ЕГЭ против технологий: как школьники пишут чат-ботов и собирают дроны

Школьники рассказали, как решение практических задач помогает на экзаменах. Фото предоставлено пресс-службой Олимпиады НТИ.
Школь­ни­ки рас­ска­за­ли, как реше­ние прак­ти­че­ских задач помо­га­ет на экза­ме­нах. Фото предо­став­ле­но пресс-служ­бой Олим­пи­а­ды НТИ.

Школь­ни­ки боль­ше не сидят за учеб­ни­ка­ми: они пишут чат-ботов, соби­ра­ют дро­ны и про­ек­ти­ру­ют робо­тов. Надеж­да Вечо­рек, пресс-сек­ре­тарь Олим­пи­а­ды Наци­о­наль­ной тех­но­ло­ги­че­ской ини­ци­а­ти­вы (НТИ), спе­ци­аль­но для Теп­ли­цы спро­си­ла у фина­ли­стов инже­нер­ных сорев­но­ва­ний, как новые навы­ки помог­ли им в под­го­тов­ке к ЕГЭ. Ока­за­лось, уме­ние настра­и­вать аква­пон­ную уста­нов­ку не при­не­сет 100 бал­лов, но помо­жет най­ти силы на моно­тон­ную под­го­тов­ку и справ­лять­ся со стрес­сом.

Никита Игнатьев, Москва

99 баллов по математике и 90 – по физике

Ники­та стал побе­ди­те­лем в про­фи­ле «Авто­ном­ные транс­порт­ные систе­мы». Он счи­та­ет, что опыт реше­ния акту­аль­ных инже­нер­ных задач на ЕГЭ не при­го­дил­ся, но и не поме­шал.

«Я писал ЕГЭ само­сто­я­тель­но, без осо­бой под­го­тов­ки. ЕГЭ рази­тель­но отли­ча­ет­ся от какой-либо прак­ти­че­ской дея­тель­но­сти. Там тре­бу­ет­ся сле­до­вать шаб­ло­ну, а подав­ля­ю­щее боль­шин­ство вопро­сов тесто­вые. На Олим­пиа­де НТИ мы рабо­та­ем с тех­но­ло­ги­я­ми, робо­та­ми, обо­ру­до­ва­ни­ем, про­яв­ля­ем твор­че­ский под­ход, выпол­ня­ем прак­ти­че­ские зада­ния. Так что эти зна­ния не помог­ли в ЕГЭ, но могут помочь в реаль­ных зада­чах». Ники­та Игна­тьев 

Школь­ни­ки счи­та­ют, что уме­ние выпол­нять прак­ти­че­ские зада­ния на экза­мене не поме­ша­ет. Фото предо­став­ле­но пресс-служ­бой Олим­пи­а­ды НТИ.

Виктория Попова, Губкин

100 баллов по химии

Вик­то­рия – при­зер Олим­пи­а­ды НТИ по про­фи­лю «Инже­нер­ные био­ло­ги­че­ские систе­мы, Агро­био­тех­но­ло­гии». Она тоже дума­ет, что уча­стие в сорев­но­ва­ни­ях не помог­ло ей на экза­ме­нах. «Я пора­бо­та­ла с аква­пон­ны­ми уста­нов­ка­ми, но вряд ли это ока­за­ло весо­мое вли­я­ние на под­го­тов­ку. Кро­ме изу­че­ния каких-либо вопро­сов, в том чис­ле встре­ча­ю­щих­ся на ЕГЭ», – гово­рит она. 

Леонид Безвершенко, Саратов

100 баллов по информатике, больше 90 по математике и физике

Лео­нид стал побе­ди­те­лем про­фи­ля «Боль­шие дан­ные и машин­ное обу­че­ние». Три года назад он увлек­ся про­грам­ми­ро­ва­ни­ем и был в чис­ле луч­ших выпуск­ни­ков пилот­но­го запус­ка «Яндекс.Лицея» в сво­ем горо­де.

«Для под­го­тов­ки к зада­ни­ям по выбо­ру пра­виль­но­го уда­ре­ния я напи­сал чат-бота. Соста­вил пул отве­тов на осно­ве орфо­эпи­че­ско­го мини­му­ма, игро­фи­ци­ро­вал про­цесс, что­бы было инте­рес­ней. В ито­ге моим ботом поль­зо­вал­ся и я сам, и мои зна­ко­мые. Каж­дый день появ­ля­лось по 5–6 новых поль­зо­ва­те­лей. Подоб­ная шту­ка есть для бра­у­зе­ра, но я очень мно­го вре­ме­ни про­во­жу в чатах, поэто­му и сде­лал бота, что­бы не лазать туда посто­ян­но». Лео­нид Без­вер­шен­ко

Лео­нид Без­вер­шен­ко для под­го­тов­ки к ЕГЭ напи­сал чат-бота. Фото предо­став­ле­но пресс-служ­бой Олим­пи­а­ды НТИ.

Лео­нид счи­та­ет, что прак­ти­че­ские навы­ки имен­но для ЕГЭ не осо­бо полез­ны. Но реше­ние инже­нер­ных задач все рав­но дает важ­ный опыт. Напри­мер, он научил­ся рас­пре­де­лять вре­мя, оце­ни­вать слож­ность зада­ний, раз­би­вать ком­плекс­ные зада­чи на эта­пы. Это помог­ло во вто­рой части ЕГЭ, кото­рую он решал имен­но по тако­му прин­ци­пу.

Марк Капланский, Первоуральск

96 баллов по математике, 98 – по химии

Марк Кап­лан­ский стал побе­ди­те­лем Олим­пи­а­ды НТИ по про­фи­лю «Ком­по­зит­ные тех­но­ло­гии». Он тра­тил мно­го вре­ме­ни на под­го­тов­ку к ЕГЭ по учеб­ни­кам. Но потом понял, что бес­ко­неч­ные заня­тия по кни­гам уби­ва­ют его инте­рес к реаль­ным нау­кам. Най­ден­ный выход – уча­стие в сорев­но­ва­ни­ях с прак­ти­че­ской частью. Хотя поезд­ки и отни­ма­ли вре­мя от под­го­тов­ки к экза­ме­нам, они помог­ли Мар­ку вер­нуть утра­чен­ную моти­ва­цию и добить­ся в ито­ге отлич­ных резуль­та­тов.

Участ­ни­ки сорев­но­ва­ний рабо­та­ют с совре­мен­ным обо­ру­до­ва­ни­ем. Фото предо­став­ле­но пресс-служ­бой Олим­пи­а­ды НТИ.

«Я был счаст­лив рабо­тать в лабо­ра­то­ри­ях, про­во­дить хими­че­ские пре­вра­ще­ния и кон­стру­и­ро­вать слож­ные устрой­ства. Обу­чать­ся чему-то гораз­до про­ще и инте­рес­нее на прак­ти­ке, непо­сред­ствен­но за рабо­той. Невоз­мож­но научить­ся про­грам­ми­ро­вать, не побы­вав за ком­пью­те­ром. И невоз­мож­но научить­ся выпа­ри­вать, не потро­гав вытяж­ной шкаф. В шко­ле без кон­ца мож­но читать, как реа­ги­ру­ет щелочь с кис­ло­той, но эффек­тив­ней один раз про­ве­сти этот опыт само­му, пора­бо­тать с хими­че­ской посу­дой и элек­трон­ным обо­ру­до­ва­ни­ем. Химия, физи­ка – это при­клад­ные нау­ки, а зна­чит, зани­ма­ясь ими, сто­ит искать воз­мож­ность пора­бо­тать рука­ми». Марк Кап­лан­ский

Егор Зайцев, Калининград

100 баллов по информатике

Егор Зай­цев в 2018 году побе­дил в про­фи­ле «Авто­ном­ные транс­порт­ные систе­мы» в лич­ном и команд­ном заче­те. В отли­чие от Мар­ка, Егор не гото­вил­ся к экза­ме­нам спе­ци­аль­но. Он уве­рен, что для успе­ха доста­точ­но хоро­ших педа­го­гов в шко­ле и высо­кой моти­ва­ции. Так­же Егор счи­та­ет, что рабо­та с робо­та­ми дает реаль­ные навы­ки и насто­я­щее пони­ма­ние совре­мен­ных инже­нер­ных про­блем. Но эти зна­ния важ­ны не для ЕГЭ, а для буду­щей рабо­ты. 

Егор Зай­цев счи­та­ет, уча­стие в сорев­но­ва­ни­ях не помо­га­ет решать шаб­лон­ные зада­ния на экза­мене. Фото предо­став­ле­но пресс-служ­бой Олим­пи­а­ды НТИ.

«Не думаю, что Олим­пи­а­да НТИ как-то силь­но помог­ла мне под­го­то­вить­ся к ЕГЭ. Все-таки в ЕГЭ мно­го шаб­лон­ных задач, и уме­ние про­грам­ми­ро­вать коптер тут осо­бо не нуж­но. Пред­мет­ные навы­ки, кото­рые мы полу­чи­ли, участ­вуя в олим­пиа­де, напря­мую не при­го­ди­лись. Зато это был очень полез­ный опыт кос­вен­но. Рабо­та в коман­де, в сжа­тых вре­мен­ных рам­ках учит справ­лять­ся со стрес­сом, соби­рать­ся с мыс­ля­ми и не под­да­вать­ся пани­ке. А это очень важ­но во вре­мя экза­ме­на. Вто­рой боль­шой бонус, кото­рый я полу­чил, – моти­ва­ция. Моти­ва­ция у меня была высо­кой с момен­та побе­ды в Олим­пиа­де НТИ. Я думал, что эти зада­чи для меня – раз плю­нуть, после того как про­грам­ми­ро­вал коптер. Так и вышло. Я вооб­ще не вол­но­вал­ся». Егор Зай­цев

Александр Яковлев, Оренбург

100 баллов по физике, 98 по русскому языку, 94 балла по математике и информатике

Алек­сандр Яко­влев стал фина­ли­стом про­фи­ля «Систе­мы свя­зи и дистан­ци­он­но­го зон­ди­ро­ва­ния зем­ли». Он согла­сен, что рабо­та с совре­мен­ным обо­ру­до­ва­ни­ем мало помо­га­ет при под­го­тов­ке к экза­ме­нам, но дает дру­гие пре­иму­ще­ства.

«Чем мне помог­ли сорев­но­ва­ния? Обще­ние с людь­ми с похо­жи­ми инте­ре­са­ми, с кото­ры­ми мы в ито­ге гото­ви­лись вме­сте. Мы рабо­та­ли в лабо­ра­то­рии боль­ше 10 часов в день и поло­ви­ну ночи еще реша­ли задач­ки. Это силь­но зака­ля­ет чело­ве­ка перед экза­ме­ном, к тому же под­го­тов­ка в таком же мно­го­ча­со­вом режи­ме после это­го уже не страш­на. Так­же вто­рой отбо­роч­ный и заклю­чи­тель­ный тур тре­бу­ют хоро­ших зна­ний по опре­де­лен­ной теме, застав­ля­ют на более глу­бо­ком уровне выучить пред­мет, а это тоже неред­ко быва­ет необ­хо­ди­мо на ЕГЭ. На про­тя­же­нии несколь­ких меся­цев я решал аст­ро­но­ми­че­ские задач­ки. И был вполне уве­рен, что если мне дадут на ЕГЭ задач­ку из небес­ной меха­ни­ки, то я точ­но с ней справ­люсь». Алек­сандр Яко­влев

Участ­во­вать во все­рос­сий­ской инже­нер­ной олим­пиа­де НТИ может любой уче­ник 8–11 клас­сов. Для это­го нуж­но заре­ги­стри­ро­вать­ся на сай­те и решить зада­чи пер­во­го эта­па.