От биомедицины до киберспорта: хакатон по нейронет-технологиям

Участники хакатона «NeuroDev». Фото: rusneuro.net.
Участ­ни­ки хака­то­на «NeuroDev». Фото: rusneuro.net.

Ней­ро­нет, или Web 4.0, – один из пред­по­ла­га­е­мых эта­пов раз­ви­тия Все­мир­ной пау­ти­ны. Ожи­да­ет­ся, что в 2030–2040 годах он ста­нет новым Интер­не­том, поль­зо­ва­те­ли кото­ро­го будут общать­ся при помо­щи ней­ро­ком­пью­тер­ных интер­фей­сов, а сами ком­пью­те­ры ста­нут ней­ро­морф­ны­ми (похо­жи­ми на мозг). Ней­ро­нет-тех­но­ло­гии, кото­рые меня­ют нашу жизнь уже сей­час, иссле­до­ва­ли участ­ни­ки хака­то­на «NeuroDev».

Хака­тон, кото­рый орга­ни­зо­ва­ли отрас­ле­вой союз «Ней­ро­нет» и Лабо­ра­то­рия зна­ний, про­шел 29–30 июня в Москве. Более 100 чело­век из Каза­ни, Санкт-Петер­бур­га, Вла­ди­во­сто­ка и дру­гих горо­дов сорев­но­ва­лись за побе­ду в четы­рех номи­на­ци­ях.

Био­тех­но­ло­ги­че­ская рево­лю­ция стар­то­ва­ла после рас­шиф­ров­ки гено­ма чело­ве­ка, а стре­ми­тель­ное раз­ви­тие ней­ро­тех­но­ло­гий нач­нет­ся после завер­ше­ния рас­шиф­ров­ки (кар­ти­ро­ва­ния) рабо­ты моз­га. Кар­ди­наль­ное уве­ли­че­ние про­из­во­ди­тель­но­сти умствен­но­го тру­да про­изой­дет за счет инте­гра­ции моз­га чело­ве­ка и вычис­ли­тель­ных машин. Про­гно­зи­ру­ет­ся появ­ле­ние соци­аль­ных ней­ро­се­тей и пол­но­цен­но­го гибрид­но­го чело­ве­ко­ма­шин­но­го интел­лек­та. По мате­ри­а­лам отрас­ле­во­го сою­за «Ней­ро­нет»

В кате­го­рии «Ней­ро­мар­ке­тинг» побе­ди­ла коман­да school21. Ребя­та пред­ло­жи­ли на осно­ве четы­рех­ка­наль­но­го ней­ро­ин­тер­фей­са сде­лать очки для кино­те­ат­ров. Кино­дис­три­бью­то­ры смо­гут их исполь­зо­вать в про­ка­те мно­го­се­рий­ных филь­мов и сери­а­лов. Очки поз­во­лят отсле­жи­вать реак­цию зри­те­лей на сюжет, кото­рый раз­во­ра­чи­ва­ет­ся на про­тя­же­нии несколь­ких серий или фран­шиз. Так­же будет счи­ты­вать­ся реак­ция на акте­ров, раз­лич­ные сце­ны и худо­же­ствен­ные при­е­мы. Это помо­жет иссле­до­вать вовле­чен­ность зри­те­лей и сде­лать про­цесс кино­про­из­вод­ства более пер­со­ни­фи­ци­ро­ван­ным.

«За осно­ву мы взя­ли Muse – ней­ро­об­руч, обо­ру­до­ван­ный спе­ци­аль­ны­ми дат­чи­ка­ми. Они полу­ча­ют и рас­по­зна­ют сиг­на­лы моз­го­вой актив­но­сти, это про­ис­хо­дит при­мер­но так же, как при изме­ре­нии серд­це­би­е­ния. Одна­ко этот обруч в основ­ном исполь­зу­ют для меди­та­ций и подоб­ных прак­тик, а наше реше­ние было доста­точ­но нестан­дарт­ным. Ней­ро­тех­но­ло­гии вооб­ще мало рас­про­стра­не­ны в потре­би­тель­ском сек­то­ре, хотя сама идея – счи­ты­вать сиг­на­лы орга­низ­ма для реше­ния каких-либо задач – лежит на поверх­но­сти. Сей­час в пла­нах прой­ти аксе­ле­ра­цию и опре­де­лить­ся с даль­ней­шей стра­те­ги­ей», – рас­ска­зал Ники­та Савин, уче­ник «Шко­лы 21», обра­зо­ва­тель­но­го про­ек­та Сбер­бан­ка для под­го­тов­ки спе­ци­а­ли­стов в сфе­ре IT.

Нагляд­ная демон­стра­ция того, что такое ней­ро­нет. Видео кана­ла Branch Union NeuroNet

В номи­на­ции «Повы­ше­ние про­дук­тив­но­сти» побе­да доста­лась Neuropolis (NOOM) за про­ект по пере­клю­че­нию музы­ки при помо­щи ней­ро­ин­тер­фей­са. Отсле­жи­вая при помо­щи элек­тро­дов аль­фа- и бета-рит­мы, ней­ро­ин­тер­фейс под­би­ра­ет те тре­ки, на кото­рых про­дук­тив­ность моз­га будет мак­си­маль­ной. Дру­ги­ми сло­ва­ми, когда кон­цен­тра­ция пада­ет, музы­ка меня­ет­ся, что­бы слу­ша­тель «пере­клю­чил­ся» в более ресурс­ное состо­я­ние.

«Мно­гие люди рабо­та­ют под музы­ку, поэто­му мы реши­ли, что мож­но фор­ми­ро­вать плей­лист с уче­том его вли­я­ния на состо­я­ние слу­ша­те­ля. Про­дук­тив­ность напря­мую свя­за­на с уров­нем кон­цен­тра­ции, а ее, в свою оче­редь, мож­но изме­рять с помо­щью ней­ро­ин­тер­фей­сов. В даль­ней­шем хоте­лось бы собрать при­лич­ный дата­сет, что­бы про­ве­рить пра­виль­ность всех наших пред­по­ло­же­ний в алго­рит­ме фор­ми­ро­ва­ния плей­ли­ста, испра­вить недо­че­ты и доба­вить функ­цию реко­мен­да­ции музы­ки, кото­рой в тра­ди­ци­он­ных пле­е­рах поль­зо­ва­те­ли часто оста­ют­ся недо­воль­ны», – про­ком­мен­ти­ро­ва­ла Поли­на Тури­ще­ва из коман­ды Neuropolis.

«Мно­гим коман­дам не хва­та­ло ком­пе­тен­ции ней­ро­пси­хо­ло­га или пси­хо­фи­зио­ло­га. Neuropolis не толь­ко реши­ли эту зада­чу, но и доби­лись гра­мот­ной обра­бот­ки дан­ных с точ­ки зре­ния имен­но счи­ты­ва­ния состо­я­ний. В част­но­сти, они про­ве­ли про­вер­ку вол­но­во­го сопро­тив­ле­ния (импе­дан­са), узнав, насколь­ко точен кон­такт элек­тро­дов с голо­вой слу­ша­те­ля», – про­ком­мен­ти­ро­вал Юрий Кар­до­нов, гене­раль­ный дирек­тор ООО «Ком­мОН», экс­перт хака­то­на.

Еще по теме: Как не запу­тать­ся в ней­ро­се­тях? Инстру­мен­ты для рабо­ты

В кате­го­рии «Ней­ро­об­ра­зо­ва­ние» жюри отме­ти­ло коман­ду NeuroA-r и ее обра­зо­ва­тель­ный про­ект с инди­ви­ду­аль­ным ава­та­ром. Он помо­га­ет сту­ден­там кон­тро­ли­ро­вать свое состо­я­ние и рас­пре­де­лять силы при про­хож­де­нии онлайн-кур­сов. Реше­ние с ней­ро­ин­тер­фей­сом счи­ты­ва­ет состо­я­ние для луч­ше­го вос­при­я­тия инфор­ма­ции.

Чет­вер­тую награ­ду – в обла­сти ней­ро­гей­мин­га и кибер­спор­та – полу­чи­ла коман­да /zero. Про­дукт так­же пред­по­ла­гал счи­ты­ва­ние рит­мов моз­га, но в этом слу­чае – для того, что­бы тре­нер на осно­ве полу­чен­ных реак­ций давал реко­мен­да­ции кибер­спортс­ме­ну. То есть, учи­ты­вая момен­ты кон­цен­тра­ции и рас­слаб­ле­ния, мож­но повы­сить про­дук­тив­ность игро­ка.

Кро­ме этих четы­рех команд, были ото­бра­ны еще две. Пер­вая – NGL technology, сде­лав­шая похо­жий про­дукт для кибер­спор­та, а вто­рая – SensoryLab. Она пред­ста­ви­ла реше­ние в обла­сти вир­ту­аль­ной реаль­но­сти для ней­ро­мар­ке­тин­га. Оно поз­во­ля­ет оце­ни­вать, как луч­ше потре­би­те­лю демон­стри­ро­вать товар на пол­ках – что­бы веро­ят­ность покуп­ки ста­ла гораз­до выше.

Одни из победителей хакатона команда SensoryLab. Фото: rusneuro.net.
Одна из побе­ди­те­лей хака­то­на – коман­да SensoryLab. Фото: rusneuro.net.

Жюри было пред­став­ле­но экс­пер­та­ми из Феде­ра­ции ком­пью­тер­но­го спор­та, Скол­те­ха, Лабо­ра­то­рии зна­ний, Уни­вер­си­те­та 20.35, Product Vision и Отрас­ле­во­го сою­за «Ней­ро­нет». Побе­ди­те­ли хака­то­на полу­чи­ли 500 000 руб­лей и пра­во на уча­стие в аксе­ле­ра­ци­он­ной про­грам­ме ком­па­нии «Product vision».

По сло­вам Юрия Кар­до­но­ва, после дора­бот­ки про­дук­ты команд-побе­ди­те­лей име­ют все шан­сы вый­ти на рынок, в част­но­сти кор­по­ра­тив­ный. «В аксе­ле­ра­то­ре ребя­там помо­гут доупа­ко­вать про­дук­ты и най­ти пер­вых заказ­чи­ков. В целом те MVP, кото­рые были сде­ла­ны в рам­ках хака­то­на, уже мож­но про­да­вать. При­ят­но отме­тить, что в хака­тоне при­ня­ли уча­стие как школь­ни­ки, так и состо­яв­ши­е­ся спе­ци­а­ли­сты, – все пока­за­ли высо­кий уро­вень и раз­ра­бо­та­ли дей­стви­тель­но пер­спек­тив­ные и вос­тре­бо­ван­ные реше­ния», – резю­ми­ро­вал экс­перт.