.

Бери­те малень­кую услу­гу, запус­кай­те ее и не бой­тесь отсут­ствия ресур­сов – все это при­дет в про­цес­се. Рынок вас пове­дет сам.

«Очень часто я слы­шу от неком­мер­че­ских орга­ни­за­ций: «У нас ниче­го нет, мы ниче­го не уме­ем, боим­ся про­бо­вать…». Но вы дела­е­те колос­саль­ную рабо­ту, при­чем без денег, а ведь любую рабо­ту мож­но моне­ти­зи­ро­вать. Бери­те и делай­те, не бой­тесь!» Ася Кале­би­на

3. В ком­мер­ци­а­ли­за­ции не забы­вай­те про соци­аль­ную состав­ля­ю­щую.

У нас есть не толь­ко плат­ные услу­ги, но и систе­ма для льгот­ных кате­го­рий граж­дан: скид­ки и «под­ве­шен­ный билет» – когда обес­пе­чен­ная семья может купить тем, кто не может это­го сде­лать сам.

4. Созда­вай­те парт­нер­ские свя­зи с НКО.

В поза­про­шлом году «Вил­ла «Кури­ца» реа­ли­зо­ва­ла очень инте­рес­ный про­ект «Шко­ла семей­но­го волон­тер­ства» – мы предо­ста­ви­ли пло­щад­ку и помог­ли с гран­то­вой заяв­кой, а НКО полу­чи­ла на нее гран­то­вые сред­ства. Но участ­во­вать в сов­мест­ных про­ек­тах сто­ит, даже если при­хо­дит­ся нести затра­ты, – это отлич­ный мар­ке­тин­го­вый инстру­мент, пото­му что к вам при­вле­ка­ет­ся вни­ма­ние целе­вой ауди­то­рии.

5. Исполь­зуй­те уже суще­ству­ю­щие идеи.

Не бой­тесь брать за осно­ву чьи-то идеи. Про­буй­те, изме­няй­те их – толь­ко в посто­ян­ном экс­пе­ри­мен­те появ­ля­ет­ся инно­ва­ци­он­ная модель.

Как подготовиться к монетизации своих проектов?

Опы­том поде­ли­лась испол­ни­тель­ный дирек­тор «Цен­тра инно­ва­ций в соци­аль­ной сфе­ре» РУСАЛ из Крас­но­ту­рьин­ска Ната­лия Нос­ко­ва. Она так­же рас­ска­за­ла про онлайн-шко­лу соци­аль­но­го пред­при­ни­ма­те­ля, в кото­рой может учить­ся любой жела­ю­щий. Экс­перт уве­ре­на, что­бы моне­ти­зи­ро­вать свои про­ек­ты, нуж­но снять свой внут­рен­ний барьер – «это не про меня, я не про­даю, а несу доб­ро».

«Чело­ве­ку, при­шед­ше­му с соци­аль­ной мис­си­ей, тяже­ло сфор­му­ли­ро­вать и уви­деть выго­ду, упа­ко­вать про­дукт. А пред­при­ни­ма­те­ли чет­ко видят, что и как мож­но про­дать, но не пони­ма­ют соци­аль­но­го эффек­та. Неком­мер­че­ские орга­ни­за­ции реша­ют про­бле­мы, а пред­при­ни­ма­те­ли поз­во­ля­ют соци­аль­ной дея­тель­но­сти раз­ви­вать­ся немно­го даль­ше». Ната­лия Нос­ко­ва

Советы Наталии Носковой

  1. Ана­ли­зи­руй­те запро­сы бла­го­по­лу­ча­те­лей. Если на них мож­но постро­ить про­да­ва­е­мый про­дукт, то бла­го­по­лу­ча­те­ли могут стать ваши­ми кли­ен­та­ми. Но если спро­са нет, то нуж­но посмот­реть, что у вас есть. Бла­го­по­лу­ча­те­ли могут ими же и остать­ся, а кли­ен­ты при­дут совсем из дру­гой сфе­ры.

На фото: Ната­лия Нос­ко­ва на кон­фе­рен­ции «Белые ночи фанд­рай­зин­га». Автор фото: Алек­сандра Ага­по­ва.

2. Будь­те гото­вы к изме­не­ни­ям. Чело­ве­ку, кото­рый дол­го вел неком­мер­че­скую дея­тель­ность, слож­но перей­ти в состо­я­ние про­даж. Если вы пони­ма­е­те, что в про­ект­ную дея­тель­ность нуж­но внед­рять устой­чи­вые меха­низ­мы, необ­хо­ди­мо учить­ся.

3. Начи­най­те с тех шагов, кото­рые мож­но сде­лать «здесь и сей­час». Пла­ни­ро­вать нуж­но, но надо зани­мать­ся пла­ни­ро­ва­ни­ем одно­вре­мен­но с воз­мож­ны­ми дей­стви­я­ми. Малень­кие упа­ко­ван­ные про­дук­ты боль­ше рас­ска­жут о том, вос­тре­бо­ва­на ли ваша идея, чем строй­ная стра­те­гия с круп­ной линей­кой про­даж. Толь­ко когда вы попро­бу­е­те про­дать свой про­дукт, узна­е­те, дей­стви­тель­но ли он вос­тре­бо­ван и хотят ли за него пла­тить.

4. Посмот­ри­те, что у вас при­об­ре­те­но на гран­то­вые сред­ства, что из это­го мож­но моне­ти­зи­ро­вать. Это может быть обо­ру­до­ва­ние для реа­би­ли­та­ции детей или вере­воч­ный парк, на кото­ром орга­ни­за­ция гото­ва зара­ба­ты­вать.

5. Будь­те гото­вы к тому, что в про­цес­се ком­мер­ци­а­ли­за­ции ваш иде­аль­ный про­дукт изме­нит­ся. Не бой­тесь! Это не тра­ге­дия, а эво­лю­ция.

6. Выстра­и­вай­те вза­и­мо­дей­ствие с кол­ле­га­ми. В сооб­ще­стве, кото­рое живет теми же про­бле­ма­ми, ты полу­ча­ешь боль­ше, чем про­сто обще­ние.