Франшиза «Мама работает»: как масштабировать социальный проект

Задача социальной франшизы - совместить получение дохода и сохранение миссии проекта. Фото Shutterstock.

Олеся Кашаева рассказала, как работает социальная франшиза.

Команда проекта «Мама работает» запускает одну из первых в России социальных франшиз. Коворкинги для мам будут открываться по всей стране. Журналист Теплицы Екатерина Ульянова спросила у основательницы проекта Олеси Кашаевой, почему проект выбрал такой формат масштабирования и как работает социальная франшиза.

Особенности социальной франшизы

Франшиза – это договор с компанией-владельцем об использовании известного бренда на оговоренных с ней условиях. В качестве франшизы могут выступать:

  • методы ведения бизнеса;
  • товарный знак;
  • технология.

Право ими пользоваться франчайзер передает франчайзи за плату и оформляет взаимоотношения в соответствии с законом об охране интеллектуальной собственности. По договору франчайзи (покупатели франшизы) получают возможность пользоваться брендом, инструкциями и поддержкой франчайзера (собственника франшизы). За это они платят за паушальный взнос (единоразовый платеж) и роялти (ежемесячные отчисления).

Социальная франшиза – это тоже форма франчайзинга, но она, в первую очередь, нацелена на смягчение или решение социальных проблем. И в данном случае задача франшизы – совместить получение дохода и сохранение миссии проекта.

При этом Олеся Кашаева говорит, что такой формат масштабирования социальных проектов новый для российского рынка. У команды «Мама работает» не было перед глазами успешных примеров, когда предпринимателям удалось запустить франшизу и при этом сохранить социальную составляющую и получение прибыли. Поэтому все пришлось придумывать самим с нуля.

Олеся Кашаева считает, что социальная франшиза - это новый для России формат. Источник фото: Facebook.com.
Олеся Кашаева считает, что социальная франшиза — это новый для России формат. Источник фото: Facebook.com.

В итоге команда «Мама работает» решила не брать с франчайзи паушальный взнос и роялти. Платить они будут за обучение и сертификацию. Специалисты проекта передадут им методику и помогут адаптировать проект к реалиям того региона, в котором он будет запускаться. Если возникнут какие-то сложности, франчайзи смогут обратиться за помощью к сотрудникам «Мама работает», и те поделятся опытом и помогут решить задачу. При необходимости за дополнительную плату специалисты будут выезжать на места. Также каждый год региональные проекты должны будут подтверждать сертификацию и проходить дополнительное обучение.

«Наша схема отличается от традиционной коммерческой. Мы не берем роялти, чтобы франчайзи могли предоставлять услуги нашей целевой аудитории. Потому что коворкинг для мам по условиям нашего проекта должен быть бесплатный. Иначе он просто не будет иметь смысла – ежемесячный платеж за рабочее место по стоимости выйдет почти как оплата няни. И мамы просто не получат поддержку. А значит, и наша социальная миссия не будет выполнена. Мы поняли, что лучше франчайзи будут покупать нашу пакетную услугу по сертификации и настройке проекта. А вместо роялти будут предоставлять целевой аудитории бесплатные услуги». Олеся Кашаева

Отличие от филиалов 

На старте проекта восемь лет назад команда «Мама работает» не предполагала, что он станет всероссийским. Но потом стали приходить запросы на открытие коворкингов из других городов. Стало понятно, что проект надо масштабировать. Олеся Кашаева решила, что надо запускать франшизу, но для начала понять, сработает ли вообще придуманная ею схема передачи методики.

Поэтому сотрудники «Мама работает» начали открывать филиалы. Все расходы при этом проект брал на себя: оплату аренды, зарплаты сотрудников, стартовые вложения. Также команда помогала наладить контакты с местной администрацией и найти помещение для коворкинга. Так Олеся Кашаева и ее команда научились открывать новые отделения и передавать свой опыт. 

«Нам важно было понять, на что обратить внимание, какие есть слабые места. Сейчас филиалы уже получили наши сертификаты на право реализации проекта в своем регионе и работают самостоятельно. И на основе опыта их открытия мы будем продавать социальную франшизу. Принципиальных отличий при этом нет. Все то, что было доступно нашим филиалам, мы будем делать и для франчайзи. Разница в том, что мы не будем оплачивать расходы новых проектов». Олеся Кашаева

Возможность для регионов 

Чтобы запустить собственную франшизу, социальный проект должен:

  • добиться результатов;
  • быть известным широкой аудитории;
  • приносить прибыль его основателям;
  • иметь проработанную методику решения социальных задач.

Олеся Кашаева считает, что социальная франшиза пока не получила широкого распространения в России, потому что слишком мало проектов подходят под эти критерии. «Социальное предпринимательство только-только начало набирать обороты. Есть буквально несколько проектов, которые добились большого успеха, у них есть наработанная методика, ресурсы и репутация. Поэтому я считаю, что пока этот формат масштабирования просто не успел набрать обороты», – говорит основательница «Мама работает». 

При этом интерес к успешным историям растет. Олеся Кашаева уверена, что начинать проект в регионе бывает очень сложно. Если у предпринимателя нет наработанной репутации, то ему придется с нуля выстраивать отношения с местной администрацией. Например, чтобы найти помещения для коворкинга на льготных условиях. Команда «Мама работает» сама пишет запросы главам регионов и устанавливает с ними контакт. И проекту с наработанной репутацией быстрее идут навстречу.

«Тем более проект всегда по франшизе можно адаптировать под конкретный регион. Какие-то форматы хорошо зайдут в крупных городах, какие-то в малых. Например, наш филиал в небольшом Альметьевске стал еще и центром развлечения для мам, у них есть занятия по зумбе, кулинарные студии. Мы увидели, что на это есть спрос у местной аудитории. Франчайзи также смогут докручивать проект под себя. Весь  тот год, на который мы выдаем сертификацию, наши специалисты все время будут на связи. И помогут найти подходящие решения и форматы». Олеся Кашаева

Не бояться копирования 

Проект может столкнуться с тем, что кто-то не захочет платить деньги за использование франшизы. И решит просто взять идею и открыть похожий проект в своем городе под собственным именем. Основательница «Мама работает» считает, что к таким случаям надо относиться спокойно. И пресекать стоит только полное копирование, когда без разрешения используют тексты с сайта или заявок на гранты.

При этом человек, который купил франшизу, и тот, кто просто взял идею успешного проекта, изначально находятся на разных стартовых позициях. Олеся Кашаева уверена, что франчайзи всегда будет на несколько ступеней выше. С каждой проблемой, которая обязательно возникнет после запуска, он может обратиться к опытным специалистам, которые уже решали аналогичные задачи несколько раз. Франчайзи также получает ресурсы и поддержку и проходит тот путь, на который у стартапа уйдет несколько лет, за пару месяцев. 

«Невозможно повторить успех, просто взяв описание и идею проекта. Ценность франшизы в том, что все методы уже отработаны, каждое решение опробовано несколько раз. А начинающим придется самим набивать шишки. Сейчас я намного проще отношусь к копированию идеи. Наша команда все равно не сможет открыть все и сразу. Но когда копируют наши тексты, а потом говорят, что это ради доброго дела, мы обращаемся к юристам. В любых ситуациях надо оставаться в рамках закона». Олеся Кашаева

Система отбора франчайзи 

Для самого проекта, который выступает в роли франчайзера, открытие новых отделений – это не только способ заработка. Силами одной команды сложно решить поставленные социальные задачи по всей стране. Новые отделения также будут нести миссию проекта.  Поэтому одно из основных отличий социальной франшизы от коммерческой – тщательный подход к выбору партнеров. Основательница «Мама работает» уверена, что нельзя продавать возможность работать под своим именем всем желающим. И стоит проводить тщательный отбор.

Перед продажей франшизы нужно понять:

  • есть ли у новой команды совпадение с проектом по приоритетам;
  • какие у руководителей и сотрудников ценности;
  • какое у потенциальных партнеров видение себя в проекте;
  • что команда хотела бы сделать в рамках проекта;
  • какие социальные задачи планирует решить.

«Нам поступало много заявок на открытие филиалов. И мы выработали методику отбора. Ею же мы будем пользоваться при продаже франшизы. Когда ты открываешь бизнес, у тебя для этого должны быть не только финансовые возможности, но и внутренний стержень. Конечно, ответы на наши вопросы не дают никаких гарантий. Но мы постараемся понять, считают ли люди, что социальный проект – это легкий способ заработать денег. Потому что это не так. Нужно быть готовым к трудностям и не сдаваться при первых же сложных задачах». Олеся Кашаева

Словарь терминов

  • Франшиза – возможность вести бизнес под чужим брендом, заплатив первоначальный взнос и делая регулярные отчисления в виде процента от прибыли или фиксированных сумм.
  • Франчайзер – собственник франшизы, который обладает технологиями, товарами, торговыми знаками или готовыми схемами ведения бизнеса.
  • Франчайзи – покупатели франшизы, которые, действуя от лица франчайзера и пользуясь его наработками и поддержкой, развивают свой бизнес.
  • Паушальный взнос – единоразовый платеж за вхождение в готовый бизнес для получения возможности работать от имени компании.
  • Роялти – ежемесячный взнос за использование бренда. Это может быть фиксированная ставка, а также процент от выручки или объема продаж.

Самое популярное

Будьте с нами на связи, независимо от алгоритмов

Telegram-канал E-mail рассылка RSS-рассылка
Как победить алгоритмы: прочитай инструкции, как настроить приоритетный показ материалов в социальных сетях и подключить RSS-ленту.