Ольга Сорина: какие чувства вызывает ваш текст?

Советы психолога Ольги Сориной. Иллюстрация: Vectors graphics designed by Freepik (CC0).
Сове­ты пси­хо­ло­га Оль­ги Сори­ной. Иллю­стра­ция: Vectors graphics designed by Freepik (CC0).

Про­дол­жаю раз­го­вор о том, как про­сить финан­со­вой помо­щи и не выгля­деть при этом жал­ко. Пого­во­рю о чув­ствах, кото­рые воз­ни­ка­ют у чита­те­лей после про­чте­ния тек­ста. Чув­ства, конеч­но, очень инди­ви­ду­аль­ны. В зави­си­мо­сти от тона, кото­рый мы выби­ра­ем, чув­ства чита­те­лей так­же могут менять­ся.

Вспом­ни­те госу­дар­ствен­ную соци­аль­ную рекла­му. Часто она направ­ле­на на то, что­бы вызвать вину, стыд или страх. Это очень силь­ные триг­ге­ры, они запо­ми­на­ют­ся. Я могу, к мое­му сожа­ле­нию, вспом­нить несколь­ко соци­аль­ных реклам пло­хо­го каче­ства, кото­рые тем не менее запом­ни­ла. Они вызва­ли силь­ные и непри­ят­ные чув­ства. То есть в каком-то смыс­ле такая рекла­ма рабо­та­ет – запо­ми­на­ет­ся. Но дела­ет ли она меня при­вер­жен­цем пози­ции, кото­рая в этой рекла­ме выска­за­на? Нет. Эта цель не достиг­ну­та. Меня коль­ну­ла вина, я запом­ни­ла укол. На этом все.

Еще по теме: Страш­но смеш­но: соци­аль­ная рекла­ма без пра­вил

Прось­бы о день­гах так­же могут быть (наде­юсь, неосо­знан­но) направ­ле­ны на то, что­бы вызвать силь­ные чув­ства: стыд, вину, жалость, гнев, страх. В таких текстах очень мно­го лич­но­го и тако­го как бы душе­щи­па­тель­но­го.

Помо­жем вме­сте Вовоч­ке собрать денеж­ки на лече­ние!

Я хочу жить, дай­те мне шанс! (Под фото ребен­ка в боль­нич­ной пала­те.)

В дом семьи … при­шла беда, люби­мый сыно­чек Але­шень­ка забо­лел. Про­тя­ни­те руку помо­щи!

К сожа­ле­нию, таки­ми дет­ка­ми никто не хочет зани­мать­ся, счи­та­ют их бес­пер­спек­тив­ны­ми. Давай­те вме­сте спа­сем Пла­тошу.

Пода­ри­те ребен­ку буду­щее, бла­го­да­рим от все­го серд­ца за помощь и под­держ­ку!

Такой посыл плох тем, что не рабо­та­ет на выстра­и­ва­ние дол­го­сроч­ных отно­ше­ний с наши­ми парт­не­ра­ми и жерт­во­ва­те­ля­ми. Я могу даже на каком-то из этих чувств пере­ве­сти сред­ства. Вопрос в том, захо­чу ли я это делать сно­ва, и если захо­чу, то сколь­ко раз? К этим чув­ствам воз­вра­щать­ся не хочет­ся. Субъ­ек­тив­но они очень непри­ят­ные.

«Такие дела» писа­ли чудес­ный текст о том, как про­ис­хо­дит эмо­ци­о­наль­ное выго­ра­ние у чита­те­лей, кото­рые посто­ян­но стал­ки­ва­ют­ся с тек­ста­ми такой труд­ной эмо­ци­о­наль­ной окрас­ки. (Послед­ний вопрос к Люд­ми­ле Пет­ра­нов­ской в этом интер­вью.) Есть еще тео­рия «уста­ло­сти состра­дать», соглас­но кото­рой «без­жа­лост­ное нагне­та­ние инфор­ма­ци­он­но­го поля «пло­хи­ми» ново­стя­ми при­во­дит к отчуж­де­нию ауди­то­рии и суще­ствен­но сни­жа­ет инте­рес обще­ствен­но­сти к соци­аль­ным про­бле­мам в целом».

Через какое-то вре­мя читать и вооб­ще сопри­ка­сать­ся с этим не хочет­ся, и люди либо пере­ста­ют испы­ты­вать эти чув­ства и оста­ют­ся рав­но­душ­ны­ми, либо про­сто отпи­сы­ва­ют­ся.

Что в тек­сте может вызвать эти непри­ят­ные чув­ства? Напри­мер, жалость воз­ник­нет, если мы рас­ска­зы­ва­ем исто­рию стра­да­ний с пря­мой речью или эмо­ци­о­наль­ны­ми при­ла­га­тель­ны­ми. Гнев может вызвать текст, где гово­рят о каком-то вра­ге, кото­рый посту­па­ет как буд­то неспра­вед­ли­во: не дали грант, арен­до­да­те­ли повы­ша­ют цену и мы долж­ны съе­хать.

Страх могут вызы­вать исто­рии, в кото­рых есть под­текст «это может слу­чить­ся с каж­дым». При­ме­ров таких эмо­ци­о­наль­ных тек­стов мно­го. Думаю, непра­виль­но будет гово­рить, что их вооб­ще не долж­но быть и что все они вред­ны и неэф­фек­тив­ны. Они доволь­но хоро­шо в ито­ге рабо­та­ют на крат­ко­сроч­ную цель, но пло­хо рабо­та­ют на выстра­и­ва­ние парт­нер­ских отно­ше­ний с жерт­во­ва­те­ля­ми.

Еще по теме: Что делать с хей­те­ра­ми в соц­се­тях

Если вы ста­ра­е­тесь выстро­ить отно­ше­ния с теми, кто помо­га­ет ваше­му про­ек­ту, то важ­но задей­ство­вать такие эмо­ции доста­точ­но ред­ко. Понят­но, что слож­но рас­ска­зать о той про­бле­ме, с кото­рой вы рабо­та­е­те, не вклю­чая чита­те­ля эмо­ци­о­наль­но. Поста­рай­тесь дер­жать баланс и не пере­гру­жать людей эмо­ци­о­наль­но.

Пере­жи­ва­ний у каж­до­го в жиз­ни хва­та­ет. Здо­ро­во будет, если ваш кон­тент будет вызы­вать инте­рес, вовле­чен­ность, радость от ваших побед и веру в то, что вы смо­же­те решить еще боль­шие про­бле­мы.

Когда мы чита­ем такие спо­кой­ные, инте­рес­ные, радост­ные и уве­рен­ные тек­сты, нам хочет­ся воз­вра­щать­ся к этой теме. И это вовсе не зна­чит, что мы не осо­зна­ем всей слож­но­сти или тяже­сти про­блем, с кото­ры­ми рабо­та­ет орга­ни­за­ция. Это озна­ча­ет, что у нас будут эмо­ци­о­наль­ные силы воз­вра­щать­ся и быть вовле­чен­ны­ми.

Удачные примеры

Обра­ти­те вни­ма­ние, что они как бы более дело­вые, обра­ща­ют­ся не к чув­ствам, а ско­рее к мыс­лям, иде­ям, содер­жа­нию рабо­ты. Нет дав­ле­ния на жалость.

Информационный портал «Такие дела»:

«Мы уве­ре­ны, что, всту­пив на эво­лю­ци­он­ный путь раз­ви­тия, дей­ствуя осо­знан­но и ста­вя во гла­ву угла цен­ность чело­ве­че­ской жиз­ни, наше обще­ство дей­стви­тель­но может изме­нить­ся. Мы уже идем по это­му пути. При­со­еди­няй­тесь. Никто не решит наших про­блем, кро­ме нас самих. Вме­сте мы свер­нем любые горы. Для это­го и суще­ству­ют «Такие дела».

Благотворительная организация «Ночлежка»:

«4 182 171 рубль нуж­но собрать «Ноч­леж­ке» на откры­тие ноч­но­го при­ю­та. Дру­зья, давай­те под­на­жмем!

Помо­ги­те нам запу­стить про­ект, бла­го­да­ря кото­ро­му 40 без­дом­ных людей смо­гут пере­но­че­вать в теп­ле и без­опас­но­сти каж­дый день в любое вре­мя года.

Нам важ­но любое пожерт­во­ва­ние. Мы сосчи­та­ли, что в 229 руб­лей нам будет обхо­дить­ся ноч­лег одно­го чело­ве­ка в ноч­ном при­юте.

Офор­ми­те регу­ляр­ное пожерт­во­ва­ние на эту сум­му и бла­го­да­ря вам чело­век, кото­рый попал в беду, смо­жет пере­но­че­вать под кры­шей».

Ссыл­ка на пост.

Центр «Антон тут рядом»:

«Вся ваша помощь при­но­сит зна­чи­мый резуль­тат: собран­ная за про­шлую неде­лю сум­ма помо­жет нам покрыть 72% месяч­но­го бюд­же­та заня­тий арт-тера­пи­ей. А это огром­ный вклад в бюд­жет и рабо­ту цен­тра. На заня­ти­ях сту­ден­ты, взрос­лые люди с аутиз­мом полу­ча­ют воз­мож­ность выплес­нуть эмо­ции и научить­ся луч­ше кон­цен­три­ро­вать­ся на сво­их чув­ствах и ощу­ще­ни­ях и пони­мать их».

Ссыл­ка на пост.

Чем боль­ше думаю про текст, тем боль­ше мне кажет­ся, что это все на самом деле не про текст, а все-таки про то, как мы отно­сим­ся к тем, с кем пыта­ем­ся общать­ся через соци­аль­ные сети или дру­гие кана­лы. Если отно­сим­ся ува­жи­тель­но, по-парт­нер­ски, то и текст будет соот­вет­ству­ю­щим.