SMM с нуля: как НКО найти своего специалиста

Если у НКО нет большого бюджета, надо искать перспективного специалиста и обучать его. Фото: Shutterstock.
Если у НКО нет боль­шо­го бюд­же­та, надо искать пер­спек­тив­но­го спе­ци­а­ли­ста и обу­чать его. Фото: Shutterstock.

Мене­джер, кото­рый будет вести стра­ни­цы НКО, дол­жен не про­сто писать инте­рес­ные посты. Его зада­ча – стать спе­ци­а­ли­стом, кото­рый ста­нет раз­ви­вать мар­ке­тин­го­вую стра­те­гию орга­ни­за­ции в соци­аль­ных сетях. Миха­ил Буто­рин, вла­де­лец SMM-агент­ства «Лес», рас­ска­зал жур­на­ли­сту Теп­ли­цы Ека­те­рине Улья­но­вой, как фон­ду без боль­шо­го бюд­же­та най­ти под­хо­дя­ще­го чело­ве­ка и выстро­ить сов­мест­ную рабо­ту. 

Ищите начинающего специалиста 

SMM-менедж­мент состо­ит из трех основ­ных направ­ле­ний: 

  • целе­по­ла­га­ние – поста­нов­ка целей при­сут­ствия в соц­се­тях и опре­де­ле­ние задач, кото­рые орга­ни­за­ция хочет решить с помо­щью соци­аль­ных сетей; 
  • кон­тент – созда­ние постов, кото­рые будут появ­лять­ся на стра­ни­цах НКО; 
  • про­дви­же­ние – запуск тар­ге­ти­ро­ван­ной рекла­мы, рабо­та с бло­ге­ра­ми, дру­же­ствен­ны­ми паб­ли­ка­ми и дру­гие спо­со­бы про­дви­же­ния. 

Поэто­му SMM-мене­джер дол­жен обла­дать целым набо­ром мар­ке­тин­го­вых навы­ков и ком­пе­тен­ций. Конеч­но, такой чело­век хочет полу­чать соот­вет­ству­ю­щую зар­пла­ту. Гра­мот­ный SMM-мене­джер все­гда сто­ит доро­го. При этом обыч­ная про­бле­ма для НКО – спе­ци­а­ли­стам гото­вы пла­тить очень мало денег. 

Миха­ил Буто­рин уве­рен, резуль­та­ты от рабо­ты в соци­аль­ных сетях будут толь­ко в том слу­чае, если у НКО хоро­ший мар­ке­тинг. Фото предо­став­ле­но экс­пер­том.

«На сво­ем опы­те я вижу, что неком­мер­че­ские орга­ни­за­ции хотят, что­бы новый сотруд­ник глу­бо­ко погру­жал­ся в про­ект. И изу­чал соци­аль­ную про­бле­му, кото­рой зани­ма­ет­ся НКО. Это зна­чит, что чело­век будет занят на рабо­те с утра до вече­ра. И ему нужен соот­вет­ству­ю­щий уро­вень дохо­да. Если вы буде­те пла­тить в Москве SMM-мене­дже­ру 30 тысяч руб­лей в месяц, он смо­жет уде­лять рабо­те три часа в день. Но рабо­тать пол­ный день за такую зар­пла­ту спе­ци­а­лист не будет. И это обя­за­тель­но нуж­но учи­ты­вать. Людей, кото­рые гото­вы бро­сить успеш­ную карье­ру в биз­не­се ради соци­аль­ных про­ек­тов и поте­рять в зар­пла­те, еди­ни­цы». Миха­ил Буто­рин 

Экс­перт уве­рен, что НКО луч­ше искать пер­спек­тив­но­го начи­на­ю­ще­го спе­ци­а­ли­ста с мар­ке­тин­го­вым или жур­на­лист­ским обра­зо­ва­ни­ем. Для нача­ла доста­точ­но, если чело­век смо­жет писать хоро­шие тек­сты для постов. Но даль­ше сотруд­ни­ка нуж­но учить и вкла­ды­вать ресур­сы в его обра­зо­ва­ние. Миха­ил Буто­рин гово­рит, что мно­гие онлайн-шко­лы для SMM-мене­дже­ров гото­вы предо­ста­вить НКО доступ с боль­ши­ми скид­ка­ми или бес­плат­но. 

«Поль­зуй­тесь этой воз­мож­но­стью и обу­чай­те спе­ци­а­ли­ста. Поищи­те кур­сы или базы зна­ний по SMM и дого­во­ри­тесь с ними о льгот­ных усло­ви­ях. Пред­ставь­те, что это такая ком­пью­тер­ная игра. Вы бере­те пер­со­на­жа и про­ка­чи­ва­е­те его спо­соб­но­сти с нуля. Через какое-то вре­мя вы полу­чи­те ком­пе­тент­но­го спе­ци­а­ли­ста, кото­рый погру­жен в рабо­ту ваше­го про­ек­та. А за счет того, что вы вкла­ды­ва­е­тесь в обра­зо­ва­ние чело­ве­ка, смо­же­те пла­тить ему отно­си­тель­но неболь­шую зар­пла­ту. Это будет сво­е­го рода согла­ше­ние». Миха­ил Буто­рин

Обратите внимание на навыки 

Миха­ил Буто­рин уве­рен, что любой SMM-мене­джер дол­жен, в первую оче­редь, хоро­шо писать тек­сты. Круп­ные ком­па­нии могут при­вле­кать к рабо­те копи­рай­те­ров. Но спе­ци­а­лист в неком­мер­че­ской орга­ни­за­ции, кото­рый ведет соци­аль­ные сети, каж­дый день сам будет писать под­вод­ки, ком­мен­та­рии и отве­ты на лич­ные сооб­ще­ния. Если чело­век не любит рабо­тать с тек­стом, выпол­нять эти зада­чи будет слож­но. 

Это не един­ствен­ный навык, кото­рым дол­жен обла­дать начи­на­ю­щий спе­ци­а­лист. Миха­ил Буто­рин сове­ту­ет обра­тить вни­ма­ние на сле­ду­ю­щие каче­ства сотруд­ни­ка. 

  • Мене­джер дол­жен быть ком­му­ни­ка­бель­ным. По рабо­те чело­век будет общать­ся с самы­ми раз­ны­ми людь­ми. Общий язык при­дет­ся нахо­дить с под­пис­чи­ка­ми, парт­не­ра­ми и бло­ге­ра­ми. Поэто­му чело­век дол­жен быть откры­тым и некон­фликт­ным. 

  • Важ­но най­ти сотруд­ни­ка, кото­рый готов мно­го учить­ся. В SMM-менедж­мен­те очень мно­го направ­ле­ний и инстру­мен­тов. Напри­мер, нуж­но созда­вать и запус­кать спец­про­ек­ты, настра­и­вать тар­ге­тинг, обме­ни­вать­ся кон­тен­том с дру­ги­ми стра­ни­ца­ми. Спе­ци­а­ли­сту при­дет­ся про­яв­лять ини­ци­а­ти­ву в поис­ке новых зна­ний. 

  • Сотруд­ник будет рас­пре­де­лять боль­шое коли­че­ство вхо­дя­щих задач. SMM-мене­джер – это управ­ле­нец и само­ор­га­ни­зо­ван­ный чело­век. 

Работайте с агентствами 

Начи­на­ю­щий спе­ци­а­лист будет писать посты и учить­ся инстру­мен­там SMM. Но сра­зу соста­вить стра­те­гию интер­нет-про­дви­же­ния он не смо­жет. Если в шта­те орга­ни­за­ции нет мар­ке­то­ло­га, кото­рый смо­жет взять эту рабо­ту на себя, Миха­ил Буто­рин сове­ту­ет обра­тить­ся за помо­щью в агент­ство. Спе­ци­а­ли­сты соста­вят поша­го­вый план дей­ствий и объ­яс­нят штат­но­му SMM-мене­дже­ру, как с ним рабо­тать. 

«Рабо­та со стра­те­ги­ей и целе­по­ла­га­ни­ем – это осно­ва SMM. Не зная отве­та на вопрос «зачем?», не будет и отве­та на вопро­сы «что постить?» и «куда про­дви­гать­ся?». Я сове­тую пору­чить напи­са­ние стра­те­гии опыт­ным экс­пер­там. Най­ди­те кон­сал­тин­го­вое сопро­вож­де­ние за неболь­шие день­ги. Это может быть агент­ство или про­сто сто­рон­ний спе­ци­а­лист. В таком слу­чае кон­струк­тор будет собран – начи­на­ю­щий спе­ци­а­лист в шта­те будет погру­жать­ся в рабо­ту и учить­ся, а помо­гать ему гра­мот­но выстро­ить рабо­ту ста­нут про­фес­си­о­на­лы». Миха­ил Буто­рин 

Отда­вать веде­ние соци­аль­ных сетей на аут­сорс экс­перт не сове­ту­ет. В агент­ствах рабо­та­ют уже состо­яв­ши­е­ся ком­пе­тент­ные спе­ци­а­ли­сты. Их услу­ги доро­го сто­ят. При этом со сто­ро­ны орга­ни­за­ции все рав­но дол­жен быть чело­век, кото­рый будет посто­ян­но на свя­зи с агент­ством: ста­вить и кор­рек­ти­ро­вать зада­чи, сле­дить за выпол­не­ни­ем рабо­ты. Про­сто пере­дать зада­ние и забыть о нем не полу­чит­ся. А зна­чит, при­дет­ся пла­тить и штат­но­му сотруд­ни­ку, и спе­ци­а­ли­стам на аут­сор­се. Такой вари­ант сотруд­ни­че­ства полу­ча­ет­ся для НКО слиш­ком наклад­ным. 

Дайте сотруднику свободу 

На обу­че­ние начи­на­ю­ще­го спе­ци­а­ли­ста Миха­ил Буто­рин сове­ту­ет закла­ды­вать око­ло года. А зна­чит, с новым чело­ве­ком луч­ше изна­чаль­но дого­ва­ри­вать­ся о том, что он не уйдет из про­ек­та рань­ше это­го сро­ка. Но, конеч­но, в даль­ней­шем сотруд­ник может попро­сить повы­ше­ния зар­пла­ты или полу­чит более выгод­ное пред­ло­же­ние. Экс­перт счи­та­ет, что в этом нет ниче­го страш­но­го. 

«Люди ухо­дят с любых долж­но­стей и зар­плат, это нор­маль­ный путь. Осо­бое мастер­ство – най­ти сотруд­ни­ка, кото­ро­му будет инте­рес­но зани­мать­ся имен­но вашей соци­аль­ной про­бле­мой, напри­мер, защи­щать при­ро­ду или помо­гать детям. Но в любом слу­чае вы долж­ны поду­мать над выгод­ны­ми усло­ви­я­ми рабо­ты для хоро­ше­го спе­ци­а­ли­ста». Миха­ил Буто­рин 

Если вы може­те под­нять сотруд­ни­ку зар­пла­ту, то это будет самое про­стое реше­ние про­бле­мы. Еще один вари­ант – пред­ло­жить чело­ве­ку брать в рабо­ту сто­рон­ние про­ек­ты на фри­лан­се. Не ставь­те мене­дже­ру жест­кие рам­ки, не тре­буй­те от него сидеть пол­ный день в офи­се. И объ­яс­ни­те, что вы не про­тив допол­ни­тель­ных зара­бот­ков при усло­вии, что основ­ная рабо­та будет выпол­нять­ся в пол­ном объ­е­ме. 

«Сей­час даже люди, кото­рые рабо­та­ют в кор­по­ра­ци­ях, име­ют под­ра­бот­ки. Это абсо­лют­но нор­маль­но. Я тоже при­вет­ствую, если у сотруд­ни­ков мое­го агент­ства появ­ля­ет­ся соб­ствен­ный про­ект. Так они могут не толь­ко делать свою часть рабо­ты, но и узна­вать, как устро­е­ны дру­гие роли. Напри­мер, с каки­ми про­бле­ма­ми стал­ки­ва­ют­ся руко­во­ди­те­ли. И они луч­ше пони­ма­ют мои зада­чи и слож­но­сти». Миха­ил Буто­рин 

Не ждите чудес 

Экс­перт счи­та­ет, что мно­гие сотруд­ни­ки НКО вос­при­ни­ма­ют аббре­ви­а­ту­ру SMM как вол­шеб­ное реше­ние всех ком­му­ни­ка­ци­он­ных задач. Они счи­та­ют, что стра­ни­цы в соци­аль­ных сетях сра­зу при­вле­кут новых сто­рон­ни­ков или доно­ров. И ждут от рабо­ты ново­го сотруд­ни­ка быст­рых и боль­ших резуль­та­тов. Но что кон­крет­но он дол­жен делать, пони­ма­ют дале­ко не все руко­во­ди­те­ли орга­ни­за­ций. 

Еще по теме: Где сотруд­ни­кам НКО полу­чать новые зна­ния

Поэто­му Миха­ил Буто­рин сове­ту­ет пом­нить два основ­ных момен­та.

  • Нель­зя срав­ни­вать веде­ние лич­ной стра­ни­цы с рабо­той по раз­ви­тию орга­ни­за­ций через соц­се­ти. SMM – это мар­ке­тинг в соци­аль­ных сетях. Спе­ци­а­лист не про­сто выкла­ды­ва­ет кон­тент и отве­ча­ет на ком­мен­та­рии. Сотруд­ни­ку нуж­но поста­вить цели и объ­яс­нить мар­ке­тин­го­вую стра­те­гию НКО. 

  • SMM не ста­нет реше­ни­ем всех задач орга­ни­за­ции. «Это моло­дое направ­ле­ние оброс­ло мифа­ми. Мно­гие дума­ют, что SMM – это какой-то ящик, кото­рый про­сто надо открыть, и все сра­зу ста­нет хоро­шо. Но это не так. Резуль­та­ты от рабо­ты в соци­аль­ных сетях будут толь­ко в том слу­чае, если у вас в целом хоро­ший мар­ке­тинг. Надо посто­ян­но уде­лять вни­ма­ние сво­ей стра­те­гии и раз­ви­вать­ся шаг за шагом. Тогда через вре­мя у вас будет резуль­тат. Поэто­му и сто­ит най­ти пер­спек­тив­но­го тол­ко­во­го сотруд­ни­ка и уде­лить вни­ма­ние его росту как про­фес­си­о­на­ла», – гово­рит Миха­ил Буто­рин.