Будущее за волонтерским фандрайзингом: тренды в благотворительности

Будущее за волонтерским фандрайзингом: тренды в благотворительности
Фото с круп­ней­шей кон­фе­рен­ции «Белые ночи фанд­рай­зин­га», кото­рая про­шла в Сама­ре с 12 по 15 июня.

Рос­сий­ский биз­нес стал мень­ше участ­во­вать в бла­го­тво­ри­тель­но­сти, поэто­му глав­ные источ­ни­ки финан­си­ро­ва­ния – волон­тер­ский фанд­рай­зинг, част­ные пожерт­во­ва­ния и соци­аль­ное пред­при­ни­ма­тель­ство. Об этом заяви­ли экс­пер­ты на круп­ней­шей кон­фе­рен­ции «Белые ночи фанд­рай­зин­га», про­шед­шей в Сама­ре с 12 по 15 июня 2019 года. Они обсу­ди­ли глав­ные трен­ды в рос­сий­ском и зару­беж­ном неком­мер­че­ском сек­то­ре.

Мария Черток, директор фонда поддержки и развития филантропии «КАФ»:

Мария Чер­ток. Фото предо­ста­ви­ли орга­ни­за­то­ры БНФ.

– Во-пер­вых, это мно­го­ка­наль­ная щед­рость. Люди хотят участ­во­вать не про­сто в бла­го­тво­ри­тель­но­сти, а в соци­аль­ной жиз­ни, раз­ны­ми спо­со­ба­ми, кото­рые им при­ят­ны, удоб­ны и важ­ны имен­но сей­час. Они дела­ют раз­ные вещи в поль­зу раз­ных орга­ни­за­ций – осо­бен­но это харак­тер­но для моло­дых людей. Мно­го­лет­няя дол­го­сроч­ная лояль­ность пере­ста­ет быть трен­дом. Люди меня­ют­ся, они хотят быть гиб­ки­ми и зани­ма­ют­ся всем сра­зу, одни фор­мы фанд­рай­зин­га могут пере­те­кать в дру­гие и исполь­зо­вать­ся одно­вре­мен­но.

Во-вто­рых, мень­ше доно­ров – боль­ше сум­мы. Это миро­вой тренд, кото­рый к Рос­сии пока не отно­сит­ся. Но в США и Вели­ко­бри­та­нии мень­ше людей дела­ют пожерт­во­ва­ния: бога­тые дела­ют более круп­ные пожерт­во­ва­ния, а бед­ные или несо­сто­я­тель­ные либо дела­ют мень­ше, либо вооб­ще пере­ста­ют их делать. На уровне общих сумм это­го не вид­но, но орга­ни­за­ции, рабо­та­ю­щие на уровне мест­но­го сооб­ще­ства, ощу­ща­ют недо­ста­ток ресур­сов.

В-тре­тьих, сло­же­ние ресур­сов. Доно­ры гото­вы скла­ды­вать ресур­сы, это про­яв­ля­ет­ся на самых раз­ных уров­нях: кру­ги бла­го­тво­ри­те­лей, кам­па­нии соци­аль­но ори­ен­ти­ро­ван­но­го мар­ке­тин­га, мэт­чин­го­вые про­грам­мы. Круп­ные аме­ри­кан­ские орга­ни­за­ции начи­на­ют объ­еди­нять свои ресур­сы в боль­шие фон­ды, что­бы выда­вать очень круп­ные гран­ты.

И, в-чет­вер­тых, обмен иде­я­ми в миро­вом мас­шта­бе. Надо коопе­ри­ро­вать­ся на транс­гра­нич­ном уровне – это могут быть кол­ла­бо­ра­ции на осно­ве боль­ших дан­ных. Мы видим такое объ­еди­не­ние на при­ме­ре акции #Щед­рый­В­тор­ник.

Митя Алешковский, председатель совета благотворительного фонда «Нужна помощь»:

Митя Алеш­ков­ский. Фото предо­ста­ви­ли орга­ни­за­то­ры БНФ.

– Орга­ни­за­ции пере­ста­ют оце­ни­вать себя «ощу­щен­че­ски» и начи­на­ют оце­ни­вать объ­ек­тив­но, опи­ра­ясь на моде­ли и дан­ные. Они учи­ты­ва­ют дости­же­ние постав­лен­ных целей и задач, срав­ни­ва­ют себя с дан­ны­ми внут­ри сек­то­ра и ста­ти­сти­че­ски­ми пока­за­те­ля­ми.

Во всем мире гла­вен­ству­ю­щая тен­ден­ция – оцен­ка вкла­да самой орга­ни­за­ции. Все боль­ше людей тре­бу­ют от фанд­рай­зе­ров, плат­форм и фон­дов, что­бы мы мак­си­маль­но эффек­тив­но и пол­но­цен­но вли­я­ли на ситу­а­цию.

Еще по теме: Есть ли поль­за? Как оце­нить ваш соци­аль­ный про­ект

Искус­ствен­ный интел­лект при­ме­ня­ет­ся в фанд­рай­зин­ге очень успеш­но и будет при­ме­нять­ся еще успеш­нее. Он не толь­ко поз­во­ля­ет ана­ли­зи­ро­вать и про­гно­зи­ро­вать пове­де­ние доно­ров – чат-боты настоль­ко облег­ча­ют ком­му­ни­ка­цию, что ско­ро живые сотруд­ни­ки будут не нуж­ны. Искус­ствен­ный интел­лект созда­ет воз­мож­ность боль­шей пер­со­на­ли­за­ции, вы по сути полу­ча­е­те пер­со­наль­ный про­дукт спе­ци­аль­но для вас.

Внед­ре­ние систем рабо­ты с доно­ра­ми, управ­ле­ния про­цес­са­ми и авто­ма­ти­за­ции – CRM поз­во­ля­ет выстро­ить внут­ри орга­ни­за­ции кон­вей­ер, кото­рый поз­во­лит уве­ли­чить рост про­из­во­ди­тель­но­сти тру­да.

Три основ­ных трен­да в Рос­сии

  • Рост плат­форм. Все основ­ные плат­фор­мы раз­ви­ва­ют­ся актив­но и силь­но, пото­му что это удоб­но и про­сто.
  • Про­дол­же­ние роста регу­ляр­ных пожерт­во­ва­ний. Толь­ко 2,5% насе­ле­ния стра­ны жерт­ву­ют регу­ляр­но, осталь­ную часть еще нуж­но к это­му при­влечь.
  • Волон­тер­ский фанд­рай­зинг. Это самая про­стая тех­но­ло­гия, что­бы собрать день­ги, она пре­одо­ле­ва­ет про­бле­мы с недо­ве­ри­ем фон­дам и про­бле­мы мало­го коли­че­ства денег у насе­ле­ния.

Григорий Свердлин, директор благотворительной организации «Ночлежка»:

Гри­го­рий Сверд­лин. Фото предо­ста­ви­ли орга­ни­за­то­ры БНФ.

– Из-за миро­во­го кри­зи­са у фон­дов сей­час толь­ко два источ­ни­ка ресур­сов: при­вле­че­ние част­ных пожерт­во­ва­ний и волон­тер­ский фанд­рай­зинг и соци­аль­ное пред­при­ни­ма­тель­ство.

Раз­мер сред­не­го пожерт­во­ва­ния сни­жа­ет­ся, эта тен­ден­ция будет наби­рать обо­ро­ты, пото­му что реаль­ные дохо­ды насе­ле­ния пада­ют. Что­бы выжить, фон­дам при­дет­ся стать про­фес­си­о­на­ла­ми.

Биз­нес мень­ше участ­ву­ет в бла­го­тво­ри­тель­но­сти, кор­по­ра­тив­ные доно­ры ухо­дят из фон­дов.

Но гло­баль­но коли­че­ство людей, кото­рые хотят менять мир вокруг себя, будет уве­ли­чи­вать­ся. У них будет мень­ше денег, и они ста­нут жерт­во­вать мень­ше, чем сей­час, но мы можем при­вле­кать их в волон­тер­ский фанд­рай­зинг, и они могут участ­во­вать нема­те­ри­аль­ны­ми ресур­са­ми в нашей дея­тель­но­сти.